Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:11, дипломная работа
Целью написания данной работы является рассмотрение ключевых вопросов учета дебиторской задолженности и особенности ее управления на исследуемом предприятии.
Исходя из цели, в работе решались следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты дебиторской задолженности ;
- рассмотреть анализ управления дебиторской задолженностью на исследуемом предприятии;
- выявить пути совершенствования в учете и управлении дебиторской задолженности.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты учета и управления дебиторской задолженности
1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности
1.2 Организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности
1.3 Методы управления дебиторской задолженностью
Глава II. Организация учета и управление дебиторской задолженности в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.1 Организационно- экономические показатели в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.2 Учет и управление дебиторской задолженностью в Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
2.3 Анализ дебиторской задолженности Филиале Корпоративного фонда «Фонд социальных проектов» - «Реабилитационный центр»
Глава III Механизм контроля как эффективность управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Во-вторых, платы за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Забегая вперед, скажу, что стоимость внешнеторгового факторинга выше, чем внутреннего, т.к. расходы факторинговой компании при проведении операций за пределами своей страны значительно выше. Кроме того,размер платы зависит от конкретной страны импортера.
Хозяйственная практика показывает, что применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий. Факторинг позволяет руководству и сотрудникам предприятий малого и среднего бизнеса сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли,ускорить получение большей части платежей, гарантировать полное погашение задолженности и уменьшать расходы по ведению счетов; дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные долосрочные кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятия.
Сегодня факторинг постепенно завоевывает все более прочные позиции на нашем денежном рынке.
Предоставление скидок.
Одним из наиболее действенных инструментов, увеличивающих объемы продаж, являются скидки. В международной практике принято считать что компании, не использующие скидки с продажной цены, обычно не используют свои деньги выгодным образом.
Существованием скидок, предоставляемых покупателям компании, обусловлена и проблема признания дебиторской задолженности по счетам.Скидки могут быть разделены на две группы:
торговые скидки или скидки с продаж (trade discounts) -процентные скидки от базовой цены товара (например, при распродаже, для постоянных клиентов и т.п.);
денежные скидки или скидки за оплату в срок (cash (sales) discounts)- процентные скидки, предоставляемые в зависимости от срока оплаты.Классификация скидок, предоставленных при продаже товаров.
Торговые скидки не вызывают учетных проблем, так как являются простым уменьшением базовой цены (например, скидка в 20% от стоимости в 100 000 тенге означает, что товар продается за 80 000, таким образом в учете отражается продажа на 80 000 тенге). Эти скидки обычно предоставляют во время сезонных распродаж, при продажах постоянному клиенту при реализации оптом.Торговые скидки сокращают конечную цену реализации. Различают:
- специальная скидка - ценовая скидка, предоставляемая покупателям, имеющим длительные и постоянные связи с данным поставщиком и другие особые отношения;
- скидка с объема продаж - предоставляется покупателям по результатам объема закупок за месяц, квартал, год;
- разовая скидка - обычно приуроченная к какому - либо событию: юбилей компании, открытие нового торгового центра и др.;
скидка дилерная - скидка, предоставляемая агентам и посредникам, организующим сбыт (реализацию) товаров;
скидка закрытая - скидка с продажи товаров,предоставляется с объема реализации продукции, обращающейся в замкнутых экономических единицах;
- скидка функциональная — предоставляется производителем(поставщиком) службам товаропродвижения, продажи товаров, его перевозкам,хранению, охране, ведению учета и т.п.
- скидки по товарам пониженной сортности -предоставляется при отклонении отдельных показателей качества от нормативных под воздействием природных факторов или объективных условий производства, при продаже морально устаревших моделей.
Все виды торговых скидок, предоставляемые покупателям,должны быть оговорены в договорах и других документах (протоколах,соглашениях), найти отражения в расчетно-платежных ведомостях.
Денежные скидки. Учетную проблему представляют скидки за оплату в срок (денежные скидки), поскольку до того момента, когда покупатель оплатит товар, не ясно, получит покупатель скидку или нет. Денежные скидки применяются для повышения объемов реализации и стимулирования клиента к более ранней оплате. К таким скидкам относят:
- скидка за платеж наличными - предоставляется покупателям, оплачивающим счета наличными;
скидки с цены за долгосрочную оплату - предоставляется покупателям,оплачивающим досрочно товары (работы, услуги), которые продаются в кредит.
скидка с цены на количество приобретенных товаров(бонусная скидка) предоставляется покупателям, приобретающих большое количество товаров по сравнению с обусловленным объемом в год;
скидка временная - ценовая скидка, применяется главным образом торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер;предоставляется покупателям, совершающим внесезонные покупки товаров (услуг).
скидка количественная - ценовая скидка, зависящая от величины и серийности заказа;
Каждая компания самостоятельно определяет такой срок оплаты. Достаточно часто в международной практике учета в качестве срока нормальной оплаты устанавливается период в 30 дней. Срок нормальной оплаты(период торгового кредита) обозначается как n/срок (от net - чистый), например,срок оплаты в 30 дней обозначается как п/30. Покупателю может быть предоставлена возможность получить определенную процентную скидку, если он оплатит товар в течение более короткого срока. Например, покупатель может получить скидку в размере 5%, если он оплатит товар в течение 10 дней с момента приобретения при нормальном сроке оплаты в 30 дней. Такая скидка обозначается следующим образом: 5/10 п/30.
В соответствии со ст. 385 ГК РК:
- исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон;
- изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательными актами или в установленном законодательными актами порядке. Таким образом, все виды скидок,предоставляемых покупателям, должны быть предусмотрены в договорах.
Документом, подтверждающим отпуск товаров (продукции,работ, услуг), является расходный ордер. Компания, производящая отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг, облагаемых НДС, обязана выставить лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру. В соответствии с п. 1 ст. 242 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (по состоянию на 1 января 2009 г.) счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков НДС, за исключением случаев:
- осуществления расчетов за предоставленные коммунальные услуги, услуги связи населению через банки с применением первичных документов;служащих основанием при ведении бухгалтерского учета;
- оформления перевозки пассажиров проездными билетами;
-при представлении покупателю чека контрольно-кассовой машины в случае реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет;
- при предоставлении товаров (работ, услуг),освобождаемых от НДС.
Счет-фактура выписывается не позднее даты совершения операции оборота по реализации и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера поставщика либо иными уполномоченными на то должностными лицами.Предприятия, осуществляющие реализацию электроэнергии, воды, газа, услуг связи,коммунальных услуг, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторское обслуживание, банковское операции, вправе выписывать счета-фактуры по итогам налогового периода.
В случаи предоставления денежной скидки поставщик должен выписать дополнительный счет-фактуру на сумму корректировки, в котором указываются:
1) порядковый номер и дата составления дополнительного счета-фактуры;
2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры, к которому составляется дополнительный счет-фактура;
наименование, адрес и регистрационный номер поставщика и получателя товаров (работ, услуг);
размер корректировки облагаемого оборота без учета НДС;
сумма НДС.
Окончательная цена товара формируется только в периоде,когда будут выполнены условия предоставления скидки, предусмотренные договором.Если же эти условия не выполняются, расчет стоимости товара производится исходя из первоначально установленной цены.
По мнению автора статьи, для правомерного уменьшения величины выручки в бухгалтерском учете, а также при исчислении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль необходимо, чтобы предоставляемая скидка являлась составным элементом формирования цены на реализуемые товары, как с точки зрения формулирования условий договора, так и в ходе его исполнения - при отгрузке товаров и составлении первичных учетных документов. Для этого целесообразно:
-четко указать в договоре, что цена товаров формируется с учетом скидок, предусмотренных договором;
-в первичных учетных документах на отгрузку товаров покупателю (накладных) указывать цены товаров, определенные с учетом скидок.Если не представляется возможным в момент отгрузки товаров определить величину скидки,следует выписывать накладную покупателю исходя из цены без учета скидки с последующим ее исправлением (или аннулированием первоначально выданного покупателю документа и составлением нового);
Для учета скидок за оплату в срок при продаже используется дна метода - валовый и чистый:
Согласно валовому методу скидка не признается до того момента, пока покупатель ее не получил, то есть до момента оплаты товара. Выручка от реализации и дебиторская задолженность записываются в полной (валовой) сумме выставленного счета. Если покупатель получает скидку, то есть платит меньше, то на величину полученной им скидки дебетуется счет "Скидка с цены и продаж" (6030). Сальдо этого счета при составлении отчета о прибылях и убытках вычитается из общей величины дохода от реализации.
Согласно чистому методу неполученные покупателями скидки трактуются как штраф за увеличение срока оплаты по сравнению с периодом действия скидки. Поэтому первоначально и дебиторская задолженность и величина реализация отражаются за вычетом скидки (в чистой сумме), исходя из предположения, что покупатель воспользуется скидкой. Если покупатель не успевает оплатить в период действия скидки, а платит позже, то упущенные им скидки отражаются на счете "Потерянные (упущенные) скидки при продаже (за оплату в срок)". Величина упущенных покупателями скидок считается дополнительным доходом компании и в отчете о прибылях и убытках отражается как прочие доходы. Разрабатывая рабочий план счетов, компания может открыть любой синтетический счет, присвоив ему соответствующее название. Например, можно открыть синтетический счет "Потерянные (упущенные) скидки при продаже" в группе счета 6200 "Прочие доходы".
В качестве рекомендаций предприятию по управлению дебиторской задолженностью хочу предложить следующие способы:
1.) Заключение договоров с гибкими условиями сроков оплаты.Если полная предоплата невозможна, необходимо получить частичную предоплату,изменить сроки оплаты. ТОО «МЕРЕЙ», может реально влиять на сроки поставки,производить замену выбракованных изделий, сокращать сроки освоения новой продукции, то есть оперативно решать вопросы, которые входят в круг интересов покупателей.
Учитывая ряд уступок, четкое выполнение условий договора поставок со стороны ТОО «МЕРЕЙ», многолетнее сотрудничество необходимо рассчитывать на такие же действия со стороны покупателей.
2) Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее:
увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку)под надежную гарантию;
получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель может:
- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
-избежать риска получения некачественного товара;
-увеличить объем закупок;
-улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
Основными доходами фактора (как уже говорилось выше)являются:
проценты по кредиту;
факторинговые тарифы.
Таким образом можно выделить главные экономические достоинства факторинга:
увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
возможность расширения объемов оборота;
повышение доходности;
экономия собственного капитала;
улучшение финансового планирования.
Факторинг позволяет поставщику сконцентрироваться на основной деятельности, ускорить оборот капитала, повышая в нём доли производительного капитала, тем самым увеличивая его доходность. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.
Предположим, ТОО «МЕРЕЙ» заключил договор о поставке товара стоимостью 200 тыс. тенге с отсрочкой платежа 30 дней. Одновременно ТОО«МЕРЕЙ» заключает договор факторинга с банком. Договор предусматривает, что немедленно после поставки товара покупателю банк выплачивает продавцу в качестве досрочного платежа 90 процентов от суммы поставки. Остаток (сумма поставки минус сумма досрочного платежа минус комиссия банка) выплачивается продавцу в День поступления денег от дебитора. Комиссия банка по операциям факторинга составляет 3 процента.
Фирма получит: 200 тыс. тенге (общая сумма счетов) - 6 тыс.тенге (комиссия фактора) =194 тыс. тенге.
Учет факторинговых операций. Факторинг представляет собой уступку денежного требования одной стороной, являющейся финансовым агентом,которая передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороне(клиенту), а та, в свою очередь, уступает или обязуется уступить финансовому агенту свое денежное требование к третьему лицу (должнику), вытекающее из отношений с третьим лицом.