Судебная бухгалтерия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:24, лекция

Описание работы

Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).

Работа содержит 1 файл

Судебная бухгалтерия.docx

— 165.65 Кб (Скачать)

2) контрольная (является методом фактического контроля за деятельностью материально ответственного лица).

Инвентаризации подвергается все имущество организации независимо от его местонахождения.

Инвентаризация  бывает:

1) товарно-материальных ценностей (проводится в местах их хранения в присутствии материально ответственного лица путем проверки рабочей комиссией фактического наличия ценностей);

2) денежных средств и расчетов (в кассе проверяется фактическое наличие денежных средств).

Из положений приказа  Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств» можно  выделить следующие цели инвентаризации:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

С помощью проведения инвентаризации решаются следующие  задачи:

1) обнаружение товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество;

2) обнаружение сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью их последующей реализации;

3) проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

4) проверка реальности стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах.

Случаи обязательного  проведения инвентаризации:

1) передача имущества организации в аренду;

2) преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;

3) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

4) смена материально ответственных лиц;

5) установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

6) стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;

7) ликвидация или реорганизация предприятия.

При наличии на предприятии коллективной материальной ответственности инвентаризация обязательна  в следующих случаях:

1) при смене руководителя;

2) при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов;

3) по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризацию можно  классифицировать на виды по различным  основаниям.

По основаниям для проведения:

1) плановая ? проводится на предприятии в определенные сроки в течение всего года по календарному плану;

2) внеплановая ? проводимая вне графика.

По объему:

1) полные ? охватывают все виды товарно-материальных ценностей. Цель — обеспечить реальность бухгалтерских балансов на конец года;

2) неполные ? охватываются отдельные виды принадлежащего предприятию имущества.

Различают инвентаризацию:

1) основных средств;

2) нематериальных активов;

3) товарно-материальных ценностей;

4) денежных средств;

5) расчетов.

По полноте  охвата наименований проверяемых ценностей:

1) сплошные ? охватывают все разновидности наименований товарно-материальных ценностей, средств и расчетов;

2) выборочные инвентаризации ? проверяется только какая-то совокупность материальных ценностей.

29. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

Проведение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов  применяется в различных отраслях хозяйства, но чаще всего необходимо в целях обнаружения признаков  преступления на предприятиях торговли и общественного питания, где  значительная часть хозяйственных  операций при продаже товаров  за наличный расчет первичными документами  не оформляется.

Инвентаризация организуется на основании распоряжения руководителя организации. В случае ее проведения по инициативе правоохранительных органов  руководитель органа дознания направляет мотивированный документ на имя руководителя организации.

Требование о назначения инвентаризации может быть направлено по почте.

Основаниями проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов являются сведения:

1) о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально ответственному лицу;

2) о фактах обмана потребителей;

3) об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;

4) об умышленном уничтожении имущества;

5) о наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях.

Ознакомившись с имеющейся  информацией, сотрудник правоохранительного  органа может принять решение  о назначении инвентаризации на конкретном объекте. При этом необходимо провести подготовительные действия, направленные на обеспечение внезапности и  эффективности предстоящей проверки.

Перед началом  инвентаризации могут быть произведены  следующие действия:

1) закрытие организации, предприятия и прекращение торгово-закупочных, расчетных операций;

2) изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов, при необходимости визирование их;

3) изъятие документов оперативно-технического учета, а также черновых записей.

Инвентаризации  может быть проведена успешно только при соблюдении ряда требований:

1) комиссионности ? создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия;

2) внезапности. Проведение инвентаризации должно быть для проверяемых неожиданным;

3) действительности. Все виды товарно-материальных ценностей подлежат обязательному подотчету, взвешиванию, обмеру;

4) непрерывности. При невозможности закончить инвентаризацию в течение 1 дня она должна быть закончена в течение последующих дней.

По прибытии комиссии сотрудники правоохранительных органов представляются ей и объясняют причины проведения инвентаризации.

Прежде чем комиссия приступит  к непосредственному снятию остатков, материально ответственное лицо должно дать подписку, что к моменту  проведения инвентаризации у него на руках нет никаких приходных  и расходных документов, не приложенных  к отчету.

Начинать инвентаризацию рекомендуется с кассы. Результаты инвентаризации кассы оформляются  актом.

Перед началом  инвентаризационная комиссия должна провести следующие действия:

1) проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

2) получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей  в данном помещении (п. 3.14. Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39)).

Проверка фактического наличия  имущества производится при участии  материально ответственных лиц.

На заключительном этапе  инвентаризации осуществляется сравнения  показателей бухгалтерского учета  с данными инвентаризационной описи.

По результатам  инвентаризации составляются следующие  документы:

1) документы, где фиксируются фактические остатки (инвентаризационные описи);

2) документы, на основе которых определяются результаты инвентаризации (сличительная ведомость);

3) акт результатов инвентаризации;

4) акт контрольной проверки проведенной инвентаризации;

5) расчет естественной убыли;

6) акт на испорченные товары;

7) объяснения материально ответственного лица;

8) решение руководителя по результатам инвентаризации;

9) иные документы.

При проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов  описи должны быть составлены не менее  чем в 3 экземплярах как рукописно, так и с использованием средств  вычислительной и другой организационной  техники. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками.

Результатами  инвентаризации являются:

1) равенство фактического и книжного остатков;

2) превышение фактических остатков над книжными;

3) превышение книжного остатка над фактическим.

По окончании инвентаризации ее материалы рассматривают на заседании  постоянно действующей инвентаризационной комиссии, на котором выясняют причины  недостач и излишков.

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и  материально ответственных лиц. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются  актом и регистрируются в книге  учета проверок правильности проведения инвентаризаций.

Сотрудник правоохранительного  органа, по инициативе которого назначена  инвентаризация, проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, а также наличие подписей членов комиссии.

30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов

Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому  инвентаризационные документы приобщаются  к проверочным материалам и уголовным  делам. Эти документы дают возможность  правоохранительным органам устанавливать  факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.

Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:

1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);

2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);

3) составление бестоварных расходных накладных;

4) несвоевременное оприходование товаров.

Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.

Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:

1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);

2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:

а) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;

б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);

в) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.

Способы предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации:

1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;

2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.

При выявлении попыток  сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины  нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.

Заключительная  проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:

1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:

а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;

2) проверяются учетные данные бухгалтерии:

а) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;

б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.

Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления  фактических данных, при помощи которых  можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством  по делу.

31. Понятие и классификация методов исследования документальных данных

При фальсификации данных бухгалтерского учета, происходят разнообразные  несоответствия, которые отражаются в учетно-экономической информации. Данные несоответствия принято называть формами отражения экономических  преступлений, в учетном процессе не смотря на их различия по своей природе, содержанию и проявлению. Юристам и работникам ревизионных органов необходимо знать комплекс специальных методов исследования учетной документации, для успешного выявлять ими фальсификации данных.

Существует стереотип, что  субъектами применения различных методов  исследования являются только работники  контрольно-ревизионных аппаратов, но практика показывает обратное, так  как многие приемы исследования документов (формальная проверка, встречная проверка и др.) успешно используются для  решения своих задач не только ревизорами и экспертами-бухгалтерами, но и оперативными и следственными  работниками.

Под методами исследования документальных данных понимают способы изучения явлений учетного процесса для получения информации об объекте в целях обнаружения несоответствий в документах и отклонений в движении товарно-материальных ценностей.

По назначению методы бывают:

1) поисковые (первичные) методы исследования документальных данных, с помощью которых выявляются признаки их доброкачественности или возможных криминальных изменений в учетном процессе;

Информация о работе Судебная бухгалтерия