Применение упрощенной системы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа

Описание работы

Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения

3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Диплом_.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

       Малый бизнес способен быстро реагировать  на изменение спроса. Небольшие размеры  объектов малого бизнеса, их технологическая, управленческая гибкость позволяют  чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка  путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

       http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/obsled/mal_bisnes.htm

       Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий – малые, в России – 28%.

       Таблица 1 – Число малых предприятий  по отдельным субъектам РФ в Сибирском ФО

Субъекты 
Российской 
Федерации
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу тыс. в % к итогу
Российская  Федерация 893,0 100 953,1 100 979,3 100 1032 100 1137,4 100 1347,6 100
Сибирский ФО 98,9 11,1 105,1 11,0 103,9 10,6 111,3 10,8 130,4 11,5 185,6 13,8
Республика  Алтай 0,8 0,1 0,8 0,1 1,0 0,1 1,0 0,1 1,5 0,1 1,8 0,1
Республика  Бурятия 2,9 0,3 3,2 0,3 3,2 0,3 3,6 0,3 4,9 0,4 5,7 0,4
Алтайский край 13,2 1,5 15,8 1,7 13,7 1,4 14,1 1,4 16,2 1,4 21,7 1,6
Красноярский  край 11,1 1,2 11,3 1,2 9,8 1,0 10,5 1,0 15,9 1,4 33,6 2,5
Новосибирская  обл. 26,7 3,0 25,6 2,7 25,5 2,6 25,6 2,5 26,9 2,4 46,2 3,4
Омская  область 10,9 1,2 12,5 1,3 14,4 1,5 14,2 1,4 14,8 1,3 16,6 1,2

       По  данным таблицы 1.1 видно, что на конец 2008 г. в России зарегистрировано 1347,6 тыс. малых предприятий. По сравнению  с 2003 г. их количество увеличилось на 50,9%., в том числе по сравнению с 2007 г. – на 18,5%. В Алтайском крае количество малых предприятий в 2008 г. составляло 21,7 тыс., что на 34% больше, чем в 2007 г., и в 1,6 раза больше, чем в 2003 г. То есть за последние годы  в развитии малого бизнеса в России прослеживается тенденция увеличения количества малых предприятий.

       При этом о большом потенциале развития отечественного малого предпринимательства  свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего  около 6% основных фондов, дают значительную часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. (по данным Госкомстата)

       Однако  малый бизнес имеет также и  определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки  производства, ограничивает возможность  применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Поэтому для дальнейшего развития малого бизнеса необходимо развивать государственную поддержку малых форм хозяйствования в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества. Составной частью проводимой государством политики по поддержке малого бизнеса являются особые условия их налогообложения [53] вв.

       В тоже время малое предпринимательство является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение от налогообложения. Если легальный уход от налогов путем использования лазеек в законодательстве в большей степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим, то уклонение от налогов путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания.

       Уклонение от уплаты налогов приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими.

       Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия  становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.

       В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие  системы налогообложения субъектов  малого бизнеса, как организаций, так  и индивидуальных предпринимателей.

       1.  Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

       2.  Специальные налоговые режимы, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, которые применяются субъектами малого бизнеса на добровольной основе.

       Налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий. Они значительно упрощают налогообложение и, соответственно, учет на предприятии, что позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

       Специальный налоговый режим, по сравнению с  общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования  определенных сфер деятельности. К его характерным чертам можно отнести:

       –  разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющий определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики;

       –  налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков;

       –  цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д.

       В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно законодательству, действуют четыре специальных налоговых режима, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса: http://www.3-service.ru/faq/article_7

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

       При применении любого специального режима налогообложения предприятия уплачивают единый налог, который при каждом режиме исчисляется по-разному.

    В январе-декабре 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5542,9 млрд.руб.  
(87,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 459,3 млрд.руб. (7,2%), местных налогов и сборов – 111,1 млрд.руб. (1,8%), налогов по специальным налоговым режимам – 193,7 млрд.руб. (3,1%) [57].
Вв 

       

       Рисунок 1 – Доля налогов и сборов, поступивших в бюджет РФ за  
                                                январь-декабрь 2009 г.

       Таким образом, сумма налогов и сборов, поступивших в консолидированный  бюджет РФ от предприятий, применяющих  системы упрощенного налогообложения, составляет достаточно большой объем  доходов бюджета.

       Рассмотрим  один из специальных налоговых режимов, наиболее часто применяемый на предприятиях малого бизнеса, – упрощенную систему налогообложения (УСН).

       Упрощенная  система налогообложения – это особый упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных действующим налоговым законодательством, в данном случае гл. 26.2 НК РФ.[48] вв

       До 1996 г. в России все предприятия  платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Для малых предприятий был частично упрощен учет, и им предоставлялись следующие льготы:

  • льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);
  • более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса (например, освобождение от уплаты налога на прибыль впервые два года работы после регистрации предприятия);
  • налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);
  • льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;
  • льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);
  • возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

       Во  многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х гг. малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

       Применение  упрощенной системы налогообложения  в Российской Федерации началось в 1996 г. со вступлением в силу Федерального закона № 222-ФЗ от  
29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

       Условия перехода на данную систему и ее характеристики приведены в Федеральном  законе «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.

       С 01 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 НК РФ. Она установила новые правила применения упрощенной системы налогообложения, а конкретно – стали решаться налоговые проблемы малого бизнеса.

       За  основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».

       В дальнейшем в гл. 26.2 НК РФ неоднократно вносились поправки, самыми существенными из которых были изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ, и которые применяются с 1 января 2006 г.

       В 2007 г. гл. 26.2 НК РФ, в целом, продолжает действовать в прежней редакции, за исключением поправок чисто технического характера, внесенных Федеральными законами от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ и от 30 декабря 2006 г.  
№ 268-ФЗ, связанных с совершенствованием налогового администрирования [47].
вв

       Изменения и поправки вносятся очень часто, последние вступили в силу с  
1 января 2010 года (Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ).[1]
вв

       Однако  некоторые малые предприятия и организации не имеют права перейти на УСН в связи с существующими ограничениями по видам деятельности. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в ст. 346.12 НК РФ:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • организации, в которых доля участия других организаций – более 25%;
  • бюджетные учреждения (с 1 января 2006 года);
  • иностранные организации, имеющие филиалы,  представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации (с 1 января 2006 г.).

Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения