Совершенствования учета и анализа производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выработка методических и практических рекомендаций по совершенствовании учета и анализа производственных запасов, направленных на усиление контроля за процессом их поступления, сохранности и рационального использования, разработать мероприятия по нормализации поступления производственных запасов и расчетной дисциплины на предприятии.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1,012.00 Кб (Скачать)

      Предприятия зарубежных стран могут списывать отклонения в стоимости заготавливаемых материалов, приходящиеся к стоимости реализованной продукции, непосредственно на результаты финансовой деятельности. Кроме того, часть отклонений, приходящаяся к стоимости материалов, оставшихся на конец отчётного периода на складе, может быть списана на увеличение их стоимости или же оставаться на балансе. Предприятия имеют возможность выбирать методы оценки материалов, но это должно быть зафиксировано в плане организации бухгалтерского учёта (в учётной политике) [16].

1.3 Нормативная правовая  база, регулирующая  оценку движения  материальных ресурсов  на предприятии

     В Республике Беларусь правовое обеспечение  означает, что общие вопросы ведения и организации бухгалтерского учёта, составления отчётности определены законом «О бухгалтерском учёте и отчётности» с дополнениями и изменениями. В качестве объектов учёта закон определяет средства и источники их образования, то есть активы и пассивы.

     Закон определяет общие вопросы государственного регулирования, права и обязанности лиц, отвечающих за учёт, оценку объектов, юридические и правовые стороны организации ведения бухгалтерского учёта, а также составление отчётности. Отдельные вопросы ведения учёта прописаны в налоговом законодательстве, Постановлениях, Указах и Декретах Президента. Кроме государственных органов, также в создании нормативных документов непосредственное участие принимают общественные объединения, то есть ассоциации бухгалтеров, объединения акционеров и другие.

      В настоящее время существует множество актов, регулирующих оценку материальных ресурсов.

     Действующий на территории Республики Беларусь Закон  Республики Беларусь от 18.10.1994г. № 3321-XII в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З «О бухгалтерском учете и отчетности» четко оговаривает требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета на предприятии. Одним из основных требований является непрерывность отражения хозяйственных операций (8 статья); регламентированы требования, предъявляемые к первичным документам, на основе которых совершаются хозяйственные операции (9 статья); описаны основные положения по оценке имущества (11 статья) и проведению инвентаризации имущества предприятия (12 статья); определен порядок разграничения доходов и расходов предприятия по отчетным периодам.

     Основным  документом, которым руководствуются  непосредственно на предприятиях при  организации бухгалтерского учета  производственных запасов, является учетная политика организации (см. приложение 2), которая разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. № 62 (в ред. постановлений Минфина от 12.11.2003 N 152, от 26.05.2008 N 85). Данное положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации как, в общем, так и в вопросах учета материальных запасов.

      Поставщик на основе договора поставки отгружает  покупателю материалы, выписывая счёт-фактуру, и прилагает к ней товарно-транспортную накладную ф. № ТТН–1, ТН–2, оформленную в соответствии с порядком, установленным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 года № 53 (24.01.2003 N 8, от 28.06.2007 N 107) «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН–1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН–2 и инструкций по их заполнению».

      Покупатели  товаров, работ, услуг обязаны вести  журнал учёта получаемых от поставщиков первичных учётных, платёжных и расчётных документов, в котором указаны реквизиты по НДС, и книгу покупок (Методические указания о порядке исчисления и уплаты НДС, утверждённые Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 13.12.1999 года № 310) (в редакции от 21.11.2000 года №101).

      Отраслевые  особенности учета материальных ресурсов в организациях промышленности регламентируются Инструкцией «О порядке  бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности», которая была утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь 31.12.2003г. № 191/263 (в редакции постановления Министерства финансов, Министерства экономики от 21.12.2007 N 194/228).

      Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имуществ и обязательств [2].

      Применяемые для оформления поступления материалов формы первичной учетной документации соответствуют формам, утвержденным Постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 29.12.2004 года № 21 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и материалов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь» (в редакции от 29.09.2008 года №34), а их заполнение ведется в соответствии с Инструкцией «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и материалов для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь» [11].

      Инвентаризация, документальное оформление снятия остатков фактического наличия, сличения их с данными бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии с Методическими указаниями «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утверждёнными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12.1995 года № 54.

      Согласно  Положения по бухгалтерскому учёту «Учётной политики организации», утвержденному Постановлением Министерства Республики Беларусь от 17.04.2003 года № 62 (в ред. 26.05.2008 N 85) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учётной политики организации»» оценка материальных ресурсов должна раскрываться в учётной политике УП «Завод полупроводниковых приборов» и действовать в течение года.

      Таким образом, можно отметить, что УП «Завод полупроводниковых приборов» руководствуется в своей деятельности выше перечисленными нормативными и правовыми источниками. Оценка материальных ресурсов производится по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).

