Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:24, лекция
Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).
24. Учетные регистры и способы исправления ошибочных записей
Учетные регистры ? это разграфленные листы бумаги, используемые для бухгалтерских записей.
Ответственность за правильность регистра несут лица, составившие и подписавшие данный регистр.
Внешний вид и порядок заполнения учетных регистров зависит от одной из четырех избранных форм бухгалтерского учета:
1) мемориально-ордерная форма (на каждую операцию или ряд однородных операций по первичным документам составляется мемориальный ордер, по которому разносят операции по счетам и учетным регистрам, соблюдая правило двойной записи);
2) журнальная (операции фиксируются непосредственно с первичных документов в журнал Главную книгу);
3) журнально-ордерная форма (осуществляется путем собирания записей в накопительных ведомостях шахматного графления);
4) механизированная (машинная, компьютерная) форма учета.
В зависимости от формы учета регистры подразделяются по: внешнему виду, объему содержания и степени обобщения производимых записей.
По внешнему виду регистры делятся на:
1) бухгалтерские книги ? сброшюрованные листы бумаги с соответствующим графлением;
2) карточки ? отдельные листы картонной бумаги в виде разграфленных таблиц;
3) свободные листы (ведомости) ? разновидность карточек;
4) табуляграммы ? учетный регистр в виде широкой полосы бумаги, печатаемый на табуляторе.
По степени обобщения производимых записей делятся на:
1) синтетические ? запись производится в обобщенном виде;
2) аналитические ? записи делаются по отдельным аналитическим счетам;
3) комбинированные, объединяющие в себе синтетический и аналитический учеты, — позволяют сокращать объем учетных работ.
Формы регистров бухгалтерского
учета разрабатываются и
При хранении регистров бухгалтерского
учета необходимо обеспечивать их защиту
от несанкционированных
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
При заполнении учетных документов (регистров) могут быть допущены непреднамеренные ошибки, порожденные утомлением или небрежностью работника, неисправностью калькулятора или иной техники.
Ошибки могут быть:
1) локальные (искажение информации только в одном учетном регистре);
2) транзитные (если ошибка автоматически проходит через несколько учетных регистров).
Существуют следующие легитимные способы исправления ошибочных записей:
1) корректурный — зачеркивание одной тонкой чертой неправильного текста так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и вписывание над зачеркнутым текстом правильных сведений с соответствующей оговоркой;
2) дополнительной записи — применяется, если в учетном регистре пропущена отдельная запись из первичного документа; если при записи в учетный регистр ошибочно занижена сумма хозяйственной операции;
3) сторнировочной записи ? дополнительные записи чисел чернилами красного цвета.
25. Использование бухгалтерских документов при выявлении и доказательстве преступлений
Бухгалтерские документы широко используются в процессе расследования и судебного рассмотрения отдельных категорий уголовных дел, прежде всего в отношении преступлений в сфере экономики (раздел VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).
Роль бухгалтерских документов в выявлении и доказательстве преступлений:
1) являются предметом исследования судебно-бухгалтерских и некоторых других экспертиз;
2) могут составлять предмет изучения в ходе документальной ревизии, назначаемой по делу;
3) могут устанавливать истину по уголовному либо гражданскому делу, хозяйственному спору и выяснять обстоятельства, имеющие существенное значение, когда документы в качестве доказательств предъявляются обвиняемым, подозреваемым, свидетелям, ответчикам при выполнении отдельных следственных и судебных действий.
До возбуждения уголовного дела сведения, содержащиеся в бухгалтерских документах, могут стать предметом прокурорской проверки, оперативно-разыскных мероприятий органов дознания и в конечном итоге послужить основанием для возбуждения уголовного дела.
Бухгалтерские документы выступают в качестве доказательств (в том числе вещественных) по уголовным и иным делам. Они являются важным источником прямых и косвенных доказательств, помогают воссоздать «картину» правонарушения и выявить лиц, его совершивших, установить иные обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Деятельность по выявлению и доказательству преступлений можно представить в виде процедуры обнаружения, предоставления, оценки и использования одних документов и продуцирования на их основе других юридически значимых документов.
26. Изъятие бухгалтерских документов работниками контролирующих и правоохранительных органов
Изъятие ? это принудительное лишение организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами.
Когда первичный документ
является письменным свидетельством,
доказательством какого-либо действия
в процессе учета, то его изъятие
может отрицательно сказаться на
деятельности хозяйствующего субъекта,
а несвоевременное изъятие
Процесс по организации подготовки изъятия бухгалтерских документов можно разделить на три этапа:
1) подготовительный этап ? определение перечня бухгалтерских документов, подлежащих изъятию, их местонахождения и хранения; оформление документа, подтверждающего основание изъятия (постановление);
2) основной этап ? осмотр документов, подлежащих изъятию; оформление процесса изъятия; снятие главным бухгалтером копий с изымаемых документов;
3) заключительный этап ? организация доставки и хранения изъятых документов.
Документы, которые могут быть изъяты: первичные документы, денежные документы, планы, сметы, справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Бухгалтерских документов могут быть изъяты правоохранительными и контролирующими органами:
1) до возбуждения уголовного дела;
2) после возбуждения уголовного дела.
Большую сложность представляют изъятие документов и получение необходимых сведений из банковских учреждений. Законодательство предусматривает, кроме изъятия, такой способ получения документов для ознакомления с ними, как истребование документов. Истребование оформляется письменным запросом.
До возбуждения уголовного дела изъятие документов может быть оформлено актом, запросом или протоколом.
Результаты изъятия
оформляются соответствующим
1) указываются дата и время изъятия;
2) указываются должность лица, производящего изъятие, и присутствующие при этом лица;
3) правовые основания изъятия бухгалтерских документов;
4) перечисляются изымаемые документы, их номер, дата, количество листов;
5) каждая страница протокола (акта) об изъятии подписывается участниками изъятия и присутствующими лицами, допущенные исправления, изменения, дополнения, вносимые в текст акта, оговариваются и подтверждаются подписями;
6) даются письменные объяснения по всем зафиксированным в документе об изъятии фактам нарушений и злоупотреблений. Объяснение, написанное на отдельном листе, прилагается к протоколу, как неотъемлемая его часть.
После возбуждения уголовного дела изъятие осуществляется в ходе осмотра места происшествия, обыска и выемки, личного обыска. Для изъятия документов необходимо наличие постановления, вынесенного следователем. В постановлении о производстве выемки необходимо расписаться главному бухгалтеру.
Обыск в жилище может производиться только на основании судебного решения.
Знание сотрудниками контролирующих
и правоохранительных органов порядка
изъятия бухгалтерских
27. Инвентаризация и ее значение в деятельности правоохранительных органов
Согласно ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском
учете» в процессе инвентаризации прои
Инвентаризация проводится
в соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и
Инвентаризация выполняет следующие задачи в правоохранительной деятельности:
1) установление действительной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей;
2) контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3) обнаружение товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям.
4) установление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
5) проверку соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств.
Таким образом, с помощью инвентаризации правоохранительные органы:
1) проверяют полноту и достоверность данных бухгалтерского учета;
2) выявляют ошибки, допущенные в учете;
3) принимают на учет неучтенные хозяйственные объекты;
4) контролируют сохранность хозяйственных средств;
5) выявляют и предупреждают неучтенные ценности и допущенные потери;
6) контролирует работу материально-ответственных лиц.
Ценность инвентаризации состоит также в том, что ее могут осуществлять сами работники предприятия.
28. Понятие и виды инвентаризации
Инвентаризация ? это проверка фактического наличия и состояния имущества организации, ее финансовых обязательств на определенную дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации закреплен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49).
Данным документом должны руководствоваться организации всех уровней при проведении инвентаризации. Инвентаризации необходимо подвергать все имущество принадлежащие организации и не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете на балансовых счетах, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам и все виды финансовых обязательств.
Инвентаризация может
быть проведена по всей организации
либо по ее структурным подразделениям.
Можно выделить инвентаризацию, проводимую
по видам имущества и
Инвентаризация состоит из следующих обязательных частей:
1) подготовительные мероприятия ? сопровождаются изданием приказа по форме № ИНВ-22 о проведении инвентаризации (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе назначается инвентаризационная комиссия, подсчитывается примерное время, которое потребуется для проведения инвентаризации. Для получения наибольших результатов необходимо грамотно разработать внутренние инструкции;
2) вещественная и документальная проверка ? сопровождается выявлением, взвешиванием, обмериванием и подсчетом материально-производственных запасов. На данном этапе происходит оформление актов инвентаризации инвентаризационных описей;
3) сравнительно-аналитические мероприятия ? сопровождаются проверкой и сопоставлением данных инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бухгалтерского учета. На данном выявляются расхождения учетных оценок и текущих, происходит и подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации;
4) заключительные мероприятия сопровождаются оформлением ведомостей учета результатов, выявленных инвентаризацией по форме № ИНВ-26 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). На данном этапе необходимо внести бухгалтерские записи в учетные регистры по результатам инвентаризации и издать приказ об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Методологическая база для проведения инвентаризации состоит из следующих нормативных актов:
1) ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н);
3) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
4) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98);
5) постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
6) постановление Госкомстата РФ от 27 марта 2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"».
Функции инвентаризации:
1) учетная (можно в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных организаций);