Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа
Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения
3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры объектов малого бизнеса, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.
http://www.gks.ru/free_
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий – малые, в России – 28%.
Таблица 1 – Число малых предприятий по отдельным субъектам РФ в Сибирском ФО
Субъекты Российской Федерации |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||
тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | тыс. | в % к итогу | |
Российская Федерация | 893,0 | 100 | 953,1 | 100 | 979,3 | 100 | 1032 | 100 | 1137,4 | 100 | 1347,6 | 100 |
Сибирский ФО | 98,9 | 11,1 | 105,1 | 11,0 | 103,9 | 10,6 | 111,3 | 10,8 | 130,4 | 11,5 | 185,6 | 13,8 |
Республика Алтай | 0,8 | 0,1 | 0,8 | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 1,0 | 0,1 | 1,5 | 0,1 | 1,8 | 0,1 |
Республика Бурятия | 2,9 | 0,3 | 3,2 | 0,3 | 3,2 | 0,3 | 3,6 | 0,3 | 4,9 | 0,4 | 5,7 | 0,4 |
Алтайский край | 13,2 | 1,5 | 15,8 | 1,7 | 13,7 | 1,4 | 14,1 | 1,4 | 16,2 | 1,4 | 21,7 | 1,6 |
Красноярский край | 11,1 | 1,2 | 11,3 | 1,2 | 9,8 | 1,0 | 10,5 | 1,0 | 15,9 | 1,4 | 33,6 | 2,5 |
Новосибирская обл. | 26,7 | 3,0 | 25,6 | 2,7 | 25,5 | 2,6 | 25,6 | 2,5 | 26,9 | 2,4 | 46,2 | 3,4 |
Омская область | 10,9 | 1,2 | 12,5 | 1,3 | 14,4 | 1,5 | 14,2 | 1,4 | 14,8 | 1,3 | 16,6 | 1,2 |
По данным таблицы 1.1 видно, что на конец 2008 г. в России зарегистрировано 1347,6 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2003 г. их количество увеличилось на 50,9%., в том числе по сравнению с 2007 г. – на 18,5%. В Алтайском крае количество малых предприятий в 2008 г. составляло 21,7 тыс., что на 34% больше, чем в 2007 г., и в 1,6 раза больше, чем в 2003 г. То есть за последние годы в развитии малого бизнеса в России прослеживается тенденция увеличения количества малых предприятий.
При этом о большом потенциале развития отечественного малого предпринимательства свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего около 6% основных фондов, дают значительную часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. (по данным Госкомстата)
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Поэтому для дальнейшего развития малого бизнеса необходимо развивать государственную поддержку малых форм хозяйствования в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества. Составной частью проводимой государством политики по поддержке малого бизнеса являются особые условия их налогообложения [53] вв.
В
тоже время малое
Уклонение от уплаты налогов приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими.
Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.
В
настоящее время на территории Российской
Федерации действуют следующие
системы налогообложения
1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
2. Специальные налоговые режимы, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, которые применяются субъектами малого бизнеса на добровольной основе.
Налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий. Они значительно упрощают налогообложение и, соответственно, учет на предприятии, что позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.
Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. К его характерным чертам можно отнести:
– разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющий определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики;
– налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков;
– цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д.
В
настоящее время на территории Российской
Федерации, согласно законодательству,
действуют четыре специальных налоговых
режима, которые направлены на создание
наиболее благоприятных условий для развития
бизнеса: http://www.3-service.ru/faq/
При применении любого специального режима налогообложения предприятия уплачивают единый налог, который при каждом режиме исчисляется по-разному.
В
январе-декабре 2009 г. в консолидированный
бюджет Российской Федерации поступило
федеральных налогов и сборов 5542,9 млрд.руб.
(87,9% от общей суммы налоговых доходов),
региональных – 459,3 млрд.руб. (7,2%), местных
налогов и сборов – 111,1 млрд.руб. (1,8%), налогов
по специальным налоговым режимам – 193,7
млрд.руб. (3,1%) [57]. Вв
Рисунок
1 – Доля налогов и сборов, поступивших
в бюджет РФ за
Таким
образом, сумма налогов и сборов,
поступивших в
Рассмотрим один из специальных налоговых режимов, наиболее часто применяемый на предприятиях малого бизнеса, – упрощенную систему налогообложения (УСН).
Упрощенная система налогообложения – это особый упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных действующим налоговым законодательством, в данном случае гл. 26.2 НК РФ.[48] вв
До 1996 г. в России все предприятия платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Для малых предприятий был частично упрощен учет, и им предоставлялись следующие льготы:
Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х гг. малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.
Применение
упрощенной системы налогообложения
в Российской Федерации началось в
1996 г. со вступлением в силу Федерального
закона № 222-ФЗ от
29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства».
Условия перехода на данную систему и ее характеристики приведены в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.
С 01 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 НК РФ. Она установила новые правила применения упрощенной системы налогообложения, а конкретно – стали решаться налоговые проблемы малого бизнеса.
За основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
В дальнейшем в гл. 26.2 НК РФ неоднократно вносились поправки, самыми существенными из которых были изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ, и которые применяются с 1 января 2006 г.
В
2007 г. гл. 26.2 НК РФ, в целом, продолжает действовать
в прежней редакции, за исключением поправок
чисто технического характера, внесенных
Федеральными законами от 27 июля 2006 г.
№ 137-ФЗ и от 30 декабря 2006 г.
№ 268-ФЗ, связанных с совершенствованием
налогового администрирования [47]. вв
Изменения
и поправки вносятся очень часто,
последние вступили в силу с
1 января 2010 года (Федеральный закон от
19 июля 2009 г. № 204-ФЗ).[1]
вв
Однако некоторые малые предприятия и организации не имеют права перейти на УСН в связи с существующими ограничениями по видам деятельности. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в ст. 346.12 НК РФ:
Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения