Судебная бухгалтерия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:24, лекция

Описание работы

Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).

Работа содержит 1 файл

Судебная бухгалтерия.docx

— 165.65 Кб (Скачать)

Организация бухгалтерского учета на предприятии, как правило, возлагается на главного бухгалтера, который отвечает за формирование учетной  политики, своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности, соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации.

13. Основы бухгалтерского учета

Под основами бухгалтерского учета в юридической литературе принято понимать правовые нормы, которые  регламентируют бухгалтерский учет. Данные нормы носят комплексный  характер, поскольку содержат положения, касающиеся различных сфер деятельности, и в связи с этим находятся  в различных нормативных правовых актах.

Основы бухгалтерского учета строятся из документов трех уровней.

К первому уровню принято относить федеральные законы:

1) ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

4) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).

Ко второму  уровню документов относят ведомственные нормативные акты (как правило это акты, издаваемые Минфином России), которые представленные следующими документами:

1) приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

2) приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)»;

3) приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02»;

4) приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98»;

5) приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01».

Также к основам бухгалтерского учета можно отнести акты, которые  носят методический, рекомендательный характер: методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в строительстве, сельском хозяйстве, науке; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Разнообразные указания Министерства финансов РФ по вопросам, возникающим  в хозяйственной деятельности предприятия, также принято относить ко второму  уровню документов, образующих основы бухгалтерского учета.

Рабочие документы предприятий, формирующие его учетную политику, образуют третий уровень документов.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что к основам бухгалтерского учета относятся:

1) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2) подзаконные акты, которые издаются органами, обладающими специальной компетенцией, что наделяет их императивным характером;

3) подзаконные акты, нормы которых носят рекомендательный (методический характер);

4) локальные нормативные акты, издаваемые в соответствии со ст. 8. Трудового кодекса Российской Федерации.

14. Бухгалтерский баланс и его значение в юридической практике

Бухгалтерский баланс — это способ циклического отображения состояния средств хозяйства и источников их образования в денежном эквиваленте на определенную дату.

Баланс (лат. balance — «буквы, весы») означает равновесие или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. Для принятия обоснованных управленческих решений в учете в экономическом и юридическом анализе финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта применяется балансовое обобщение информации.

Баланс состоит из двух частей, в которых с различных  точек зрения (исходя из разных критериев, показана одна и та же сумма средств, которыми владеет предприятие.

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух колонок: левая называется активом, а правая ? пассивом. Актив отражает средства, которыми владеет предприятие с указанием, где они хранятся, а пассив — источники формирования этих средств с указанием, откуда они получены.

Основное правило  баланса состоит в том, что итоговая сумма актива равна итоговой сумме пассива: это и критерий его безошибочности. Нельзя потратить то, чего не было, и нельзя не показать в отчетности те средства, которые остались неистраченными.

Следовательно, если учет ведется  правильно и в хозяйстве нет  хищений и злоупотреблений, то сумма  средств в активе должна быть равна  сумме средств в пассиве.

Актив и пассив баланса  подразделяются на разделы и статьи. В статьях баланс объединяет однородную группу средств: в активе — основные средства производства, сырье, готовые  изделия, в пассиве — уставный капитал, ссуды, прибыль.

Баланс в основном составляется на 1 число каждого месяца.

Бухгалтерский баланс должен реально отражать имущественное  и финансовое положение организации  по состоянию на отчетную дату, представляя  данные о хозяйственных средствах (в активе) и их источниках (в пассиве).

Документы бухгалтерского баланса состоят из:

1) бланка баланса в виде таблицы;

2) отчета о прибылях и убытках;

3) приложения к бухгалтерскому балансу, предусмотренного нормативными актами;

4) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

5) пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности.

Состав бухгалтерской  отчетности бюджетных организаций  определяется Минфином России (приказ Минфина России «О формах бухгалтерской  отчетности организаций»).

Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и главным бухгалтером, а при его отсутствии в штате  — бухгалтером организации.

Для субъектов малого предпринимательства  установлен упрощенный порядок ведения  документов бухгалтерской отчетности.

В соответствии с порядком учета доходов и расходов и  хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется  индивидуальными предпринимателями  путем фиксирования в Книге учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций индивидуального предпринимателя  операций о полученных доходах и  произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных  документов позиционным способом (п. 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для  индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430).

Индивидуальные предприниматели  ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих  разделах Книги учета. Учет полученных доходов, произведенных расходов и  хозяйственных операций ведется  индивидуальным предпринимателем в  одной Книге учета раздельно  по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности (п. 7 названного Порядка).

Доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом.

Каждая хозяйственная  операция изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества  и источники его формирования. И в зависимости их влияния  на величину актива и пассива бухгалтерского баланса бывают четырех типов.

Операции первого  типа ? затрагивают только актив баланса.

Операции второго  типа ? затрагивают только пассив баланса.

Операции третьего типа изменяют величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения, валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения.

15. Счета бухгалтерского учета и их виды

Для повседневного и эффективного руководства экономической деятельностью  недостаточно данных бухгалтерского баланса, поскольку они описывают данные на момент его составления. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета.

Система счетов заключается  в экономической группировке  текущего контроля и отражения хозяйственных  операций, которые совершаются с  имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.

Каждый счет отражает и  контролирует отдельный объект учета. На счете на основе первичных бухгалтерских  документов накапливаются и затем  систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. По внешнему виду счет представляет собой  таблицу, состоящую из двух частей:

Левая часть таблицы называется дебетом (Д), а правая (расход) — кредитом (К).

Остатки на счетах бухгалтерского учета именуются сальдо (С).

Все счета учета относительно к балансу и исходя из его структуры являются:

1) счетами для учета хозяйственных средств (активные);

2) счетами для учета источников образования средств (пассивные).

Активные средства не имеют  кредитового сальдо. Дебетовая сторона  активных счетов показывает увеличение средств, кредитовая — их уменьшение.

Для активных счетов:

1) дебетовый оборот означает поступление средств;

2) остаток по счету всегда дебетовый и либо больше, либо равен нулю;

3) кредитовый оборот означает расход средств.

Пассивные счета представляют собой «зеркальное отображение» активных счетов. В пассивных счетах кредит показывает увеличение, дебет  — уменьшение.

Для пассивных  счетов:

1) остаток по счету всегда кредитовый и либо больше, либо равен нулю;

2) оборот по кредиту означает увеличение источников средств (капитала, обязательства);

3) оборот по дебету означает их уменьшение (погашение обязательств);

4) конечное сальдо всегда кредитовое и либо больше, либо равно нулю.

Кроме активных и пассивных  счетов, в практике бухгалтерского учета используются и активно-пассивные  счета.

Приказ Минфина РФ «Об  утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» закрепляет перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и названной  Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических  и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения  бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных  операций и др.) в бухгалтерском  учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических  операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя  свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может  уточнять содержание приведенных в  Плане счетов бухгалтерского учета  субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений  и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т. д.).

По экономическому содержанию бухгалтерские счета подразделяются на пять групп (видов).

Первая группа обобщает информацию, отражает и контролирует имущество  предприятий и источники его  формирования.

Вторая группа регулирует оценки средств. Счета этой группы связаны  со счетами первой группы и корректируют их суммы.

Третья группа отражает и  контролирует отдельные статьи кругооборота средств предприятия.

Четвертая группа обобщает информацию о формировании и использовании  финансовых результатов предпринимательской  деятельности в отчетном году.

Пятая группа ? забалансовые счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей.

16. Учетная политика организации и ее юридическая оценка

Основным документом по учетной  политике является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н). Названное Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придание гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций).

Согласно ПБУ 1/98 под учетной  политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения  бухгалтерского учета ? первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Положение распространяется:

1) в части формирования учетной политики ? на организации независимо от организационно—правовых форм;

2) в части раскрытия учетной политики ? на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При  этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Информация о работе Судебная бухгалтерия