Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа
Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения
3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
4. Ограниченный перечень расходов.
Перечень расходов, подлежащих учету при применении УСН, поименован в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. Из перечня расходов, учитываемых при налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы. Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая сохраняет старый режим учета.
Этот недостаток может оказаться решающим моментом при выборе режима налогообложения для компаний, в составе расходов которых много таких, которые не учитываются при расчете налоговой базы для единого налога, но учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации велика вероятность того, что сумма минимального налога будет больше суммы налога на прибыль.
5. Необходимость уплаты минимального налога при наличии убытков и небольшой рентабельности (при выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).
То
есть, в отличие от налога на прибыль,
единый налог платить придется в
любом случае. Минимальный налог уплачивается
в случае, если сумма исчисленного в общем
порядке единого налога меньше суммы минимального
налога. Разницу между суммой уплаченного
минимального налога и суммой исчисленного
в общем порядке налога п. 6 ст. 346.18 НК РФ
разрешает включить в расходы при исчислении
налоговой базы в следующих налоговых
периодах, а также увеличить сумму убытков,
которые могут быть перенесены на будущее.
По мнению Минфина, это можно сделать только
по итогам налогового периода (письмо
Минфина РФ от 22.08.2008 г.
№03-11-04/2/111).
6. Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения, и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСН.
Иными словами, если компания переходит на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения налогового режима, используемого в настоящий момент.
7. Необходимость пересчета доплаты сумм единого налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»).
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет (по основным средствам со сроком полезного использования свыше 15 лет) с момента их приобретения налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с начала приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Таким образом, мы видим, что недостатков у упрощенной системы не меньше, чем достоинств. Поэтому прежде, чем остановить свой выбор на этом налоговом режиме нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной организации. Выбор оптимального налогового режима зависит от конкретных показателей деятельности организации и требует тщательного их исследования. Тем более, что начиная с 2009 года в законодательство РФ, касающегося системы налогообложения в целом, и налогообложения малого бизнеса в частности, был внесен ряд поправок и дополнений. То есть, если говорить о перспективах развития УСН, то необходимо остановиться на следующих важных моментах.
В
течение 2009 года для лиц, применяющих
УСН, самой обсуждаемой темой
явилось ограничение по размеру
дохода, при котором субъект
Однако
указанная предельная величина дохода
установлена Законом
№ 204-ФЗ временно. Ориентируясь на неё,
организация может перейти на «упрощёнку»
с 2010-го, с 2011-го или с 2012 года. При переходе
на этот спецрежим с 2013 года снова нужно
будет применять лимит доходов за девять
месяцев 15 млн. руб. и коэффициенты-дефляторы.
Также размер ограничения дохода за календарный
год в период применения УСН будет рассчитываться
как произведение 20 млн. руб., коэффициента-дефлятора,
который будет установлен на 2013 год, и
коэффициентов-дефляторов, применявшихся
ранее.
Отдельного внимания заслуживает вопрос уплаты взносов во внебюджетные фонды. Дело в том, что с 1 января 2010 года в связи с отменой ЕСН организации и предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, платят взносы отдельно в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
На 2010 год для плательщиков единого «упрощённого» налога установлены специальные правила. Они, как и в 2009 году, перечисляют только взносы в ПФР по прежней ставке 14%. С 2011 года должен произойти переход на общие тарифы, предусмотренные п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ. То есть, упрощенная система налогообложения с 2011 года по выплатам страховых взносов на пенсионное медицинское и социальное страхование приравнивается к общей системе налогообложения. Теперь, в соответствии с новым законом, вместо 14% пенсионного фонда «упрощенцы» будут выплачивать 34% страховых взносов со всех выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Также в рамках рассматриваемых на заседании Правительства РФ основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в мае 2010 года был предположен ряд законодательных изменений в части порядка применения специальных налоговых режимов. Так, в частности, рассмотрено совершенствование УСН на основе патента, а также сокращение применения системы ЕНВД во избежание конкуренции с патентной системой упрощенного налогообложения.
Следующее изменение касается учета расходов на рекламу. «Упрощенец», уплачивающий налог с доходов за вычетом расходов, может учесть затраты на размещение рекламы о себе и своем товаре в интернете, в базе справочно-информационной службы, поисковых порталах и в рассылках через электронную почту. Такое положение зафиксировано письмом Минфина от 20.04.2010 г. № 03-11-06/2/63. Ведь расходы на рекламу уменьшают доходы «упрощенца» согласно подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. А полностью их можно учесть, потому что объявления размещаются через телекоммуникационные сети, то есть через интернет.
И, наконец, начиная с 2010 года на сайте УФНС России по Алтайскому краю представлен новый сервис. С его помощью индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (в том числе «упрощенку»), могут узнать о наличии или отсутствии задолженности.
Таким
образом, внесение изменений в налоговое
законодательство так или иначе
способствует разрешению ряда проблем
при применении УСН. Однако для того,
чтобы эта система в полной
мере соответствовала требованиям
развития малого бизнеса, необходимо ее
постоянное совершенствование.
3.2. Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
Задачи
совершенствования налоговой
Упрощенная система важна как инструмент государственной политики в отношении малого предпринимательства с точки зрения обеспечения наиболее полного сбора налогов с субъектов малого бизнеса. Наделение представительных органов субъектов Российской Федерации значительными полномочиями в части реализации на своих территориях упрощенной системы налогообложения создает благоприятные условия для учета региональных особенностей, использования упрощенной системы как действенного механизма стимулирования приоритетных для того или иного региона видов деятельности, вовлечения в предпринимательского деятельность определенных групп населения, повышения собираемости налогов и сокращения объемов теневой экономики.
Как
показало проведенное нами исследование,
использование упрощенной системы
налогообложения значительно
На протяжении последних 10 лет представителями государственных органов, специалистами по налогообложению и непосредственными участниками малого предпринимательства предлагались те или иные меры по совершенствованию УСН малого бизнеса. Например, в 2009 году министром экономического развития Э. Набиуллиной было предложено увеличить предельный уровень дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения до ЗО млн. руб., и до 100 млн. руб. для потери права применения УСН. Как видим, данная идея по увеличению лимита дохода была воплощена в современном налоговом законодательстве. Однако, по нашему мнению, установление второй суммы в размере 60 млн. руб. не вполне соответствует потребностям бизнеса. Мы считаем, что данный вопрос требует более серьезной проработки и, в результате, дифференциации размера суммы дохода в зависимости от направлений деятельности малых предприятий.
По-нашему мнению, для тех субъектов малого предпринимательства, которые занимаются производственной деятельностью, реализуют первоочередные направления развития экономики РФ (например, в области продвижения ресурсосберегающих технологий и т.п.), следует установить индивидуальный размер лимита дохода, что явится дополнительным стимулом для развития бизнеса.
Этот вопрос является актуальным еще и потому, что в настоящее время существует проблема увеличения количества налогоплательщиков, применяющих ЕСН, за счет дробления существующих организаций. По мнению руководителей Счетной палаты РФ, именно введение УСН предоставило возможность недобросовестным налогоплательщикам применять указанный специальный налоговый режим для уклонения от налогообложения. [58]вв По нашему мнению, не сам факт введения УСН, а непроработанный механизм, препятствующий дроблению крупных предприятий на ряд более мелких единиц, является причиной подобной ситуации.
Одна из точек зрения на решение этой проблемы, которой мы придерживаемся, заключается в следующем. Для оптимизации налогообложения при УСН необходимо разделение бизнеса на две части. В результате такой модернизации должны получиться две фирмы, применяющие УСН, но с разными объектами налогообложения. Согласно п. 1 ст. 346.20 НК РФ, ставки единого налога составят 6% и 15%.
Первая
фирма вместо обычной купли-продажи
оформляет с покупателем
Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения