Учет денежных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета денежных средств на основе изучения их теории и практики, проведение анализа денежных потоков для получения информации и разработки рекомендаций по эффективному использованию денежных средств.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

1.Определить понятие денежных средств предприятия, содержание правил и порядка их учета.

2. Исследовать организацию учета денежных средств в ООО «Химсервис»

3. Проанализировать движение денежных средств и разработать рекомендации по повышению эффективности их использования в ООО «Химсервис».

Содержание

Введение
Глава I. Учет денежных средств предприятия

1.1 Учет кассовых операций и денежных документов
1.2 Безналичные формы расчетов
1.3 Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке

1.4 Учет переводов в пути

1.5 Отчет о движении денежных средств

Глава II. Учет и анализ денежных средств предприятия

2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия

2.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия

2.3 Анализ движения денежных средств предприятия

2.4 Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом

2.5 Выводы и предложения по улучшению финансовой деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержани2.docx

— 120.94 Кб (Скачать)

     Безналичные расчеты осуществляют посредством  безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов и банках, системы корреспондентских  счетов между различными банками, клиринговых  зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

     Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и  расчетные операции.

     Безналичные расчеты осуществляют по товарным и  нетоварным операциям. К товарным операциям  относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают  на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.

     К нетоварным операциям относят расчеты  с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями  и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

     В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчеты разделяют на иногородние  и одногородние (местные).

     Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

     а)расчеты  платежными поручениями;

     б)расчеты  по инкассо;

     в)расчеты  на аккредитиву;

     г)расчеты  чеками.

     Формы безналичных расчетов избираются организациями  самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых организациями  с банками. В рамках безналичных  расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и  получатели средств (взыскатели), а  также обслуживающие их банки  и банки-корреспонденты.

     Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ - это оформленное  на бумажном носителе или в электронном  виде распоряжение:

     а)плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

     б)получателя - о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

     Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных  дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько  экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением  копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.3

     Первый  экземпляр расчетного документа (кроме  чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации  отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе  ставится оттиск печати.

     Платежным поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

     Платежными  поручениями могут производиться  перечисления денежных средств:

     а)за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

     б)в  бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

     в)в  целях возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и

     уплаты  процента по ним;

     г)по распоряжению физических лиц или  в пользу физических лиц,

     д)в  других целях, предусмотренных законодательством  или договором.

     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товаров работ, услуг или  для осуществления периодических  платежей. И платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия да нежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

     Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика  платежа.

     Расчеты по инкассо производятся на основании  платежных требований и инкассовых поручений.

     Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к  должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк и применяются  при расчетах за товары, а также  в иных случаях, предусмотренных  договором плательщика с его  контрагентом.

     Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным  акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяемся сторонами по основному  договору (по не менее пяти рабочих  дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта  считаются пять рабочих дней.

     Достоинством  акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она  позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных  договорами. Ее недостаток заключается  в сравнительно медленном поступлении  средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового  пробега).

     Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми  в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих  законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика  без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.4 

         1.3 Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке 

     Каждая  организация вправе открывать в  любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций.

     Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы  и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного  счета могут быть открыты расчетные  субсчета для зачисления выручки  и производства расчетов по месту  нахождения нехозрасчетных подразделений.

     Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность  открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.

     Для открытия расчетного счета организация  должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:

     а)заявление  на открытие счета установленного образца;

     б)нотариально  заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

     в)справку  налогового органа о регистрации  организации в качестве налогоплательщика;

     г)копии  документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного  медицинского страхования;

     д)карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную нотариально.5

     При временном отсутствии печати у созданной  организации руководитель банка  разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представлять в банк документы без оттиска  печати.

     С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных  расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные  нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с  пего банк производит на основании  письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия. Исключения составляют платежи, взыскиваемые в  бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.

     В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные  в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального  назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

     В безакцептном порядке оплачивают счета  энергоснабжающих, теплоснабжающих  и водопроводно-канализационных  организаций.

     При недостаточности денежных средств  на счете списание денежных средств  со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855):

     1)по  исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств со счета для удовлетворения  требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

     2)по  исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств для расчетов по выплате  выходных пособий и оплате  труда лиц, работающих по трудовому  договору, в том числе по контракту,  по выплате вознаграждении по  авторскому договору;

     3)по  платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств для расчетов по оплате  труда с лицами, работающими по  трудовому договору, в том числе  по контракту, а также по  отчислениям в Пенсионный фонд  Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского  страхования;

     4)по  платежным документам, предусматривающим  платежи в бюджет;

     5)по  исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;

     6)по  другим платежным документам  в порядке календарной очередности.

     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной  очередности поступлений документов.

     Ежедневно или в другие сроки, установленные  по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают  начальный и конечный остатки  на расчетном счете и суммы  операций, отраженных на расчетном  счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при  обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут  быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

     Денежные  средства предприятия, хранящиеся на расчетных  счетах, учитывают на активном синтетическом  счете 51 «Расчетные счета». В дебет  этого счета записывают поступления  денежных средств па расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.6

     На  счете 55 «Специальные счета в банках»  учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной  и зарубежной валютах, находящихся  в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме  векселей), на текущих, особых и специальных  счетах, а также движение средств  целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному  хранению. К счету 55 могут быть открыты  субсчета:

     1«Аккредитивы»;

     2«Чековые  книжки»;

     3«Депозитные  счета» и др.

     Порядок осуществления расчетов при аккредитивной  форме расчетов регулируется Центральным  банком РФ.

     Зачисление  денежных средств в аккредитивы  отражается по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»  и других счетов.

     По  мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.

Информация о работе Учет денежных средств предприятия