Учет дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых вопросов учета дебиторской задолженности и особенности ее управления на исследуемом предприятии.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты дебиторской задолженности ;
- рассмотреть анализ управления дебиторской задолженностью на исследуемом предприятии;
- выявить пути совершенствования в учете и управлении дебиторской задолженности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты учета и управления дебиторской задолженности
1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности
1.2 Организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью
Глава II. Организация учета и управление дебиторской задолженности в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.1 Организационно- экономические показатели в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.2 Учет и управление дебиторской задолженностью в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.3 Анализ дебиторской задолженности Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
Глава III Механизм контроля как эффективность управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом утвержденный.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

В состав счетов следующего рассматриваемого нами подраздела

1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность»включаются:

1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций»

На счетах данного подраздела обобщается дебиторская задолженность дочерних и совместно контролируемых юридических лиц.

Дочерняя хозяйственная организация не отвечает по долгам своей основной хозяйственной организации.

Зависимые организации, в отличие от дочерних, являются своего рода филиалами, и не имеют собственного уставного фонда. Их балансы предназначены исключительно для внутреннего использования.

Вместе с тем зависимые организации обязаны самостоятельно вести бухгалтерский учет своей финансово-хозяйственной деятельности с формированием необходимых регистров учета, включая Главную книгу и баланс. В головном предприятии балансы зависимых товариществ суммируются с остальными, и составляется общая консолидированная отчетность.

Методика составления консолидированной отчетности предоставлена в НСФО № 2 раздел 9 «Консолидированная финансовая отчетность».

Характеризуя счет 1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций», отметим, что в НСФО № 2 разделе 10 «Отражение в финансовой отчетности доли участия по совместной деятельности» приводится интерпретация понятия «совместно контролируемое юридическое лицо». В частности, подчеркивается, что «участник совместно контролируемого юридического лица в своих отдельных финансовых отчетах и консолидированной финансовой отчетности должен отражать свою долю участия, используя один из двух отчетных форматов для пропорциональной консолидации».

Применительно к учету операций по задолженности дочерних(зависимых товариществ все бухгалтерские записи должны найти отраженные в журнале- . ордере №11 по кредиту счетов подраздела 1200.

Основная корреспонденция счетов по учету дебиторской задолженности дочерних организаций показана в таблице 1.6

 

Таблица 1.6 - Корреспонденции проводок по учету дебиторской задолженности дочерних (зависимых) организаций

Содержание операции

Д-т

К-т

Увеличение краткосрочной дебиторской задолженности, дочерних, ассоциированных и совместных организаций, филиалов и структурных подразделений в иностранной валюте в результате изменения рыночного курса обмена валют

1220

1230

1240

6250

Оплата за дочерние, ассоциированные и совместные организации, филиалы и структурные подразделения

1220

1230

1240

1010

1030

1050

1060

Отражение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности дочерних, ассоциированных и совместных организаций, филиалов и структурных подразделений

1220

1230

1240

2110

2120

2130

2140

Поступление платежей от за реализованную продукцию и оказанные услуги, а также за реализованные нематериальные активы, основные средства, инвестиции в недвижимость, финансовые инвестиции и другие активы

1010

1030

1220

 

Также можно осуществлять деятельность с этим предприятиями по взаимозачету, то есть закрывать нашу задолженность перед ними.

Рассмотрим бухгалтерские записи по 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность", где отражаются операции по прочей дебиторской задолженности сроком до одного года, не указанной в предыдущих группах, например, задолженность по векселям полученным, по осуществлению страховых, выплат страховым организациям, об арендных обязательствах к поступлению; излишне перечисленные суммы в бюджет и внебюджетные организации; суммы претензий, предъявленных к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям и иным юридическим лицам за обнаруженные несоответствия, недостачи товарно-материальных запасов сверх норм естественной убыли, штрафы, пени, неустойки.

 

Таблица 1.7 Корреспонденции проводок по учету прочей дебиторской задолженности

Содержание операции

Дебет

Кредит

Возникновение дебиторской задолженности по возврату бракованных материалов, товаров. Сумма, ошибочно списанная со счетов в банках

1280

1280

1310,1330

1350

1030,1060

Суммы претензий, предъявленных к поставщикам и подрядчикам, транспортным и иным организациям за обнаруженные несоответствия, недостачи товарно-материальных запасов, сверхнормативные потери

1280

1310, 1330

1350

Возникновение дебиторской задолженности по возмещению убытков от чрезвычайных ситуаций (по договору страхования)

1280

7470

Поступление платежей в счет погашения прочей дебиторской задолженности

1010, 1020, 1030

1280

Возникновение дебиторской задолженности по возврату бракованных материалов, товаров

1280

1310, 1330,

1350

 

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия посылают своих работников в служебные командировки, приобретают в магазинах товары, оплачивают почтовые расходы и прочие расходы. Эти расходы не всегда можно оплатить безналичным путем через банки, поэтому для оплаты вышеперечисленных расходов работникам выдают в подотчет наличные деньги.

Деньги выдаются согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия.

Авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах и только тем сотрудникам, на которых распоряжением руководителя возложено осуществление расходов из подотчетных сумм, а также лицам, направляемым в командировку.

Деньги на командировочные расходы выдаются в пределах сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки и обратно, возмещения расходов суточных и расходов по найму помещения на срок командировки, подтвержденных документально.

Выдача в подотчет из кассы, производится по расходному кассовому ордеру, в котором указывается, на какие цели выдан аванс.

Неизрасходованные суммы авансов подлежат возврату в кассу по приходному кассовому ордеру, или удерживаются из заработной платы.

Для обобщения данных, подтверждающих расход авансовых сумм, заполняется авансовый отчет, предоставляемый в бухгалтерию в установленные сроки (в течение трех дней после возвращения из командировки или расхода подотчетных сумм).

К авансовому отчету прилагается командировочное удостоверение на котором должны быть проставлены 4 печати (две об убытии и две о прибытии), и документы, подтверждающие расходы подотчетных сумм.

За время нахождения в командировке командировочному оплачиваются:

- суточные, в размере, установленного для того периода, в котором работник был в командировке;

- фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь;

- фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь;

- суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан.

Для всех видов авансовых отчетов существует единый порядок его обработки: сданный в бухгалтерию отчет проверяется, на лицевой стороне указывается сумма, принятая к возмещению, а также сумма перерасхода или остатка для возврата в кассу.

После проверки бухгалтер передает авансовый отчет руководителю, для утверждения, после чего авансовый отчет является основанием для заполнения учетного регистра № 7, который совмещает синтетический и аналитический учет. Форма записи линейная, это значит, что каждой выданной в подотчет сумме в журнале-ордере отводится одна строка.

Если суммы, выданные в подотчет, были потрачены на приобретение товаров или оплату услуг, также заполняется авансовый отчет, к которому прикладываются правильно оформленные первичные документы, подтверждающие произведенные расходы.

Кроме расчетов с подотчетными лицами за суммы, выданные на командировки или хозяйственные нужды, на счете 1250 ведется следующий учет:

-Расчеты с работающими, за товары, проданные в кредит. Они могут осуществляться двумя способами. Первый — на основании поручений-обязательств своих работников, предприятие удерживает из их заработной платы очередные платежи и перечисляет их торговым организациям. Второй -предприятие полностью возмещает за своего работника торговым организациям суммы за товары, проданные в кредит, а затем равномерно удерживает из их заработной платы очередные платежи.

- Расчеты по предоставленным займам.

- Расчеты по возмещению материального ущерба. Бухгалтерия обязана осуществлять строгий контроль за сохранностью всех видов ценностей, принадлежащих предприятию, выявлять факты хищения, порчи, недостачи и привлекать виновных к ответственности.

Основные бухгалтерские проводки по учету движения средств на данном счете рассмотрены в таблице 1.8

Таблица 1.8 Основные бухгалтерские проводки по учету движения средств

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Выдача денег в подотчет на приобретение активов, для оплаты услуг, служебных командировок и т.д.

1250

1010

1030

1060

Предоставление работникам краткосрочных займов

1250

1010

1030

Выделение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности работников

1250

2150

Ущерб, признанный виновным лицом или присужденный к взысканию судом (недостача, хищение, порча и др.)

1250

1010

1310

1320

1330

1350

2410

2510

2520 и ДР.

Погашение задолженности подотчетными лицами

1120

1150

1310

1330

1350

1250

Возврат неизрасходованных подотчетными лицами сумм; сумм, взысканных с виновных лиц по причиненному ущербу, а также сумм платежей, поступивших от работника-заемщика

1010

3350

1250

 

На счете 1260 "Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде", учитываются расходы по осуществлению текущих арендных платежей по операционной и финансовой аренде за текущий период.

В таблице 1.9 представлена основная корреспонденция по учету краткосрочной дебиторской задолженности по аренде

 

Таблица 1.9 Основная корреспонденция по учету краткосрочной дебиторской задолженности по аренде

Подлежащая к поступлению арендная плата по операционной аренде

1260

6260

Подлежащая к поступлению штрафы, пени, неустойки по операционной аренде

1260

6280

Выделение текущей части долгосрочной дебиторской задолженности по финансовой аренде актива

1260

2160

Погашение краткосрочной задолженности по аренде

1010

1030

1020

1050

1260

 

 

1.3 Методы управления дебиторской задолженностью

 

         Управление дебиторской задолженностью – отдельная функция финансового менеджмента. Основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

  Основные задачи:

      Комплексная проверка дебитора на начальном этапе

      Юридическое сопровождение сделок

      Финансирование дебиторской задолженности

      Учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности

      Взыскание просроченного долга

      Претензионная работа с недисциплинированными дебиторами

      Выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями

Функции управления дебиторской задолженностью:

      Использование (определение финансовых и управленческих целей)

      Организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)

      Мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников, участвующих в процессе управления дебиторской задолженностью) 

      Контроль

      Анализ результатов и обратная связь

В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финансового менеджмента. В современной организации в процессе управления дебиторской задолженностью задействованы следующие лица и структурные подразделения:

- Генеральный директор

- Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)

- Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)

- Юридический отдел

Проблема ликвидности дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Информация о работе Учет дебиторской задолженности