      Следующим этапом работы является рассмотрение учёта поступления материальных ресурсов и расчётов с поставщиками, чему посвящена вторая глава.

2 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ  МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ  С ПОСТАВЩИКАМИ

2.1 Документальное оформление поступления  материалов и расчетов с поставщиками

      Материальные ценности на предприятие  УП «Завод полупроводниковых приборов» поступают непосредственно от поставщиков в порядке децентрализованных закупок; через подотчетных лиц, закупивших ценности за наличный расчет; путем изготовления материалов силами предприятия; получения предприятием безвозмездно (включая договор дарения); в результате списания пришедших в негодность основных средств и предметов; излишки при инвентаризации (рисунок 2.1) [25].

       

     

       

       
 
 

       

       
       
       

      Рисунок 2.1 - Поступление материальных ценностей

      На  поставку соответствующих материальных ценностей предприятие заключает  договора с поставщиками, в которых  обусловливают количество материалов, цены, сроки поставки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.д. (см. приложение 4).

      Право на заключение договоров от имени  УП «Завод полупроводниковых приборов» предоставляется должностным лицам согласно приказу (см. приложение 5).

     На  складе предприятия ведется оперативный учет и контроль выполнения договоров поставок материалов по ассортименту, количеству, качеству и срокам. Для этого ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров купли-продажи. В них отмечают выполнение условий договоров о поставке по ассортименту ценностей, их количеству, цене, срокам поставки и др.

     Отгрузив материальные ценности покупателю (в данном случае УП «Завод полупроводниковых приборов»), предприятия-поставщики одновременно высылают платежные требования-поручения вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (сертификаты, качественные удостоверения, товарно-транспортные накладные и др.).

     В том случае, когда договором поставки предусмотрена предварительной оплата материальных ценностей, документальное оформление начинается с выписки поставщиком счета на оплату материалов. Один экземпляр счета на оплату материалов поставщик вручает (пересылает) предприятию УП «Завод полупроводниковых приборов». В счете указывается перечень материалов, подлежащих предварительной оплате, их цена и стоимость, сроки оплаты и банковские реквизиты получателя денег. На основании счета поставщика бухгалтерия предприятия оформляет платежное поручение в 3-х экземплярах и осуществляет предварительную оплату указанных в нем материальных ценностей (см. приложение 6).

     Поступление сырья и материалов на склад подтверждается первичным учетным документом, имеющим  юридическую силу. Такими документами  являются:

     - товарно-транспортная накладная (ТТН-1). Этот документ, относится к бланкам строгой отчетности, предназначен для учета движения, перемещение которых производится с помощью автомобильного транспорта. ТТН-1 подтверждает отпуск товарно-материальных ценностей у грузоотправителя, служит основанием для оприходования материалов у получателя и является документом, по которому производится учет работы по перевозке товарно-материальных ценностей и расчет за нее.

     Товарно-транспортная накладная (ТТН-1) выписывается в четырех  экземплярах: первый – остается у  грузоотправителя и предназначен для списания материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю (см. приложение 7).

     Затем второй экземпляр сдается водителем  грузополучателю и он служит основанием для оприходования материальных ценностей у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику груза. Третий служит основанием для расчетов за транспорт и перевозчик отправит его плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

     - товарная накладная (ТН-2). Также является бланком строгой отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным). Типовая накладная ТН-2 в отличие от ТТН-1 содержит сведения о товарно-материальных ценностях: наименование, сорт, размер, единица измерения, количество, цена, сумма, вид упаковки, число мест. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их в учете получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей [11].

     Полученные  от поставщиков (банка) документы на отгруженные материалы направляются на склад предприятия УП «Завод полупроводниковых приборов», где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки по ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Затем делаются отметки о выполнении договорных обязательств на копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (форма М-1). В нем указывают: регистрационный номер; дату записи; наименование поставщика; дату и номер транспортного документа; дату товарного документа, его номер, род груза и сумму; расписку в получении документа; дату и номер приходного документа; дату и номер запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметки об оплате счетов или отказе от акцепта. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретаемые ценности. В дальнейшем документы передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты.

     От  местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого ему бухгалтерия предприятия оформляет и выдает под расписку доверенность формы М-2а (см. приложение 8) или иные документы, где указываются его фамилия, имя, отчество, паспортные данные, поставщик, перечень материалов или продукции и подписи директора станции, главного бухгалтера, получателя доверенности и ставится круглая печать. Разовые доверенности выписываются до 10 дней, а постоянные (они только предъявляются) – до одного года. Доверенности действительны при предъявлении паспорта. Доверенность дает право должностному лицу выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении материальных ценностей. Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале форма М-3 (см. приложение 9). Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.

     Стоимость приобретаемых материалов за наличный расчет через подотчетных лиц  подтверждается товарным счетом (чеком) или актом (справкой), в которых излагают содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования, количества и цены материалов. По возможности в акте (справке) отражают данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Информация о работе Совершенствования учета и анализа производственных запасов