Собственный капитал банка: бухгалтерский учет, значение и проблемы его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – изучение состава и структуры собственного капитала банка, порядка отражения в бухгалтерском учете операций по формированию фондов банка, проведение анализа собственного капитала банка, рассмотрение проблем формирования и наращивания собственного капитала банка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Собственный капитал банка, его сущность и значение…………………….....7
1.1 Собственный капитал банка: понятие и источники его формирования…....7
1.2 Нормативный капитал, его взаимосвязь с собственным капиталом и методика расчета. Показатели достаточности капитала……………………….17
1.3 Функции и значение собственного капитала банка………………………...25
2 Порядок отражения в бухгалтерском учете банка операций по формированию собственного капитала банка………………………………......32
2.1 Учет операций по формированию уставного фонда создаваемого банка и по увеличению уставного фонда действующего банка………………………...32
2.2 Отражение в учете фондов и нераспределенной прибыли банка………....40
3 Анализ собственного капитала банка …………….…………………………..48
3.1 Оценка состава и структуры собственного капитала ...................................48
3.2 Анализ показателей достаточности капитала……………………………....58
4 Собственный капитал банков Республики Беларусь: состояние, проблемы формирования и пути их решения……………………………………………….65
4.1 Характеристика банковской системы Республики Беларусь……………...65
4.2 Проблемы формирования собственных средств банками и пути их решения…………………………………………………………………………....72
Заключение………………………………………………………………………..78
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 891.50 Кб (Скачать)

    Активы  банка увеличиваются (рост на 196,0%), банк наращивает ресурсную базу и увеличивает объем операций. Темп роста обязательств (218,3%) немного превышает темп роста капитала банка (137,4%). Самый высокий темп роста у прибыли банка (232,8%), что говорит о более эффективном использовании ресурсов.

    Снижение  доли собственного капитала в валюте баланса не является критическим моментом, так как нормативы безопасного функционирования банка соблюдаются. Увеличение рентабельности собственного капитала на 14,6% подтверждает растущую активность банка, эффективность использования ресурсов. В целом об имеющихся результатах, выраженных в показателях можно сделать вывод о более эффективной работе банка по использованию, как собственных средств, так и привлеченных, об увеличении объемов операций и наращиванию активов банка в виде собственных и заемных средств, при этом соблюдая норматив достаточности капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Собственный  капитал  банков Республики  Беларусь: состояние,  проблемы формирования и пути их решения 

    4.1 Характеристика банковской системы Республики Беларусь  

    Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка и иных банков. Такое построение банковской системы в настоящее время является общепринятым. Центральный банк любого государства выполняет несколько основных задач. Во - первых, он обеспечивает стабильность функционирования банковской и в целиком финансово кредитной системы государства. Для решения этой задачи центральный банк выполняет прежде всего регулирующие и надзорные функции в отношении второго уровня – системы иных банков. Во - вторых, задача центрального банка состоит в регулировании денежного обращения, в проведении такой политики, реализация которой способствовала бы обеспечению устойчивости и стабильности национальной валюты, создавала условия для экономического роста. Эта задача регулируется посредством контроля за денежной массой в государстве.

    Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на все территории Республики Беларусь

    Национальный банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для обеспечения свидетельства о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов. Второй уровень банковской системы – это сеть независимых банков, которые являются основным звеном в обслуживании экономики государства и населения. Они осуществляют на договорных условиях кредитное, расчетно – кассовое и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц путем совершения банковских операций и оказания иных услуг своей клиентуре, об это сказано в ст. 14 БК РБ «Банковские операции. Иная деятельность, осуществляемая банками и небанковскими кредитно – финансовыми организациями». К банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах; осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов; валютно–обменные операции; купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и многие другие операции. Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком. [39].

    Мировая экономика в 2006—2011 гг. столкнулась с одним из самых серьезных экономических и финансовых кризисов со времен Великой депрессии 1930-х гг. Возникшие в 2006 г. проявления финансовой нестабильности не ограничились убытками финансовых организации и нарушениями в работе финансовых рынков. Несмотря на предпринятые мировым сообществом стабилизационные меры, к числу которых относились, в частности, снижение базовых процентных ставок центральных банков, вливания ликвидности и рекапитализация системно значимых кредитно-финансовых организаций, а также реструктуризация национальных финансовых систем и применение дополнительных гарантий по вкладам, сокращение объемов и удорожание внешнего финансирования реального сектора мировой экономики привело к снижению темпов мирового экономического роста, инвестиций, занятости на фоне нарастания инфляции, ухудшения финансового состояния предприятий реального и финансового сектора экономики, домашних хозяйств, К концу 2008 г. финансовый кризис перерос в полномасштабный экономический и в той или иной мере затронул экономические системы практически всех стран мира.

    Существуют  различные точки зрения но поводу причин возникновения кризиса, однако большинство экспертов соглашаются  с тем, что эти причины выходят далеко за рамки проблем на ипотечном рынке США и лежат в плоскости макроэкономических дисбалансов на уровне мировой экономики в целом. На протяжении последнего десятилетия многие страны, обладавшие устойчивым положительным сальдо платежного баланса н высоким уровнем внутренних сбережений, например, Китай, Япония, государства экспортеры нефти, развивающиеся страны Восточной Азии размещали избыточные средства в форме международных резервов в низкорисковые финансовые инструменты на рынках США, Великобритании, других стран, имевших устойчивый дефицит текущего счета, вызванный чрезмерным потреблением, финансировавшимся за счет заимствовании у остального мира. Постоянный приток средств, инвестируемых в государственные ценные бумаги, другие низкорисковые финансовые инструменты, привел к снижению безрисковых процентных ставок и кредитной экспансии на ведущих мировых финансовых рынках на фоне ослабления требований к заемщикам и роста цен на недвижимость,

    Одновременно  возник спрос со стороны инвесторов на финансовые инструменты, обеспечивающие более высокую доходность при сохранении уровня рисков в приемлемом диапазоне. Этот спрос удовлетворялся за счет финансовых инноваций, в основе которых лежали производные финансовые инструменты и сложные математические модели управления рисками, что наряду с развитием средств телекоммуникации и финансовой либерализации создало предпосылки для роста уязвимости мировой финансовой системы по отношению к воздействию шоков. События на ипотечных рынках США в данном контексте сыграли лишь роль системного события, которое в сочетании с факторами уязвимости послужило пусковым механизмом финансового кризиса, который затем перерос в экономический.

    Возникновение серьезных финансовых кризисов всегда служило отправной точкой для  переоценки подходов к организации систем надзора за деятельностью финансового сектора и финансовых рынков. В этом смысле финансовый и экономический кризис 2006—2011 гг., который приобрел общемировые масштабы, также не является исключением, несмотря на то, что его причины лежат в плоскости долгосрочных макроэкономических дисбалансов. В связи с этим актуальным представляется анализ влияния внешних факторов нестабильности на белорусскую банковскую систему, проблем, с которыми столкнулись банки, а также основных мер, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь, как органом банковского надзора для предотвращения системной нестабильности и сохранения устойчивого развития банковского сектора страны.

    До  настоящего времени финансовый сектор Республики Беларусь достаточно успешно справлялся с внешними шоком и, основные показатели эффективности банков продолжают оставаться в приемлемых диапазонах. В целом выполняются пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. Это подтверждается, в частности, результатами обновленной оценки финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка. Ограниченное негативное влияние внешних факторов нестабильности на белорусские банки объясняется, прежде всего, структурными особенностями экономики и финансового сектора Республики Беларусь.

    Экономика Республики Беларусь является экспортно-ориентированной, внутриэкономическая ситуация в стране во многом зависит от конъюнктуры внешних рынков. Страна импортирует значительную часть сырья, материалов, комплектующих, энергоресурсов, потребительских товаров. Экспорт имеет высококонцентрированную географическую и товарную структуру, его основу составляют продукция промышленного и сельскохозяйственного производства, продукты нефтепереработки и калийные удобрения. Более 2/3 добавленной стоимости в стране создается крупными предприятиями, контролируемыми государством, свыше 50% ВВП изымается государством через налоговую систему и перераспределяется через бюджет и внебюджетные фонды.

    Фондовый рынок и сектор небанковских финансовых организации в Республике Беларусь все еще находятся па начальной стадии развития, поэтому банки играют ключевую роль в финансировании нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, обеспечении функционирования платежной системы и системы сбережений, а также являются важным посредником в реализации государственных программ. Белорусская банковская система была изначально сформирована на базе крупных специализированных банков, контролируемых государством, что обусловило высокую степень ее концентрации, сохраняющуюся до настоящего времени[40].

    Несмотря  на сложности, с которыми в 2008— 2011 гг. столкнулись белорусские банки, как и банки других стран Центральной и Восточной Европы, состояние банковского сектора Республики Беларусь остается устойчивым. До настоящего времени банковский сектор достаточно успешно справлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков оставались в приемлемых диапазонах, банками в основном выполнялись пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. В частности, это подтвердили обновленная в 2008 г. оценка финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка, а также оценки экспертов международных рейтинговых агентств.

    В настоящее время устойчивость банковского сектора в значительной степени определяется макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами. В Беларуси на 01.01.2011г. действует 31 банк, в том числе 26 банков созданы с участием иностранного капитала.

    Среди основных негативных тенденций функционирования банковского сектора необходимо отметить увеличение проблемных активов банковского сектора. Кроме того, в банковском секторе наблюдалось снижение отдельных показателей ликвидности, однако их величина находилась в безопасных пределах.

    Ограниченное  прямое влияние глобальных факторов нестабильности на белорусские банки и своевременно принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком меры по рекапитализации государственных банков, расширению предоставления ликвидности банкам, ужесточению бюджетной политики, стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий населения, расширению внешнего финансирования макроэкономических дисбалансов способствовали сохранению финансовой и монетарной стабильности.

    Национальный  банк и Правительство Республики Беларусь обеспечивают проведение денежно-кредитной политики с учетом необходимости ограничения последствий мирового финансово- экономического кризиса для экономики страны и соблюдения Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного с МВФ. Кроме того, в республике разрабатываются и по мере необходимости применяются дополнительные превентивные и иные меры, направленные на улучшение условий функционирования и укрепление банковского сектора. Проводилась также работа по следующим направлениям:

    - завершение правовой регламентации деятельности государственного бюро кредитных историй, созданного при Национальном банке;

    - наделение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов физических лиц полномочиями по осуществлению функций временной администрации по управлению банком для предупреждения его банкротства, а также функций антикризисного управляющего при осуществлении процедуры банкротства банка;

    - ужесточение подходов к оценке рисков банковской деятельности и достаточности нормативного капитала банков в части расчета кредитных, рыночных рисков;

    - совершенствование подходов к созданию резервов на покрытие возможных убытков, в том числе подготовка согласованных с представителями МВФ и Всемирного банка изменений, предусматривающих ужесточение подходов к классификации реструктуризированной задолженности [41].

Информация о работе Собственный капитал банка: бухгалтерский учет, значение и проблемы его формирования