Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:24, лекция
Предметом судебной бухгалтерии являются объективные закономерности, основанные на нормативных актах, включающие в себя предписания по применению бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений (уголовно-правовых, гражданско-правовых, арбитражных).
1) наличие взаимосвязи между противоправными деяниями в сфере экономики с данными и их отражением в бухгалтерском учете;
2) законодательная регламентированность способов (форм, методов) применения специальных бухгалтерских познаний в разнообразной юридической практике.
Она включает в себя теорию и принципы бухгалтерского учета, а также правовые основы применения специальных бухгалтерских познаний правоприменителем лично, привлекаемым им специалистом-бухгалтером, нормативный порядок назначения и производства документальной ревизии, аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы, т. к. изучает вопросы применения бухгалтерского учета в разнообразной юридической практике.
Одним из основных ее признаков является охранительная и превентивная функции бухгалтерского учета.
Превентивная (предупредительная)
функция заключается в
Охранительная функция действует после совершения преступления.
В правовой бухгалтерии можно выделить следующие методы:
1) общенаучные;
2) межотраслевые;
3) специальные.
Совокупность этих методов
образует методологию бухгалтерского
учета, с помощью которой
Также метод судебной бухгалтерии тесно связан с методом бухгалтерского учета.
Структура учебной
дисциплины «Судебная бухгалтерия» предста
Учебная дисциплина, как
правило, включает следующие разделы:
введение в учебную дисциплину, основы
бухгалтерской отчетности, применение
специальных бухгалтерских
Данная учебная дисциплина представляет собой комплексную экономико-правовую дисциплину, в основе которой лежит бухгалтерский учет, которая занимается изучением и разработкой теоретических и тактических вопросов использования специальных бухгалтерских и иных экономических знаний в юридической деятельности.
4. Значение и функции судебной бухгалтерии
Правовая бухгалтерия — специальная прикладная дисциплина, которая изучает основанные на законе способы воплощения в жизнь бухгалтерских знаний в разнообразной юридической практике. Она включает в себя:
1) теорию бухгалтерского учета и его правовые начала;
2) основы документальной ревизии и аудита, судебно-бухгалтерской экспертизы; деятельности бухгалтера в качестве процессуальной фигуры специалиста;
3) положения уголовного, гражданского, арбитражного и административного права, регламентирующие порядок использования бухгалтерского учета и его данных правоприменителем.
Судебная бухгалтерия выполняет следующие функции:
1) криминалистическую — изучает закономерности происхождения, собирания, оценки и использования доказательств и основанные на познании этих закономерностей методы расследования, рассмотрения и предотвращения преступлений, в том числе доказательства, добытые с помощью правовой бухгалтерии;
2) процессуальную (доказательственную) — поиск истины (получении доказательств фактически совершенных неправомерных бухгалтерских действий, за которые предусмотрена юридическая ответственность);
3) криминологическую — предотвращение, прогноз, профилактику финансово-хозяйственных нарушений с помощью судебной бухгалтерии;
4) уголовно-правовую — это криминализация и последующая квалификация ряда нарушений в области бухгалтерского учета на основе данных судебной бухгалтерии;
5) организационно-
Для достижения положительного результата приведенные функции необходимо использовать в совокупности.
Значение судебной бухгалтерии состоит в том, что бухгалтерский учет, лежащий в ее основе, есть одна из основных, объективных, обязательных и нормативно определенных функций государственного управления, один из видов социального контроля и способ повышения эффективности правообеспечительной и правоохранительной деятельности.
5. Источники правовой бухгалтерии
Источниками судебной бухгалтерии являются:
1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
2) федеральные законы;
3) подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения);
4) международно-правовые акты.
5) методические рекомендации, руководящие разъяснения, толкования ведомственного, судебного (официального) характера;
Нормы Конституции РФ имеют
приоритет над нормами законов
и подзаконных нормативных
К законам относится федеральное законодательство, которое представлено следующими актами:
1) Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
3) Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
4) Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и т. д.;
Подзаконные акты составляют основную массу нормативных правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии. К ним относятся:
1) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента и постановления Правительства РФ);
2) акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания);
3) акты органов местного самоуправления.
Одним из видов подзаконных актов являются указы и распоряжения Президента РФ, к примеру, Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации».
Правительство РФ в соответствии со ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществляет общее методическое руководство бухучетом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
1) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;
2) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и т. д.
Следующим видом подзаконных актов являются акты Правительства РФ. Они характеризуются следующими признаками:
1) разделяются на постановления и на распоряжения;
2) имеют подзаконность;
3) обеспечивают обязательность исполнения на всей территории Федерации;
4) имеют межотраслевое значение.
К актам Правительства РФ относятся:
1) постановление Правительства РФ от 18 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Правил проведения ежегодного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
2) постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»;
3) постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Свои полномочия Правительство РФ осуществляет через Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации»:
1) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;
2) Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб.
К основным нормативным актам данного министерства относятся:
1) приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию»;
2) приказ Минфина РФ от 8 декабря 2003 № 113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора»;
3) приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
6. Правовая основа судебной бухгалтерии
Правовая основа судебной бухгалтерии — это основная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которой является нормативный акт.
Основные цели законодательства
о бухгалтерском учете
Нормативная база правовой бухгалтерии состоит из источников различной юридической силы:
1) актов непосредственно бухгалтерского учета;
2) норм права, регулирующих предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете» правовую основу судебной бухгалтерии составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России.
Законодательство России о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Цели законодательства о бухгалтерском учете:
1) обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
2) составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Нормативные акты о бухгалтерском учете — более широкое понятие, которое включает в себя акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Помимо нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы, которые могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их.
Статья 4 ФЗ «О бухгалтерском
учете» определяет, что законодательство
о бухгалтерском учете
7. Понятие и виды учета
Учет — это наблюдение, подсчет, регистрация и систематизация определенных жизненных явлений. Он относится к одному из видов хозяйственного контроля.
Цель хозяйственного учета — формирование достоверной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Выделяют 4 вида учета:
1) статистический;
2) оперативный;
3) бухгалтерский;
4) налоговый учет.
Статистический учет — это наблюдение и подсчет явлений, происходящих в обществе, для раскрытия их качественного состояния.
Основу статистического
учета в районе, области, республике
составляет статистическая отчетность
отдельных хозяйствующих
Оперативно-технический учет — наблюдение, подсчет, регистрация и контроль за отдельными хозяйственными операциями для текущего руководства ими (учет диспетчером километража пробега автомашины за рабочий рейс).
Налоговый учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения экономической информации для начисления налоговых обязательств хозяйствующих субъектов и контроля за выполнением этих обязательств.
Бухгалтерский учет — представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Упорядоченная система в бухгалтерском учете — единое применение методологических приемов для достижения целей учета.
Сбор информации предполагает
составление первичных
Сплошной учет всех хозяйственных операций — это обязательный учет всего имущества, продукции, денежных средств, задолженностей.
Непрерывный учет — постоянная, без пропусков фиксация всех совершаемых хозяйственных операций в документах установленной формы.
Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются: имущество организаций, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» являются:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности ? руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним ? инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;