Учет дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых вопросов учета дебиторской задолженности и особенности ее управления на исследуемом предприятии.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты дебиторской задолженности ;
- рассмотреть анализ управления дебиторской задолженностью на исследуемом предприятии;
- выявить пути совершенствования в учете и управлении дебиторской задолженности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты учета и управления дебиторской задолженности
1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности
1.2 Организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью
Глава II. Организация учета и управление дебиторской задолженности в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.1 Организационно- экономические показатели в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.2 Учет и управление дебиторской задолженностью в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.3 Анализ дебиторской задолженности Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
Глава III Механизм контроля как эффективность управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом утвержденный.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Оно способствует своевременной инкассации долгов и минимизации потерь от просрочки платежа; предотвращает появление сомнительных долгов; обеспечивает помощь предприятиям в управлении кредитом;создает лучшие условия для успешной производственной деятельности, что позволяет предприятиям увеличивать оборот и прибыльность.

Факторинговая компания, становясь собственником неоплаченных счетов-фактур, принимает на себя риск их неоплаты.

Применение факторинга ускоряет получение платежей;снижает расходы поведению бухгалтерского учета, обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя. Система факторинговых операций включает предоставление клиенту разнообразных услуг и, в частности, бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, юридическое и другое обслуживание. Существует 2 вида факторинговых операций:

- конвенционный (открытый) факторинг, при котором поставщик уведомляет покупателя о продаже выписанных на его имя счетов-фактур факторской фирме (универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерское,информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, кредитное и юридическое обслуживание; за клиентом сохраняются практически только производственные функции);

-конфиденциальный (скрытый) факторинг, при котором никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж.

Стоимость конфиденциальных факторинговых операций выше,чем конвенционных; они значительно дороже других банковских кредитов.

Факторинговыми операциями занимаются специальные факторские компании, которые тесно связаны с банками либо являются их дочерними филиалами.

Типы факторинговых соглашений

Факгоринговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. До заключения договора фирма анализирует финансовое положение поставщика и его дебиторов. В целях снижения риска по факторинговым операциям поставщик должен:

- производить продукцию и услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; иметь устойчивые темпы роста производства;

-иметь твердо установленные условия продажи производимой продукции.

Соглашение о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного года до четырех лет.

Существует ряд объективных причин, по которым факторинговая компания не может предварительно оплачивать 100% стоимости долговых требований (за минусом стоимости своих услуг и процента за кредит).Прежде всего, это связано с возможным возникновением спорных моментов и ошибок в счетах.

Кроме того, данная разница необходима, чтобы компания могла при необходимости (например, при нарушении поставщиком условий факторингового соглашения) компенсировать предварительно оплаченные ей суммы.

С целью снижения риска по факторинговым операциям предусматривается установление в договорах предельных сумм по факторингу путем определения: лимитов задолженности по каждому покупателю, лимитов отгрузки продукции поставщиком покупателю; страхования риска неплатежа по сделкам.

Помимо учета счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно -финансовой деятельностью клиента:

-вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;

-консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;

информировать о рынках сбыта, ценах на товары,платежеспособности будущих покупателей и т.п.;

предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих,что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Как правило, в факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел банка -специализированное учреждение, покупающее счета - фактуры у своих клиентов,клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или товарная фирма,заключившая соглашение с факторинговой компанией: предприятие (заемщик) - фирма- покупатель товара. Причем в странах с развитой рыночной экономикой факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами компании изначально не обладают. Они получают их от головного банка на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30 процентов всех их ресурсов.

В соответствии со статьёй 729 «Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)» особенной части Гражданского Кодекса Республики Казахстан по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передаст или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороны (клиента), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу,вытекающее из отношений клиента (кредитора) с этим третьим лицом (должником).

Исходя из общепринятой банковской практики факторинг -это финансовая услуга, оказываемая банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Суть услуги состоит в том, что банк приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает ему требования к должникам, то есть возвращает от 70 до 90 процентов долга до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть суммы за вычетом вознаграждения возвращается после погашения всего долга. В результате клиент банка получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает банку, определенную комиссию.

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства.Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств,банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.

Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).

Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому" агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.

