Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:08, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – как можно обширнее изучить тему учёта кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, рассмотреть бухгалтерский учет расчетов на конкретном предприятии, провести анализ и аудит деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить теоретические основы учета кредиторской задолженности с поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами в современных условиях;
2) Дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
3.Исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
4.Рассмотреть форму расчетов, особенности синтетического и аналитического учёта кредиторской задолженности;
5.Изучить организацию бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками.
6.Дать анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками;
7.Провести аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками;
8.Выявить недостатки и разработать пути улучшения состояния расчетных операций
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля
расчетов с поставщиками, подрядчиками и другими кре-
диторами ………………………………………………………. . 6
1.Поставщики и подрядчики – сущность и понятия, формы
расчетов ………………………………………………………….. 6
2.Особенности организации учета расчетов с поставщиками,
подрядчиками и другими кредиторами ………………………. 14
3.Типичные ошибки при расчетах с поставщиками и подряд-
чиками …………………………………………………………… 20
Глава 2. Учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками, подрядчи –
ками и другими кредиторами в ООО «БИ-II» ……………….. 31
1.Организационно –экономическая характеристика предприя-
тия ……………………………………………………………….. 30
2.2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и другими
кредиторами в ООО «БИ-II» …………………………………… 34
3. Формы расчетов на предприятии ООО «БИ-II»…….…………. 45
2.4. Автоматизированная обработка учетной информации ………. 49
Глава 3. Анализ и аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками и
другими кредиторами …………………………………………… 53
1.Подготовка и планирование аудиторской проверке ………….. 53
2.Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками и другими
кредиторами ……………………………………………………… 56
3.Анализ расчетов с поставщиками, подрядчиками и другими
кредиторами ………………………………………………………. 65
Заключение ……………………………………………………………………… 73
Список использованной литературы ………………………………………….. 77
Как
видно из таблицы, выручка от реализации
в 2009г. значительно выросла. Однако себестоимость
продаж увеличилась. Увеличение выручки
повлекло увеличение чистой прибыли. Это
значит, что предприятие является динамично
развивающимся.
2.2
Учет расчетов с поставщиками,
подрядчиками и другими
кредиторами
в ООО «БИ-II»
В ООО «БИ-II» для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты субсчета:
-
60-1 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками по расходам, не
принимаемым для целей
- 60-2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по расходам, не принимаемым для целей налогообложения»;
- 60-3 «Расчеты по авансам выданным (в рублях)».
На этом счете ведется, как правило, учет расчетов по уже принятым к учету материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальных ценностей, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени их оплаты.
ООО «БИ-II» самостоятельно выбирает форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками.
На
поступающие материалы
- зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
- проверить соответствие данных документов договорам по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки;
- проверить правильность информации в расчетных документах;
- акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);
- определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
- передать своевременно документы в подразделения организации для последующей обработки.
В расчетах за приобретенные организацией материальные ценности применяются:
- товарно-транспортная накладная;
- счет-фактура;
- расчетно-платежные документы по банку;
- приходный и расходный кассовые ордера;
- и др.
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на их получение. Приемка материалов от организаций транспорта по количеству и качеству осуществляется по действующим в названных организациях правилам с учетом условий договоров купли-продажи и перевозки груза.
Сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу) для приемки и оприходования материалов. На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных и сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной (Приложение 1), получаемой от грузоотправителя.
Некоторые материалы, перечень которых устанавливается распорядительным документом организации, могут направляться непосредственно в магазин, минуя склад.
Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры (Приложение 2), накладные, акты приемки работ (услуг) (Приложение 3), платежные поручения (Приложение 4).
Счета-фактуры,
поступающие от поставщиков и
подрядчиков, должны регистрироваться
в книге покупок в
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (работ, услуг) в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (счета 08, 10, 41 и др.) или счетов учета соответствующих затрат (счета 44, 90 и др.).
За услуги по доставке материальных ценностей на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета товаров (счета 44 и др.).
Независимо от оценки материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.
Погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств ( счет 50, 51, 71)
При поступлении товара, приобретенного подотчетными лицами за наличный расчет, основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек магазина, квитанция приходного кассового ордера.
Бухгалтер
ООО «БИ-II» операции по приобретению и
оплате товаров (работ, услуг) отражает
следующими проводками (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Корреспонденция бухгалтерских счетов по поступлению в ООО «БИ-II» от поставщиков
Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция бухгалтерских счетов | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | ||
1 Отражена задолженность ООО «БИ-II» по приобретенному товару. | 41.1 | 60.1 | 28345 |
2 Произведена оплата поставщику за приобретенный товар. | 60.1 | 51 | 28345 |
3 Поступил товар. | 41.1 | 60.1 | 2700 |
4 Выдана подотчетная сумма на приобретение товара | 71.1 | 50.1 | 2700 |
5 Произведена оплата поставщику за приобретенный товар через подотчетное лицо. | 60.1 | 71.1 | 2700 |
6 Поступили материалы. | 10 | 60.1 | 5600 |
7 Произведена оплата за материалы | 60.1 | 51 | 5600 |
8 Отражена задолженность перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам. | 44.3 | 60.2 | 15000 |
9 Перечислены деньги подрядчику. | 60.2 | 51 | 15000 |
10 Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками и покупателями (заказчиками). | 62 | 60.1 | 12500 |
11 При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков | 60.3 | 60.1 | 1800 |
12 Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах | 60.1 | 76.6; 62 | 1800 |
13 Оплата счетов поставщиков за счет краткосрочных кредитов. | 60.1 | 66 | 25640 |
В
случаях если счет поставщика был
акцептован и оплачен до поступления
груза, а при приемке поступивших
материальных ценностей обнаружилась
их недостача сверх
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Операция по прекращению обязательств при зачете взаимных требований отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Учет
авансов выданных. Сейчас у поставщиков
практически нет никаких
Учет авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ, услуг), осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно, на отдельном субсчете (например, на субсчете «Расчеты по авансам выданным»).
Суммы выданных авансов отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств. Эти суммы числятся на данном субсчете до тех пор, пока они не будут зачтены поставщиком в погашение долга за полученные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).
Суммы выданных авансов, зачтенные поставщиком, отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции с дебетом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (например, субсчет «Расчеты с поставщиками»).
Суммы по претензиям, выявленным при приемке предварительно оплаченных материальных ценностей (работ, услуг), отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным») в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).
Возврат поставщиком неиспользованных сумм аванса отражается в учете по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (субсчет «Расчеты по авансам выданным»).
На практике случается, что поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) ООО «БИ-II».
В этом случае можно произвести взаимозачет задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в статье 410 ГК РФ. В ней сказано, что взаимозачетная операция - это способ полного или частичного погашения обязательства путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
В
бухгалтерском учете
Дебет 60 Кредит 62 (76) - произведен взаимозачет задолженностей.
Все расчеты с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60.
В карточке счета 60 указываются сальдо на начало и конец периода, по дебету – оплата поставщику с указанием документа движения, по кредиту – поступления товарно-материальных ценностей по каждой номенклатуре согласно товарно-транспортным накладным, дебетовый и кредитовый обороты за период.
Данные по каждому поставщику за период служат основанием для разработки оборотно-сальдовых ведомостей по счету 60 (Приложение 5).
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 в ООО «БИ-II» представляет собой итоги оборотов и сальдо по каждому поставщику за определенный период. Она предназначена для проверки правильности учетных записей по счету, для наблюдения за состоянием и движением по счету.
Так как на исследуемом предприятии применяется автоматизированная программа обработки учетной информации, то для получения итоговых и детальных сведений о текущих обязательствах и расчетах оформляются следующие документы:
- стандартный отчет « Анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приложение 6), содержит сводные обороты счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с другими счетами за период;
- стандартный отчет «Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Приложение 7), позволяет проанализировать обороты счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с другими счетами в разрезе конкретных сумм.