Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа
Цель дипломной работы заключалась в проведении анализа и аудита основных средств в организации.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1)Дана оценка состояния бухгалтерского учета основных средств в Эксплуатационном локомотивном депо ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД».
2)Проведен анализ и дана оценка эффективности использования основных средств в Эксплуатационном локомотивном депо ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД».
3)Проведена аудиторская проверка бухгалтерского учета основных средств.Разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности использования основных средств и дана экономическая оценка предложенным мероприятиям.
Введение
1 Организация бухгалтерского учета основных средств в Эксплуатационном локомотивном депо Дальневосточной
железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»
1.1 Особенности функционирования организаций железнодорожного транспорта
1.2 Нормативно-правовая база бухгалтерского учета и аудита основных средств
1.2 Оценка состояния бухгалтерского учета основных средств в организации
2 Анализ хозяйственной деятельности организации
2.1 Анализ имущества и источников его формирования
2.2 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости
2.3 Анализ динамики и структуры основных средств
2.4 Анализ технического состояния и движения основных средств
2.5 Анализ показателей эффективности использования основных средств
3 Аудит основных средств в Эксплуатационном локомотивном депоДальневосточной железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»
3.1 Порядок проведения аудиторской проверки учета основных средств
3.2 Подготовка аудиторского заключения
3.3 Пути совершенствования учета и использования основных средств
Заключение
Список использованных источников
Передачу основных средств другим предприятиям оформляют формой ОС-1. На ее основании осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
В случае получения объекта от других подразделений своего предприятия карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, где размещены карточки цеха-получателя.
Причинами выбытия основных средств могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожения при стихийных бедствиях; ликвидация части инвентарного объекта в связи с модернизацией; передача другим предприятиям; недостача основных средств.
Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) постоянно действующая комиссия оформляет актом о ликвидации. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о его ликвидации. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатов от ликвидации объекта.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, форма ОС-4, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств, форма ОС-4а.
В актах на списание указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей и т.п.), полученных от ликвидации объекта, результат от списания.
Бухгалтерия заполняет карточку движения основных средств по их видам и группам на основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты.
Пример. Организация продает бывший в эксплуатации станок за 36000 тыс.р., в том числе НДС 5 492тыс.р. Первоначальная стоимость станка составляет 50000 тыс.р., сумма начисленной за время эксплуатации амортизации составляет 18 000 тыс.р. Согласно условиям договора купли-продажи в обязанность продавца входит доставка станка на склад покупателя. Расходы по доставке составили 2000 тыс.р. (заработная плата, ЕСН, стоимость израсходованных ГСМ). [5]
В бухгалтерском учете эта операция будет отражаться следующими проводками:
Дт 62/2 Кт 91/1 – 36 000 тыс.р. - Отражена задолженность покупателя за проданный станок;
Дт 01/2 Кт 01/1 – 50 000 тыс.р. - Списана первоначальная стоимость проданного станка;
Дт 02 Кт 01/2 – 18 000 тыс.р. - Списана амортизация, начисленная за время эксплуатации станка;
Дт 91/3 Кт 76НДС – 5 492 тыс.р. - Отложен НДС со стоимости проданного станка;
Дт 91/2 Кт 01/2 – 32 000 тыс.р. - Списана остаточная стоимость проданного станка;
Дт 91/2 Кт 23 – 2 000 тыс.р. - отражены расходы по доставке станка покупателю;
Дт 51 Кт 62/1 – 36 000 тыс.р. - получены денежные средства от покупателя;
Дт 76НДС Кт 68 – 5 492 тыс.р. - начислен НДС со стоимости проданного станка;
Дт 99 Кт 91/9 – 4 000 тыс.р. - отражен финансовый результат от продажи станка.
Доставка объекта основного средства покупателю не является объектом обложения НДС в случае выделения отдельной строкой в договоре купли-продажи порядка доставки ОС.
2 Анализ хозяйственной деятельности организации
2.1 Анализ имущества и источников его формирования
Одним из важнейших критериев оценки деятельности любого предприятия, имеющего своей целью получение прибыли, является эффективность использования имущества и раскрытие имущественного потенциала. Вне зависимости от организационно - правовых видов и форм собственности источниками формирования имущества любого предприятия являются собственные и заемные средства. Это основной источник пополнения средств предприятия. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения имущественного положения предприятия и его платежеспособности [16].
Рассмотрим структуру активов (таблица 2.1) Эксплуатационного локомотивного депо ДВОСТ ЖД - филиала ОАО «РЖД» за 2008 – 2010 гг.
Таблица 2.1 – Анализ активов Эксплуатационного локомотивного депо
ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД» за 2008 – 2010 гг.
Наименование показателя | 2008 г., тыс. р. | 2009 г., тыс. р. | 2010 г., тыс. р. | Отклонение абсолют. | Отклонение относит., % | |||
09/08 | 10/09 | 09/08 | 10/09 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Внеоборотные активы | 1 179 855 | 1 527 760 | 2 780 175 | 347 905 | 1 252 415 | 29,5 | 81,98 | |
Основные средства | 1 177 200 | 1 525 938 | 2 779 183 | 348 738 | 1 253 245 | 29,6 | 82,1 | |
Незавершенное строительство | 2 586 | 1 821 | 992 | -765 | -829 | -29,6 | -45,5 | |
Оборотные активы | 74 227 | 60 408 | 99 092 | -13 819 | 38 684 | -18,6 | 64,04 | |
Запасы | 72 681 | 57 753 | 97 985 | -14 928 | 40 232 | -20,5 | 69,67 | |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
| |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
готовая продукция | 21 | - | - | -21 | - | - | - | |
расходы будущих периодов | 13 705 | 14 614 | 20 033 | 909 | 5 419 | 6,6 | 37,1 | |
НДС по приобретенным ценностям | - | - | - | - | - | - | - | |
Краткосрочные дебиторы | 1 150 | 2 206 | 936 | 1 056 | -1 270 | 91,8 | -57,6 | |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
| |
покупатели и заказчики | 965 | 376 | 10 | -589 | -366 | -61,04 | -97,3 | |
Денежные средства | - | - | - | - | - | - | - | |
Итого активов | 1 254 082 | 1 588 168 | 2 879 267 | 334 086 | 1 291 099 | 26,64 | 81,3 |
Данные таблицы 2.1 позволяют увидеть, что к концу 2010 года произошло значительное увеличение доли внеоборотных активов в структуре имущества:в 2008 г. – 94,1 %, в 2009 г. – 96,2 %, в 2010 г. – 96,6%. Наибольший удельный вес внеоборотных активов приходится на основные средства, и к концу года видно, что доля основных средств в общей сумме активов за 2008 г. - 93,9 %, в 2009 г. – 96,1 %, а в 2010 г. – 96,5 %, то есть более 40 %, что свидетельствует о формировании «тяжелой структуре активов».
В структуре оборотных активов наибольшую долю составляют запасы: в 2008 г. – 5,8 %, в 2009 г. – 3,6 %, в 2010 г. – 3,4 %. Сложившаяся ситуация выявляет области, требующие повышенного внимания со стороны руководства организации.
Динамика оборотных и внеоборотных активов представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика внеоборотных и оборотных активов
Эксплуатационного локомотивного депо ДВОСТ
ЖД – филиала ОАО «РЖД» за 2008 – 2010 гг.
На рисунке 2.1 видно, что наибольшая величина внеоборотных активов представлена в 2010 г. и составляет 2 780 175 тыс.р. Величина оборотных активов в 2010 г. составляет 99 092 тыс.р., что на 38 684 тыс.р. больше, чем в 2009 г.
Далее проанализируем структуру пассивов Бухгалтерского баланса (таблица 2.2) Эксплуатационного локомотивного депо ДВОСТ ЖД - филиала ОАО «РЖД» за период с 2008 – 2010 гг.
Таблица 2.2 – Анализ пассивов Эксплуатационного локомотивного депо
ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД» за 2008 – 2010 гг.
Наименование показателя | 2008 г., тыс. р. | 2009 г., тыс. р. | 2010 г., тыс. р. | Отклонение абсолют. | Отклонение относит., % | ||
09/08 | 10/09 | 09/08 | 10/09 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Капитал и резервы-всего, | 509 617 | 500 315 | 804 677 | -9 302 | 304 362 | -1,8 | 60,8 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал | - | - | - | - | - | - | - |
Добавочный капитал | 509 617 | 500 315 | 804 677 | -9 302 | 304 362 | -1,8 | 60,8 |
Резервный капитал | - | - | - | - | - | - | - |
Продолжение таблицы 2.2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | - | - | - | - | - | - | - |
Краткосрочные обязательства-всего, | 744 465 | 1 087 852 | 2 074 589 | 343 387 | 986 737 | 46,1 | 90,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Краткосрочная кредиторская задолженность | 37 686 | 34 886 | 52 705 | -2 800 | 17 819 | -7,4 | 51,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
перед поставщиками и подрядчиками | 3 191 | 1 595 | 3 154 | -1 596 | 1 559 | -50 | 97,7 |
перед персоналом организации | 29 452 | 28 469 | 43 903 | -983 | 15 434 | -3,3 | 54,2 |
перед гос. внебюджетными фондами | - | - | - | - | - | - | - |
перед бюджетом | - | - | 672 | - | 672 | - | - |
перед прочими кредиторами | 5 043 | 4 472 | 3 944 | -571 | -528 | -11,3 | -11,8 |
Задолженность участникам (учредителям) | - | - | - | - | - | - | - |
Итого пассивов | 1 254 082 | 1 588 168 | 2 879 267 | 334 086 | 1 291 099 | 26,64 | 81,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
Собственный капитал | 509 617 | 500 315 | 804 677 | -9 302 | 304 362 | -1,8 | 60,8 |
Заемный капитал | 744 465 | 1 087 852 | 2 074 589 | 343 387 | 986 737 | 46,1 | 90,7 |
Из таблицы 2.2 видно, что в структуре источников наибольшую долю составляют заемные средства организации, к концу 2010 года эта доля увеличивается с 59,4 до 72,1 %. Одновременно уменьшается удельный вес собственного капитала с 40,6 до 27,9 %. Это может свидетельствовать об усилении финансовой зависимости организации от внешних источников финансирования.
Следует отметить, что за счет увеличения краткосрочных обязательств в составе источников финансирования к концу 2010 г. наблюдался опережающий рост заемного капитала по сравнению с собственным, несмотря на сокращение краткосрочных кредитов и займов. Значительно возросла кредиторская задолженность с 59,4 до 72,1 %. Данная ситуация свидетельствует о том, что к концу года организация наращивает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами.
Динамика собственного и заемного капитала представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Анализ динамики собственного и заемного
капитала Эксплуатационного локомотивного
депо ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД»
за 2008 – 2010 гг.
На рисунке 2.2 видно, что наибольшая величина собственного капитала представлена в 2010 г. и составляет 804 677тыс.р. Величина заемного капитала в 2010 г. составляет 2 074 589 тыс. р., что на 986 737 тыс.р. больше, чем в 2009 г.
Таким образом, в Эксплуатационном локомотивном депо ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД» преобладает заемный капитал, уменьшение собственного капитала способствует усилению финансовой зависимостиорганизации от внешних источников финансирования.
2.2 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости
Ликвидность – способность превращения активов в денежные средства и их эквиваленты для погашения обязательств.
Платежеспособность – достаточность денежных средств для расчета с кредиторами и бюджетом.
Проведем анализ показателей ликвидности, которые оценивают текущую платежеспособность. Рассчитаем следующие коэффициенты ликвидности:
- абсолютная ликвидность (формула 1) - показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на дату составления баланса (оптимальное значение 0,2 - 0,3).
(1)
- промежуточный коэффициент покрытия (критическая ликвидность) (формула 2) - показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет как имеющихся денежных средств, так и ожидаемых поступлений от дебиторов (оптимальное значение 0,8 – 1).
(2)
- текущая ликвидность (формула 3) – показывает, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства (оптимальное значение 1,5 – 2).
(3)
Используя данные бухгалтерского баланса за 2008 – 2010 г., рассчитаем коэффициенты ликвидности Эксплуатационного локомотивного депо ДВОСТ ЖД - филиала ОАО «РЖД». Полученные значения представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Анализ показателей ликвидностиЭксплуатационного
локомотивного депо ДВОСТ ЖД – филиала ОАО «РЖД»
за 2008 – 2010 гг.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение абсолют. | Отклонение относит., % | ||
09/08 | 10/09 | 09/08 | 10/09 | ||||
Коэффициент абсолютной ликвидности | - | - | - | - | - | - | - |
Промежуточный коэффициент покрытия | 0,0015 | 0,002 | 0,004 | 0,0005 | 0,002 | 33,4 | 100 |
Коэффициент текущей ликвидности | 0,1 | 0,05 | 0,04 | -0,05 | -0,01 | -95 | -20 |