Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:24, лекция
Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).
6) не имеются ли в акте противоречия между содержанием исследования и выводами ревизора.
Перед тем как использовать
материалы ревизии при
На стадии предварительного расследования необходимо установить:
1) какие факты преступлений выявлены ревизией;
2) какие собраны сведения о способах и обстоятельствах совершения преступления, все ли они известны;
3) какие конкретно лица подозреваются в совершении преступления;
4) определен ли размер материального ущерба;
5) выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
6) имеются ли данные, ставящие под сомнение доброкачественность ревизионных материалов;
7) обоснованы ли выводы ревизии.
В ходе изучения материалов
ревизии необходимо обратить внимание
на приложенные к акту ревизии
объяснения должностных лиц по фактам
нарушений и злоупотреблений, так
как они имеют большое
После изучения акта первичной ревизии следователь принимает следующие решения:
1) признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;
2) возвратить материалы ревизии органу, проводившему ревизию, для доработки при наличии существенных недостатков;
3) признать первичную ревизию недостаточной, потребовать ее повторного производства.
Также может быть назначена дополнительная или повторная ревизия с учетом новых данных, появившихся в уголовном деле.
На основе анализа и
оценки материалов ревизии и других
данных, собранных к моменту
Материалы документальной ревизии уголовно-процессуальным законодательством относятся к «иным документам» и допускаются в качестве доказательств, если они имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Материалы ревизии являются доказательствами после оформления их соответствующим образом. Дальнейшая оценка этих доказательств происходит в процессе расследования в соответствии с требованиями УПК РФ.
Дальнейшее использование материалов ревизии при расследовании уголовного дела обязательно должно сочетаться с проверкой этих материалов путем проведения соответствующих следственных действий.
Материалы ревизии наиболее часто приобщаются к уголовным делам о преступлениях и могут эффективно использоваться при расследовании преступлений экономической направленности.
В юридической практике сформировалась тенденция, что материалы ревизии используются в расследовании лицом, вынесшим постановление о ее назначении, но в виде исключения к следователю могут поступать акты ревизий от контрольно-ревизионных органов, которые осуществляли проверку в рамках финансового контроля и выявили различные злоупотребления. На начальном этапе расследования в работе органов предварительного расследования с материалами документальных ревизий можно наблюдать ряд особенностей.
Ревизия должна проводится в соответствии с правовыми нормами, регламентирующими порядок ее производства и права ревизора и ревизуемых лиц, так как это имеет большое значение при оценке материалов ревизии с точки зрения их доброкачественности. На следователя возлагается обязанность по обеспечению участия в инвентаризациях, обмерах выполненных работ и других ревизионных действиях ревизуемых лиц. Следователи должны давать объяснения ревизору, знакомиться с соответствующими документами и материалами ревизии.
Наиболее частым нарушением в юридической практике является проведение ревизии без участия указанных лиц и составление акта без проверки и учета их объяснений.
В дальнейшем при анализе материалов ревизии необходимо выяснить были ли привлечены и в какой форме к участию в ревизии те работники, служебная деятельность которых проверялась. На сегодняшней день не редки случаи когда ревизоры проводят отдельные проверочные действия такие как, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство, без участия некоторых ревизуемых лиц, которые непосредственно отвечали за соответствующие участки работы. Как правила эти лица начинают оспаривать результаты обмера или иного действия, но ревизор редко принимает во внимание их возражения.
Данные нарушения могут быть установлены сотрудниками правоохранительных органов с помощью ознакомления с актами, составленными при производстве указанных действий, и с объяснениями ревизуемых лиц. Если такие случаи будут установлены то может возникнуть необходимость в производстве повторной ревизии. Некоторые недобросовестные ревизоры при установлении в процессе ревизии фактов, которые расцениваются ими как признаки злоупотреблений, несвоевременно получают по ним объяснения от соответствующих лиц и не знакомят последних с документами, послужившими основанием для выводов. В дальнейшем при ознакомлении с актом ревизии эти лица пытаются опровергнуть сделанные выводы, для чего ссылаются на обстоятельства, которые не были проверенны ревизорами, и в виде доказательства представляют не исследованные ими документы. Но как правило по их объяснениям не проводится надлежащая дополнительная проверка.
