Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа
Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения
3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Методика расчета | Формула для расчета | Результат расчета, % |
Методика ФНС РоФ | НН = (НПу / В) *100% | 0,00 |
Методика Минфина РФ | НН = (НПу / ((В + НДСв)+ВД)) * 100% | 1,49 |
Методика Е.А. Кировой | ОНН = АНН / ВСС * 100% | 1,33 |
Методика М.И. Литвина | НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) * 100% | 7,33 |
Анализ данных таблицы показывает, что рассмотренные выше методики расчетов имеют различные подходы в определении структуры налоговых платежей, которые включаются в расчеты. Так одни рассчитаны для крупных предприятий (методика ФНС), другие определяют только удельный вес налогов (методика Минфина РФ). Самая большая налоговая нагрузка на предприятии получается при расчетах по методике, предложенной М.И. Литвином. Однако, по нашему мнению, этот расчет не показывает действительного положения дел. Спорным является вопрос включения в сумму платежей предприятия налогов на доходы физических лиц.
Таким
образом, исследования показали, что в
настоящее время упрощенная система налогообложения
действительно является тем механизмом,
который позволяет развиваться малому
бизнесу. Низкий уровень налоговой нагрузки
предприятия позволяет ему выживать
в сложных условиях экономического кризиса
и конкурентной борьбы.. Однако остается
большое количество вопросов и проблем,
касающихся оценки и совершенствования
УСН, которые требуют решения.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы налогообложения
Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государств и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволили бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее время перед российским обществом.
В
2003 году вступила в действие новая
глава Налогового кодекса по специальному
режиму налогообложения малого бизнеса.
Введенную систему
Использование
упрощенной системы налогообложения
значительно снижает налоговое
бремя налогоплательщика в
1. Применение упрощенной системы налогообложения позволяет сэкономить на налоговых платежах, так как налогоплательщики, применяющие данный спецрежим, освобождаются от обязанности по уплате ряда налогов:
Как было уже отмечено ранее, перечисленные выше налоги заменяются уплатой одного налога, исчисляемого с суммы доходов налогоплательщика-«упрощенца» (по ставке 6%) либо с суммы доходов за вычетом расходов (по ставке 15%).
Кроме того, налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС (кроме налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), а также при выполнении обязанностей налогового агента (п. 2 и 3 ст. 346.11 и ст. 174.1 НК РФ).
2. Для субъектов малого бизнеса предусмотрен упрощенный порядок учета. Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухучета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).
Вместе с тем, данный вопрос является неоднозначным. Например, в письме Минфина России от 13.04.2009 г. № 07-05-08/156 говорится о необходимости ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в ряде случаев:
Следует
также отметить, что в письме ФНС России
от 15.07.2009 г.
№ ШС-22-3/566@ разъяснено, что организации,
применяющие УСН, не обязаны представлять
бухгалтерскую отчетность в налоговые
органы и, следовательно, налоговые органы
не вправе привлекать эти организации
к налоговой и административной ответственности,
установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и частью
1 ст. 15.6 КоАП РФ.
3. Субъекты бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют возможность сдавать налоговую отчетность в минимальном объеме. Фирма платит только один налог, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций.
Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представляется в налоговый орган один раз в год – по итогам налогового периода (календарного года): организациями – до 31 марта, а индивидуальными предпринимателями – до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Об этом говорится в п. 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.
Налогоплательщики, перешедшие на «упрощенку», налоговый учет всех своих хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности ведут в Книге доходов и расходов.
4. Перейти на упрощенную систему налогообложения и прекратить ее применение организация (индивидуальный предприниматель) может по собственному желанию. Как правило, регистрируя субъект предпринимательства, вступающие на стезю бизнеса очень слабо представляют себе, какие налоги и как они будут платить. Речь об этом заходит значительно позже, когда начинается деятельность и появляются доходы. Поэтому свобода выбора режима налогообложения, в то же время при определенных ограничениях, устанавливаемых законодательством на право перехода на УСН, является одним из стимулов развития того или иного направления деятельности.
Кроме того, при переходе на УСН, налогоплательщик имеет возможность выбрать объект налогообложения (либо доходы, либо доходы минус расходы), то есть выбрать, как он будет исчислять налог.
5. Учет доходов и расходов малые предприятия осуществляют по кассовому методу. Данное обстоятельство, по мнению многих авторов, важно в нестабильной экономической ситуации, когда велик риск неплатежей. Применяя УСН, субъект предпринимательской деятельности заплатит налог только с тех доходов, которые были им реально получены.
6. Применение УСН дает возможность налогоплательщикам, выбравшим объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, списывать на расходы стоимость основных средств (оплаченных и введенных в эксплуатацию) гораздо быстрее, чем при применении общего режима – в течение налогового периода (календарного года).
Несомненно,
все вышеперечисленные
1. Отсутствие права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности.
2. Вероятность утраты права работать по УСН.
Потеря права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизируемого имущества и т.п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения. Между тем, данное событие влечет за собой ряд негативных последствий.
При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения.
В случае, когда переход к общему режиму налогообложения осуществляется в добровольном порядке, налогоплательщик имеет возможность подготовиться к переходу и с первого числа налогового периода (календарного года) начать предъявлять НДС покупателям товаров (работ, услуг). А также вести в установленном (общепринятом) порядке учет предъявленных ему сумм НДС.
Ситуация осложняется, если переход является вынужденным. Это связано с тем, что к моменту, когда налогоплательщику станет известно о том, что он потерял право на применение УСН, товары (работы, услуги) уже отпущены покупателю без учета НДС. Вместе с тем организация уже является плательщиком НДС, собственно, обязана исчислить эти налоги к уплате в бюджет исходя из выручки от реализации.
Причем при применении общего режима налогообложения НДС предъявляется покупателям товаров (работ, услуг), чего налогоплательщик, естественно, сделать не мог. Соответственно, товар был продан покупателю без учета НДС. Исходя из того, что организация уже является плательщиком НДС, и покупатель в данном случае не является источником уплаты указанного налога (налог ему не предъявляется и не удерживался), налогоплательщику следует исполнить обязанность по уплате НДС за счет собственных средств.
Исходя из выше изложенного, организациям следует заранее планировать меры, позволяющие избежать вынужденного перехода на общий режим налогообложения. Тем более, что несоблюдение каких-либо ограничений может привести к значительным финансовым потерям (а в ряде случаев и к получению убытка).
3. Возможность потери клиентов, применяющих общий налоговый режим.
Если
клиентами организации
Переходя на УСН, организация с учетом складывающейся рыночной ситуации может либо снизить цены за счет НДС (на 18 % или меньше), либо оставить цены на прежнем уровне, при этом выставлять документы без НДС. Во втором случае, несомненно, велика вероятность того, что клиенты станут искать других поставщиков, которые реализуют товары (работы, услуги) с НДС, так как работать с таким «упрощенцем» будет невыгодно. В первом же случае при снижении цены на 18% у упрощенцев есть возможность сохранить своих клиентов, если попытаться разъяснить им, что сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет у покупателя, не изменится. Только получателем НДС будет являться не поставщик (подрядчик), а бюджет. При этом перечисление НДС будет производиться в более поздний период (по итогам работы за квартал), чем оплата поставщику. С точки зрения автора, в этом вопросе целесообразно найти "золотую середину", чтобы и цену снизить незначительно и постараться сохранить наибольшее количество постоянных клиентов.
Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения