Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – изучение состава и структуры собственного капитала банка, порядка отражения в бухгалтерском учете операций по формированию фондов банка, проведение анализа собственного капитала банка, рассмотрение проблем формирования и наращивания собственного капитала банка.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Собственный капитал банка, его сущность и значение…………………….....7
1.1 Собственный капитал банка: понятие и источники его формирования…....7
1.2 Нормативный капитал, его взаимосвязь с собственным капиталом и методика расчета. Показатели достаточности капитала……………………….17
1.3 Функции и значение собственного капитала банка………………………...25
2 Порядок отражения в бухгалтерском учете банка операций по формированию собственного капитала банка………………………………......32
2.1 Учет операций по формированию уставного фонда создаваемого банка и по увеличению уставного фонда действующего банка………………………...32
2.2 Отражение в учете фондов и нераспределенной прибыли банка………....40
3 Анализ собственного капитала банка …………….…………………………..48
3.1 Оценка состава и структуры собственного капитала ...................................48
3.2 Анализ показателей достаточности капитала……………………………....58
4 Собственный капитал банков Республики Беларусь: состояние, проблемы формирования и пути их решения……………………………………………….65
4.1 Характеристика банковской системы Республики Беларусь……………...65
4.2 Проблемы формирования собственных средств банками и пути их решения…………………………………………………………………………....72
Заключение………………………………………………………………………..78
Список использованных источников…………
Активы банка увеличиваются (рост на 196,0%), банк наращивает ресурсную базу и увеличивает объем операций. Темп роста обязательств (218,3%) немного превышает темп роста капитала банка (137,4%). Самый высокий темп роста у прибыли банка (232,8%), что говорит о более эффективном использовании ресурсов.
Снижение
доли собственного капитала в валюте
баланса не является критическим моментом,
так как нормативы безопасного функционирования
банка соблюдаются. Увеличение рентабельности
собственного капитала на 14,6% подтверждает
растущую активность банка, эффективность
использования ресурсов. В целом об имеющихся
результатах, выраженных в показателях
можно сделать вывод о более эффективной
работе банка по использованию, как собственных
средств, так и привлеченных, об увеличении
объемов операций и наращиванию активов
банка в виде собственных и заемных средств,
при этом соблюдая норматив достаточности
капитала.
4
Собственный капитал
банков Республики
Беларусь: состояние,
проблемы формирования
и пути их решения
4.1
Характеристика банковской
системы Республики
Беларусь
Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка и иных банков. Такое построение банковской системы в настоящее время является общепринятым. Центральный банк любого государства выполняет несколько основных задач. Во - первых, он обеспечивает стабильность функционирования банковской и в целиком финансово кредитной системы государства. Для решения этой задачи центральный банк выполняет прежде всего регулирующие и надзорные функции в отношении второго уровня – системы иных банков. Во - вторых, задача центрального банка состоит в регулировании денежного обращения, в проведении такой политики, реализация которой способствовала бы обеспечению устойчивости и стабильности национальной валюты, создавала условия для экономического роста. Эта задача регулируется посредством контроля за денежной массой в государстве.
Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на все территории Республики Беларусь
Национальный банк устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь и ответственность за их нарушение. Национальный банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и иной обработки, а также для обеспечения свидетельства о деятельности и операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов. Второй уровень банковской системы – это сеть независимых банков, которые являются основным звеном в обслуживании экономики государства и населения. Они осуществляют на договорных условиях кредитное, расчетно – кассовое и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц путем совершения банковских операций и оказания иных услуг своей клиентуре, об это сказано в ст. 14 БК РБ «Банковские операции. Иная деятельность, осуществляемая банками и небанковскими кредитно – финансовыми организациями». К банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах; осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов; валютно–обменные операции; купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и многие другие операции. Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком. [39].
Мировая экономика в 2006—2011 гг. столкнулась с одним из самых серьезных экономических и финансовых кризисов со времен Великой депрессии 1930-х гг. Возникшие в 2006 г. проявления финансовой нестабильности не ограничились убытками финансовых организации и нарушениями в работе финансовых рынков. Несмотря на предпринятые мировым сообществом стабилизационные меры, к числу которых относились, в частности, снижение базовых процентных ставок центральных банков, вливания ликвидности и рекапитализация системно значимых кредитно-финансовых организаций, а также реструктуризация национальных финансовых систем и применение дополнительных гарантий по вкладам, сокращение объемов и удорожание внешнего финансирования реального сектора мировой экономики привело к снижению темпов мирового экономического роста, инвестиций, занятости на фоне нарастания инфляции, ухудшения финансового состояния предприятий реального и финансового сектора экономики, домашних хозяйств, К концу 2008 г. финансовый кризис перерос в полномасштабный экономический и в той или иной мере затронул экономические системы практически всех стран мира.
Существуют
различные точки зрения но поводу
причин возникновения кризиса, однако
большинство экспертов
Одновременно возник спрос со стороны инвесторов на финансовые инструменты, обеспечивающие более высокую доходность при сохранении уровня рисков в приемлемом диапазоне. Этот спрос удовлетворялся за счет финансовых инноваций, в основе которых лежали производные финансовые инструменты и сложные математические модели управления рисками, что наряду с развитием средств телекоммуникации и финансовой либерализации создало предпосылки для роста уязвимости мировой финансовой системы по отношению к воздействию шоков. События на ипотечных рынках США в данном контексте сыграли лишь роль системного события, которое в сочетании с факторами уязвимости послужило пусковым механизмом финансового кризиса, который затем перерос в экономический.
Возникновение серьезных финансовых кризисов всегда служило отправной точкой для переоценки подходов к организации систем надзора за деятельностью финансового сектора и финансовых рынков. В этом смысле финансовый и экономический кризис 2006—2011 гг., который приобрел общемировые масштабы, также не является исключением, несмотря на то, что его причины лежат в плоскости долгосрочных макроэкономических дисбалансов. В связи с этим актуальным представляется анализ влияния внешних факторов нестабильности на белорусскую банковскую систему, проблем, с которыми столкнулись банки, а также основных мер, принимаемых Национальным банком Республики Беларусь, как органом банковского надзора для предотвращения системной нестабильности и сохранения устойчивого развития банковского сектора страны.
До настоящего времени финансовый сектор Республики Беларусь достаточно успешно справлялся с внешними шоком и, основные показатели эффективности банков продолжают оставаться в приемлемых диапазонах. В целом выполняются пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. Это подтверждается, в частности, результатами обновленной оценки финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка. Ограниченное негативное влияние внешних факторов нестабильности на белорусские банки объясняется, прежде всего, структурными особенностями экономики и финансового сектора Республики Беларусь.
Экономика Республики Беларусь является экспортно-ориентированной, внутриэкономическая ситуация в стране во многом зависит от конъюнктуры внешних рынков. Страна импортирует значительную часть сырья, материалов, комплектующих, энергоресурсов, потребительских товаров. Экспорт имеет высококонцентрированную географическую и товарную структуру, его основу составляют продукция промышленного и сельскохозяйственного производства, продукты нефтепереработки и калийные удобрения. Более 2/3 добавленной стоимости в стране создается крупными предприятиями, контролируемыми государством, свыше 50% ВВП изымается государством через налоговую систему и перераспределяется через бюджет и внебюджетные фонды.
Фондовый рынок и сектор небанковских финансовых организации в Республике Беларусь все еще находятся па начальной стадии развития, поэтому банки играют ключевую роль в финансировании нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, обеспечении функционирования платежной системы и системы сбережений, а также являются важным посредником в реализации государственных программ. Белорусская банковская система была изначально сформирована на базе крупных специализированных банков, контролируемых государством, что обусловило высокую степень ее концентрации, сохраняющуюся до настоящего времени[40].
Несмотря на сложности, с которыми в 2008— 2011 гг. столкнулись белорусские банки, как и банки других стран Центральной и Восточной Европы, состояние банковского сектора Республики Беларусь остается устойчивым. До настоящего времени банковский сектор достаточно успешно справлялся с внешними шоками, основные показатели эффективности банков оставались в приемлемых диапазонах, банками в основном выполнялись пруденциальные нормативы и другие надзорные требования. В частности, это подтвердили обновленная в 2008 г. оценка финансового сектора страны в рамках Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка, а также оценки экспертов международных рейтинговых агентств.
В настоящее время устойчивость банковского сектора в значительной степени определяется макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами. В Беларуси на 01.01.2011г. действует 31 банк, в том числе 26 банков созданы с участием иностранного капитала.
Среди основных негативных тенденций функционирования банковского сектора необходимо отметить увеличение проблемных активов банковского сектора. Кроме того, в банковском секторе наблюдалось снижение отдельных показателей ликвидности, однако их величина находилась в безопасных пределах.
Ограниченное прямое влияние глобальных факторов нестабильности на белорусские банки и своевременно принятые Правительством Республики Беларусь и Национальным банком меры по рекапитализации государственных банков, расширению предоставления ликвидности банкам, ужесточению бюджетной политики, стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий населения, расширению внешнего финансирования макроэкономических дисбалансов способствовали сохранению финансовой и монетарной стабильности.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь обеспечивают проведение денежно-кредитной политики с учетом необходимости ограничения последствий мирового финансово- экономического кризиса для экономики страны и соблюдения Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного с МВФ. Кроме того, в республике разрабатываются и по мере необходимости применяются дополнительные превентивные и иные меры, направленные на улучшение условий функционирования и укрепление банковского сектора. Проводилась также работа по следующим направлениям:
- завершение правовой регламентации деятельности государственного бюро кредитных историй, созданного при Национальном банке;
- наделение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов физических лиц полномочиями по осуществлению функций временной администрации по управлению банком для предупреждения его банкротства, а также функций антикризисного управляющего при осуществлении процедуры банкротства банка;
- ужесточение подходов к оценке рисков банковской деятельности и достаточности нормативного капитала банков в части расчета кредитных, рыночных рисков;
- совершенствование подходов к созданию резервов на покрытие возможных убытков, в том числе подготовка согласованных с представителями МВФ и Всемирного банка изменений, предусматривающих ужесточение подходов к классификации реструктуризированной задолженности [41].