Если такие нарушения
будут установлены и в связи
с ними возникнут сомнений в достоверности
выводов проведенной ревизии
и установленных в результате
нее злоупотреблений можно
Таким образом, оценка результатов ревизии во многом зависит от соблюдения вышеуказанных и других правил. Нарушения, носящие формальный характер, и кажущиеся на первый взгляд безобидными, в последствии пагубно сказываются на полноте и доброкачественности ревизионной проверки и обоснованности выводов ревизии.
40. Взаимодействие правоохранительных и ревизионных органов
Деятельность контрольно-
Так, согласно названному Положению, контрольно-ревизионные органы Минфина России и Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, ФСБ РФ взаимодействуют между собой на постоянной основе для повышения результатов по борьбе с преступностью в сфере экономики по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий, а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики России, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.
В контрольно ревизионные органы Минфина России входят:
1) департамент государственного финансового контроля и аудита;
2) контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации.
Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств (п. 2 названного Положения).
Работники контрольно-ревизионных
органов при организации и
проведении ревизий руководствуются
действующим законодательством, приказами,
инструкциями, нормативными правовыми
актами федеральных органов
Можно выделить следующие виды контрольных мероприятий при проведении контрольно-ревизионной работ: ревизия, проверка, предварительное изучение документов при различных основаниях их проведения — по инициативе контрольно-ревизионного органа, по требованию правоохранительных органов.
Постоянное взаимодействие
правоохранительных и контрольно-ревизионных
органов осуществляется путем взаимного
информирования по фактам выявленных
нарушений в сфере экономики,
осуществления рабочих
По требованию должностного
лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный
орган проводит проверку правомерности
использования средств
Контрольно-ревизионные
органы по требованию правоохранительных
органов участвуют в
Контрольно-ревизионные
органы рассматривают требования правоохранительных
органов и проводят ревизии по
этим обращениям в порядке очередности
их поступления. При возникновении
необходимости проведения внеочередной
ревизии правоохранительными
В случае обнаружения нарушений
в ведении бухгалтерского учета
в ревизуемой организации руководство
контрольно-ревизионного органа вправе
принять и направить в
Контрольно-ревизионный орган при необходимости и по согласованию с правоохранительным органом имеет право проводить встречные проверки на предприятиях и в организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией. Правоохранительные органы должны оказывать содействие в организации таких проверок, предоставляя необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организуя взаимодействие с проверяющим в месте их проведения.
Правоохранительный орган оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
Правоохранительный орган вправе обратиться в контрольно-ревизионный орган с просьбой о замене ревизоров, участвующих в проверке, при наличии достаточных оснований.
Результаты ревизии
Акты ревизий, проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.
Правоохранительный орган
при получении материалов по результатам
проведенных ревизий должен рассмотреть
их и при наличии оснований
осуществляет действия, предусмотренные
УПК РФ, а также информирует
контрольно-ревизионный орган
41. Понятие судебно-бухгалтерской экспертизы
Под экспертизой в правовой литературе принято понимать исследование определенного вопроса, для ответа на который требуются специальные знания, с предоставлением мотивированного заключения. В России на сегодняшней момент существуют 22 рода судебных экспертиз и 53 вида экспертных специальностей.
Можно выделить группу
судебно-экономических
1) финансово-экономическую;
2) финансово-кредитную;
3) бухгалтерскую экспертизу.
Судебно-бухгалтерская
Судебно-бухгалтерскую
Правовая база судебной экспертизы состоит из следующих нормативных правовых актов:
1) ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ);
3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ);
4) УПК РФ;
5) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);
6) Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ);
7) НК РФ;
8) других федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы.
Судебно-экспертная деятельность направлена на оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Для обеспечения исполнения
полномочий судов, судей, органов дознания
и лиц, производящих дознание, следователей
и прокуроров посредством организации
и производства экспертизы в системе
исполнительной власти Российской Федерации
были созданы государственные