Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:11, дипломная работа
Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых вопросов учета дебиторской задолженности и особенности ее управления на исследуемом предприятии.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты дебиторской задолженности ;
- рассмотреть анализ управления дебиторской задолженностью на исследуемом предприятии;
- выявить пути совершенствования в учете и управлении дебиторской задолженности.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты учета и управления дебиторской задолженности
1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности
1.2 Организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью
Глава II. Организация учета и управление дебиторской задолженности в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.1 Организационно- экономические показатели в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.2 Учет и управление дебиторской задолженностью в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.3 Анализ дебиторской задолженности Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
Глава III Механизм контроля как эффективность управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Для аналитического учета расчетов по счету 1290 «Резервы по сомнительным требованиям» предназначен журнал-ордер №10. Если субъект владеет прямо или косвенно более 50% голосующих акций другого субъекта, инвестор устанавливает контроль над этим субъектом и признается основным хозяйственным товариществом, а инвестируемый субъект -дочерним хозяйствующим товариществом. Основное товарищество и все его дочерние организации образуют группу. Аналитический учет ведется по каждому дочернему товариществу.
В состав счетов следующего рассматриваемого нами подраздела
1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность»включаются:
1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»
На счетах данного подраздела обобщается дебиторская задолженность дочерних и совместно контролируемых юридических лиц.
Дочерняя хозяйственная организация не отвечает по долгам своей основной хозяйственной организации.
Зависимые организации, в отличие от дочерних, являются своего рода филиалами, и не имеют собственного уставного фонда. Их балансы предназначены исключительно для внутреннего использования.
Вместе с тем зависимые организации обязаны самостоятельно вести бухгалтерский учет своей финансово-хозяйственной деятельности с формированием необходимых регистров учета, включая Главную книгу и баланс. В головном предприятии балансы зависимых товариществ суммируются с остальными, и составляется общая консолидированная отчетность.
Методика составления консолидированной отчетности предоставлена в НСФО № 2 раздел 9 «Консолидированная финансовая отчетность».
Характеризуя счет 1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций», отметим, что в НСФО № 2 разделе 10 «Отражение в финансовой отчетности доли участия по совместной деятельности» приводится интерпретация понятия «совместно контролируемое юридическое лицо». В частности,подчеркивается, что «участник совместно контролируемого юридического лица в своих отдельных финансовых отчетах и консолидированной финансовой отчетности должен отражать свою долю участия, используя один из двух отчетных форматов для пропорциональной консолидации».
Применительно к учету операций по задолженности дочерних(зависимых товариществ все бухгалтерские записи должны найти отраженные в журнале- . ордере №11 по кредиту счетов подраздела 1200.
Основная корреспонденция счетов по учету дебиторской задолженности дочерних организаций показана в таблице 1.6
Таблица 1.6 - Корреспонденции проводок по учету дебиторской задолженности дочерних (зависимых) организаций
Содержание операции | Д-т | К-т |
Увеличение краткосрочной дебиторской задолженности, дочерних, ассоциированных и совместных организаций, филиалов и структурных подразделений в иностранной валюте в результате изменения рыночного курса обмена валют | 1220 1230 1240 | 6250 |
Оплата за дочерние, ассоциированные и совместные организации, филиалы и структурные подразделения | 1220 1230 1240 | 1010 1030 1050 1060 |
Отражение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности дочерних, ассоциированных и совместных организаций, филиалов и структурных подразделений | 1220 1230 1240 | 2110 2120 2130 2140 |
Поступление платежей от за реализованную продукцию и оказанные услуги, а также за реализованные нематериальные активы, основные средства, инвестиции в недвижимость, финансовые инвестиции и другие активы | 1010 1030 | 1220 |
Также можно осуществлять деятельность с этим предприятиями по взаимозачету, то есть закрывать нашу задолженность перед ними.
Рассмотрим бухгалтерские записи по 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность", где отражаются операции по прочей дебиторской задолженности сроком до одного года, не указанной в предыдущих группах, например, задолженность по векселям полученным, по осуществлению страховых, выплат страховым организациям, об арендных обязательствах к поступлению; излишне перечисленные суммы в бюджет и внебюджетные организации; суммы претензий, предъявленных к поставщикам,подрядчикам, транспортным организациям и иным юридическим лицам за обнаруженные несоответствия, недостачи товарно-материальных запасов сверх норм естественной убыли, штрафы, пени, неустойки.
Таблица 1.7 Корреспонденции проводок по учету прочей дебиторской задолженности
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Возникновение дебиторской задолженности по возврату бракованных материалов, товаров. Сумма, ошибочно списанная со счетов в банках | 1280 1280 | 1310,1330 1350 1030,1060 |
Суммы претензий, предъявленных к поставщикам и подрядчикам, транспортным и иным организациям за обнаруженные несоответствия, недостачи товарно-материальных запасов, сверхнормативные потери | 1280 | 1310, 1330 1350 |
Возникновение дебиторской задолженности по возмещению убытков от чрезвычайных ситуаций (по договору страхования) | 1280 | 7470 |
Поступление платежей в счет погашения прочей дебиторской задолженности | 1010, 1020, 1030 | 1280 |
Возникновение дебиторской задолженности по возврату бракованных материалов, товаров | 1280 | 1310, 1330, 1350 |
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия посылают своих работников в служебные командировки, приобретают в магазинах товары, оплачивают почтовые расходы и прочие расходы. Эти расходы не всегда можно оплатить безналичным путем через банки, поэтому для оплаты вышеперечисленных расходов работникам выдают в подотчет наличные деньги.
Деньги выдаются согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия.
Авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах и только тем сотрудникам, на которых распоряжением руководителя возложено осуществление расходов из подотчетных сумм, а также лицам, направляемым в командировку.
Деньги на командировочные расходы выдаются в пределах сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки и обратно, возмещения расходов суточных и расходов по найму помещения на срок командировки, подтвержденных документально.
Выдача в подотчет из кассы, производится по расходному кассовому ордеру, в котором указывается, на какие цели выдан аванс.
Неизрасходованные суммы авансов подлежат возврату в кассу по приходному кассовому ордеру, или удерживаются из заработной платы.
Для обобщения данных, подтверждающих расход авансовых сумм, заполняется авансовый отчет, предоставляемый в бухгалтерию в установленные сроки (в течение трех дней после возвращения из командировки или расхода подотчетных сумм).
К авансовому отчету прилагается командировочное удостоверение на котором должны быть проставлены 4 печати (две об убытии и две о прибытии), и документы, подтверждающие расходы подотчетных сумм.
За время нахождения в командировке командировочному оплачиваются:
суточные, в размере, установленного для того периода, в котором работник был в командировке;
фактически произведенные расходы на наем жилого помещения,включая оплату расходов за бронь;
фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь;
суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан.
Для всех видов авансовых отчетов существует единый порядок его обработки: сданный в бухгалтерию отчет проверяется, на лицевой стороне указывается сумма, принятая к возмещению, а также сумма перерасхода или остатка для возврата в кассу.
После проверки бухгалтер передает авансовый отчет руководителю, для утверждения, после чего авансовый отчет является основанием для заполнения учетного регистра № 7, который совмещает синтетический и аналитический учет. Форма записи линейная, это значит, что каждой выданной в подотчет сумме в журнале-ордере отводится одна строка.
Если суммы, выданные в подотчет, были потрачены на приобретение товаров или оплату услуг, также заполняется авансовый отчет, к которому прикладываются правильно оформленные первичные документы,подтверждающие произведенные расходы.
Кроме расчетов с подотчетными лицами за суммы, выданные на командировки или хозяйственные нужды, на счете 1250 ведется следующий учет:
-Расчеты с работающими, за товары, проданные в кредит. Они могут осуществляться двумя способами. Первый — на основании поручений-обязательств
своих работников, предприятие удерживает из их заработной платы очередные платежи и перечисляет их торговым организациям. Второй -предприятие полностью возмещает за своего работника торговым организациям суммы за товары, проданные в кредит, а затем равномерно удерживает из их заработной платы очередные платежи.
Расчеты по предоставленным займам.
Расчеты по возмещению материального ущерба. Бухгалтерия обязана осуществлять строгий контроль за сохранностью всех видов ценностей,принадлежащих предприятию, выявлять факты хищения, порчи, недостачи и привлекать виновных к ответственности.
Основные бухгалтерские проводки по учету движения средств на данном счете рассмотрены в таблице 1.8
Таблица 1.8 Основные бухгалтерские проводки по учету движения средств
Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит |
Выдача денег в подотчет на приобретение активов, для оплаты услуг, служебных командировок и т.д. | 1250 | 1010 1030 1060 |
Предоставление работникам краткосрочных займов | 1250 | 1010 1030 |
Выделение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности работников | 1250 | 2150 |
Ущерб, признанный виновным лицом или присужденный к взысканию судом (недостача, хищение, порча и др.) | 1250 | 1010 1310 1320 1330 1350 2410 2510 2520 и ДР. |
Погашение задолженности подотчетными лицами | 1120 1150 1310 1330 1350 | 1250 |
Возврат неизрасходованных подотчетными лицами сумм; сумм, взысканных с виновных лиц по причиненному ущербу, а также сумм платежей, поступивших от работника-заемщика | 1010 3350 | 1250 |
На счете 1260 "Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде", учитываются расходы по осуществлению текущих арендных платежей по операционной и финансовой аренде за текущий период.
В таблице 1.9 представлена основная корреспонденция по учету краткосрочной дебиторской задолженности по аренде
Таблица 1.9 Основная корреспонденция по учету краткосрочной дебиторской задолженности по аренде
Подлежащая к поступлению арендная плата по операционной аренде | 1260 | 6260 |
Подлежащая к поступлению штрафы, пени, неустойки по операционной аренде | 1260 | 6280 |
Выделение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности по финансовой аренде актива | 1260 | 2160 |
Погашение краткосрочной задолженности по аренде | 1010 1030 1020 1050 | 1260 |
3 Анализ дебиторской задолженности АО «КДК»
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Предприятие ТОО «МЕРЕЙ» зарегистрировано как акционированное общество с ограниченной ответственностью Управлением Юстиции23.02.2000 года за № 11008-191.7-ТОО, основная деятельность которого-деревообработка.
Основной целью деятельности общества является извлечение дохода. Для достижения указанной цели общество осуществляет следующие основные виды деятельности, не противоречащие законодательству Республики Казахстан:
Деревопереработка.
Изготовление столярных изделий.
Посредническая деятельность.
Производство товаров народного потребления и производственного назначения.
Коммерческая деятельность.
ТОО «МЕРЕЙ» также занимается дополнительным видом деятельности- сдача в аренду складских помещений. В связи с этим предприятие имеет дополнительный доход. При сдаче в аренду складских помещений между арендодателем и арендатором составляется договор аренды, который заключается на определенный срок.
Уставный капитал предприятия составляет 775000 тенге
Срок действия предприятия неограничен. ТОО «МЕРЕЙ» имеет печать, самостоятельный баланс, счета в банках, бланки со своим наименованием и символикой.
Предприятие вправе осуществлять найм работников на основе контрактов о найме, а также других форм регулирующих трудовые отношения,однако, среднегодовая численность работников не должна превышать 50 человек. На данный момент на предприятии числится 46 человек.
Отпуск материалов со склада в цех производится с помощью лимитно-заборных карт.
Предприятие самостоятельно определяет формы и систему оплаты труда, предусматривает в трудовых контрактах размеры тарифных ставок и окладов, рассматривая при этом государственные тарифы как минимальную гарантию оплаты труда работников и специалистов соответствующей квалификации.
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления ее деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии и наоборот.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной задаче - наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого она должна постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимизировать структуру актива и пассива баланса.