По просьбе должника финансовый агент обязан в разумный срок представить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансовому агенту действительно имела место. При обращении финансового агента к должнику с требованием произвести платеж, должник вправе предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту. Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным).При открытом договоре дебитор уведомляется об участии в факторинговой операции,при закрытом - дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора. В договоре, помимо основных условий, может оговариваться предусматриваемое право регресса (обратной переуступки требований - возврата их клиенту).

Взаимоотношения факторингового отдела коммерческого банка и поставщика по осуществлению операций регулируются договором или соглашением.Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным). При открытом договоре дебитор уведомляется об участии в факторинговой операции, при закрытом- дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора. В договоре, помимо основных условий, может оговариваться предусматриваемое право регресса (обратной переуступки требований - возврата их клиенту).

Следует подчеркнуть, что факторинговый договор в его традиционной форме предусматривает обслуживание только поставщика. Перед заключением договора компания внимательно изучает экономические и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются также балансы предприятия за последние годы и отчеты о финансовых результатах. Особое внимание обращают на число покупателей и на характер деловых связей предприятий, которые могут носить постоянный или случайный характер. Такой анализ обычно длится 1-2недели. Затем компания либо дает своё согласие, либо отказывается от обслуживания.

Если предприятие стало клиентом факторинговой компании,то оно направляет ей все счета-фактуры, выставленные на покупателей. Она изучает их и определяет платёжеспособность покупателей. Но каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (аналогично акцепту платежных требований). На это дастся срок от 24 часов до 2 - 3 дней.

В факторинговом договоре указывается способ определения предельной суммы по операциями и те обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел должен осуществлять платеж в пользу поставщика;устанавливается, является ли факторинг открытым (дебитор уведомлен об участии в сделке отдела) иди закрытым (дебитор не ставится в известность о наличии договора); при необходимости предусматривается право регресса, то есть обратной переуступки требования (возврат к поставщику).

При заключении договора с правом регресса поставщику могут быть возвращены платежные требования, переданные им факторинговому отделу. В случае отказа плательщика от выполнения своих обязательств. Однако в мировой практике договор с правом регресса заключается крайне редко, возможность появления спорных моментов или наступления неплатежеспособности плательщика сведена к минимуму. Чаще всего заключается договор без права регресса:факторинговый отдел банка берет на себя риск неплатежа.

Схема документооборота при факторинге приведена в рисунке3.2

 

Рисунок 3.2 Документооборот при факторинге

 

Где:

1 - отгрузка продукции и отсылка счета-фактуры покупателю с указанием срока платежа;

2- поставщик предоставляет копию счета-фактуры в фактор-фирму;

3 - оплата счета-фактуры (80 процентов от суммы счета);

- покупатель представляет в свой банк при наступлении срока поручение на оплату счета поставщика:

- оплата счета и перевод денег на счет фактор-фирмы;

- окончательный расчет фактор-фирмы с поставщиком.

Самое главное при заключении сделки по факторингу - это оговорить способ расчета предельной суммы и учета обязательства, при наступлении которых факторинговый отдел обязан осуществлять платежи в пользу плательщика. В мировой практике используются три метода установления предельных сумм:

Определение общего лимита. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования.Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком превысит установленную сумму, то согласно положению факторингового договора при несостоятельности плательщика все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны в первую очередь поступать факторинговому отделу, до тех пор, пока он не компенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика. И только затем деньги начинают поступать на счет самого поставщика.

Определение ежемесячных лимитов отгрузок. В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает ее, он застрахован от риска появления сомнительных долгов. Иногда лимит устанавливается не по месяцам, а по неделям.

Страхование по отдельным срокам. Данный метод используется, когда специфика производственной или сбытовой деятельности продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд отдельных, разовых, «штучных» сделок на крупные суммы с поставкой товаров к определённой дате. Тогда предельная сумма представляет собой полную стоимость каждого заказа.

Цена факторингового обслуживания зависит от вида услуг,финансового положения клиента, качества долговых требований, объема операций. В мировой практике она складывается из двух элементов: комиссионных и процентов,взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5 -2,5процентов). Соответственно с увеличением объема сделки растет и сумма.Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1 -2процента выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов). Несмотря на высокую стоимость, факторинг имеет значительные преимущества для клиентуры:ускорение оборота капитала, устранение риска неплатежа со стороны покупателей,улучшение структуры баланса, снижение издержек обращения.

Вообще, плата, взимаемая факторинговой компанией с клиента (поставщика), состоит из двух элементов.

Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание — ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска,кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов - фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности