Применение упрощенной системы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа

Описание работы

Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения

3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

       Ряд налогоплательщиков, занимающихся определенными  видами деятельности, а также лица, имеющие на момент подачи заявления 100 тыс. драмов и более просроченных налоговых обязательств, не могут считаться плательщиками упрощенного налога. Плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым в случае подачи заявления о переходе на общепринятую систему налогообложения, превышения предельного размера просроченных налоговых обязательств, а также в случае выявления более одного нарушения. Объектом налогообложения считается оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг.

       В Республике Беларусь упрощенная система  налогообложения практически аналогична упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применявшейся ранее в России. Она предусматривает выдачу патента на занятие определенным видом деятельности и замену уплаты совокупности республиканских и местных налогов уплатой единого налога с результатов хозяйственной деятельности.

       Такая система распространяется на малые  предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек и предпринимателей без образования юридического лица, за исключением предприятий и  предпринимателей, производящих подакцизные товары, банков и других финансово-кредитных учреждений, страховых организаций, инвестиционных фондов и хозяйствующих субъектов, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов (или драгоценных камней).

       Субъекты  предпринимательства имеют право  применять рассматриваемую систему  налогообложения, если в течение  двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение данной системы налогообложения, ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг), не превышает  
5000 минимальных размеров оплаты труда.

       В Казахстане субъектам малого бизнеса  предоставлено право самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления  соответствующей отчетности. Специальный налоговый режим предусматривает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, а также корпоративного или индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты). Кроме того, значительно упрощается при этом ведение налоговой отчетности. В частности, налогоплательщики могут воспользоваться специальным налоговым режимом на основе разового талона, патента или упрощенной декларации.

       В Кыргызской республике Законом "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства" определены правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса. В соответствии с ним право перехода на специальный режим налогообложения предоставлено юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим на свой риск и под свою имущественную ответственность не запрещенную законодательством деятельность с целью извлечения прибыли с объемом валовой выручки до 3 млн. сомов в год.

       Упрощенная  система налогообложения предполагает уплату субъектами малого предпринимательства  единого налога вместо налога на прибыль, подоходного налога, налога на оказание платных услуг населению и  др. Субъект предпринимательства, избравший упрощенную систему налогообложения, обязан зарегистрироваться в налоговых органах по месту осуществления деятельности как плательщик единого налога.

       В Украине упрощенную систему налогообложения  субъектов малого предпринимательства  могут применять физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен, а также юридические лица, средняя численность работающих которых не превышает 50 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен. Не могут быть плательщиками единого налога лица, для работы которых необходимо приобретение специального патента, страховые компании, банки и др.

       Субъект, уплачивающий единый налог, не является плательщиком НДС (за исключением случаев, когда субъект самостоятельно принимает решение быть плательщиком такого налога), налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, платы (налога) за землю, сбора за специальное использование природных ресурсов, сбора на обязательное социальное страхование, коммунального налога, налога на промысел, сбора на обязательное пенсионное страхование и пр.

       Ставка  единого налога для физических лиц  устанавливается в зависимости  от вида деятельности в размере от 20 до 200 гривен в месяц по месту  их регистрации местными советами. Юридические лица вправе выбрать одну из ставок единого налога: 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора либо 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

       Упрощенная  система налогообложения предусмотрена  также и законодательством Республики Узбекистан и представляет собой  замену уплаты определенной совокупности общегосударственных и местных  налогов на единый налог. Данную систему  налогообложения могут применять субъекты малого предпринимательства, предприятия торговли и общественного питания и сельскохозяйственные товаропроизводители (включая рыбоводческие хозяйства).

       Объектом  налогообложения для малых предприятий  является валовой доход (для предприятий торговли) или валовая выручка (для остальных отраслей народного хозяйства), полученная за отчетный период. Ставки единого налога для малых предприятий устанавливаются ежегодно правительством и варьируются в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

       Для наглядности данных проведенного исследования сведем их в следующую таблицу.

    Таблица 3Упрощенная система налогообложения в странах ближнего зарубежья

Страна Ставка Какие налоги не платят
Республика  Азербайджан 2% от выручки – НДС

– налог на прибыль

– налог на имущество

– земельный налог

Республика  Армения От 7% до 12% – НДС

– налог на прибыль

– подоходный налог

Республика  Беларусь УСН практически  аналогична системе, применявшейся ранее в России
Республика  Казахстан   – социальный налог

– корпоративный или индивидуальный подоходный налог

Республика  Кыргызстан   – налог на прибыль

– подоходный налог

– налог на оказание платных услуг  
   населению и др.

Республика  Украина – для физических лиц:  
   от 20 до 200 гривен;

– для юридических  
   лиц:6% либо 10%

– налог на прибыль

– налог на доходы физических лиц

– налог на землю

– сбор за специальное использование 
   природных ресурсов

– сбор на обязательное социальное 
   страхование

– сбор на обязательное пенсионное  
   страхование и др.

Республика  Узбекистан Устанавливаются ежегодно правительством и варьируются  в зависимости от вида осуществляемой деятельности Совокупность  государственных и местных налогов

       Если  говорить о так называемых странах  дальнего зарубежья, то смягчение налогового режима для малых предприятий в них в основном преследует целью устранение налоговой дискриминации, которая проявляется в следующих основных направлениях:

       – относительные издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности, для малого предприятия выше, чем для крупного. В первую очередь это связано с тем, что на крупном предприятии вся совокупность данных затрат в абсолютном выражении однозначно больше, однако относительно сумм доходов, соответственно более низких на малых предприятиях, данные затраты для субъектов малого предпринимательства играют гораздо большее значение. Кроме того, крупные предприятия находятся в более выгодном положении, поскольку документация и информация, необходимые для налогового декларирования, в любом случае собираются и хранятся крупными предприятиями для собственных целей, а малые предприятия гораздо реже испытывают данную потребность;

       – при равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у малых предприятий меньше. В таких случаях, как правило, применяются пониженные налоговые ставки или же различные специфические методики начисления амортизации, как с использованием механизма ускоренной амортизации, так и свободного списания.

       Пониженные  ставки для предприятий, имеющих  прибыль ниже пороговой, или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает 200 тыс. долл.

       Практика  налогообложения малых предприятий, применяемая за рубежом, отличается в зависимости от государства. С  одной стороны, законодательством  определенной страны вообще может быть не предусмотрен особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства. Тогда, как правило, на практике малому бизнесу предоставляется ряд преимуществ. С другой стороны, отличие выражается в том, какой именно специальный режим налогообложения применяет определенное государство в отношении малого бизнеса.

       В первом случае при сохранении для  малых предприятий обязанности  по уплате всех видов налогов, как  правило, предусматривается упрощение  порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Применение специального режима налогообложения предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода малых предприятий и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

       В число стран, применяющих специальные  налоговые режимы для малых предприятий, входят такие, как Испания, Франция, Турция и ряд других. К странам, предоставляющим малым предприятиям ряд специфических преимуществ без применения специальных налоговых режимов относятся Великобритания, Голландия, Швеция, США и другие.

       Из  числа стран, применяющих специальные  налоговые режимы для малых предприятий, наиболее показательной можно назвать Испанию. В экономике этой страны малые предприятия занимают достаточно важное место (74% всех предприятий в Испании не имеют наемных работников, 22% предприятий имеют менее десяти работников), и в связи с этим перед правительством постоянно стоит задача стимулирования развития малого предпринимательства, причем налоговые факторы в достижении данной цели играют немаловажную роль.

       Практика  налогообложения физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в Испании складывается из применения следующих трех схем:

  • прямое налогообложение;
  • упрощенное прямое налогообложение;
  • объективное налогообложение (модульная схема по принципу вмененного дохода).

       Упрощенная схема налогообложения распространяется на владельцев и предпринимателей, чьи обороты не превышают указанную сумму. В качестве упрощения для данной категории налогоплательщиков предусматривается расчет амортизации по упрощенной таблице. Помимо этого, при наличии безнадежных долгов и неподтвержденных документально расходов им предоставляется право осуществить без подтверждающих документов вычет в размере 5% от разницы между фактическим доходом и расходами. Немаловажным также является тот факт, что налогоплательщик имеет право по выбору пользоваться обычной схемой налогообложения или применять упрощенную схему.

       Помимо Испании, как уже отмечалось, специальные налоговые режимы для малых предприятий широко применяются и в других странах. Так, к примеру, французское налоговое законодательство также предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий – право применения определенного режима зависит от оборота налогоплательщика. Здесь имеет место деление налогоплательщиков на микропредприятия, малые и средние предприятия.

Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения