Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:08, дипломная работа
Цель написания дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы применения общего и специальных режимов налогообложения.
2. Определить особенности применения упрощенной системы налогообложения.
3. Провести анализ практики применения упрощенной системы налогообложения на объекте исследования.
4. Выделить достоинства и недостатки применения УСН на предприятии.
5. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию упрощенной системы налогообложения малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налогообложение субъектов малого предпринимательства
1.2 Особенности применения упрощенной системы налогообложения
1.3 Зарубежный опыт применения упрощенной системы налогообложения
2 ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ эффективности применения УСН в ООО «ТЕПЛОТЕХНИКА-СЕРВИС» при различных объектах налогообложения
2.3 Расчет налоговой нагрузки на предприятии
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Преимущества, недостатки и перспективы развития упрощенной системы
налогообложения
3.2 Оптимизация системы налогообложения малых предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Применять
упрощенную систему налогообложения
могут как вновь
Для этого вновь зарегистрированным организациям и индивидуальным предпринимателям следует подать заявление о переходе на УСН в налоговый орган в пятидневный срок со дня регистрации налогоплательщика. Причем рассматриваемые налогоплательщики вправе применять «упрощенку» с даты постановки их на учет, указанной в соответствующем свидетельстве.
Организации и индивидуальные предприниматели, решившие сменить режим налогообложения и перейти на УСН, имеют право это сделать только с начала календарного года. Для этого они должны подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу на УСН. Данное заявление носит уведомительный характер. В нем организации указывают размер своих доходов за девять месяцев текущего года, среднюю численность работников за тот же период и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Переход к УСН осуществляется организациями добровольно. Вместе с тем не все субъекты малого предпринимательства обладают правом перехода на УСН.
Пунктом
1 ст. 346.11 НК РФ установлена добровольность
перехода организациями и
15 млн руб. Однако эта сумма индексировалась
с помощью коэффициентов-дефляторов, что
отменено на 2010 г.
Определяется сумма доходов, которые организация получила за 9 месяцев работы (с 1 января по 30 сентября), как и прежде, в соответствии со ст. 248 НК РФ. То есть в расчёт включается выручка от реализации (по правилам ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (по правилам ст. 250 НК РФ). Суммы НДС и акцизов в составе доходов не учитываются (п. 1 ст. 248 НК РФ). Следует обратить внимание на тот момент, что если организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД, то полученные доходы от деятельности на «вменёнке» в расчёте не учитываются (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
Критерии, которым организация должна соответствовать при переходе на упрощённую систему, не изменились. Они перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В частности, не сможет перейти на упрощённую систему организация, у которой:
Также существуют три основных критерия, которых должны придерживаться налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) для сохранения права на применение УСН.
Во-первых, размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 млн. руб. (1 января 2010 г.)
Во-вторых, средняя численность работников налогоплательщика не может быть более 100 человек. В-третьих, стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб.
Организации и индивидуальные предприниматели, нарушившие хотя бы одно из перечисленных выше условий, теряют право применения УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение. С этого же отчетного периода налогоплательщики должны рассчитывать и уплачивать налоги по общему режиму налогообложения в порядке, который предусмотрен для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором такие налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения, они не уплачивают.
Вновь перейти на УСН возможно только через год, после того как было утрачено право на применение УСН. А добровольно поменять режим налогообложения с упрощенного на иной налогоплательщики могут с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается переход на иной режим налогообложения.
Представляется
целесообразным также рассмотреть
некоторые особенности
1. На дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения.
2. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
3. Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения.
4. Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1. Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСН товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права.
2. Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.
Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
Необходимо отметить и тот факт, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, как свидетельствует практика, эту возможность предприятия используют редко по ряду причин.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, не освобождаются от обязанностей налогового агента. Они должны вести учет доходов работников, исчисления и уплату налога на доходы физических лиц, а также вести учет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в разрезе страховых и накопительных взносов - их начисление и уплату по каждому конкретному работнику.
Кроме того, они обязаны представлять отчетность по перечисленным налогам и взносам. Без ведения бухгалтерского учета невозможно получить информацию о состоянии расчетов с покупателями и поставщиками, дебиторской и кредиторской задолженности, отгруженной, но не оплаченной продукции и т.п. Более того, если в течение года доход малого предприятия превысит установленную ограничением сумму или предприятие примет решение через год вернуться к обычной системе налогообложения (что на практике встречается часто), бухгалтерский учет придется восстанавливать, а в случае выплаты дивидендов придется определять сумму прибыли и сумму чистых активов, что без учета и выведения остатков по счетам и определения финансовых результатов сделать невозможно.
Все, о чем говорилось выше, характерно как для предприятий малого бизнеса, так и для индивидуальных предпринимателей. Однако для последних предусмотрен еще один порядок применения УСН – на основе патента.
Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует им применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения на общих условиях. Налогоплательщик самостоятельно выбирает период времени, начинающийся с первого числа квартала, на который выдается патент: квартал, полугодие, девять месяцев, год.
В случае если вид предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем, годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной ст. 346.29 НК РФ в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30.
С
1 января 2010 г. изменены правила определения
предельного размера доходов для предпринимателей,
применяющих патентную упрощённую систему
(п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ). Право на нее предприниматель
теряет, если в календарном году его доходы
превысят лимиты, установленные ст. 346.13
НК РФ. Причём количество полученных патентов
значения не имеет. Что касается ограничения
в привлечении предпринимателем наёмных
работников (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ), то их среднесписочная
численность за налоговый период не должна
превышать пяти человек.
Также с 2010 г. предприниматели, применяющие «упрощёнку» на основе патента, могут уменьшить его стоимость на страховые взносы:
Однако в 2010 году предприниматели, применяющие патент, взносы в ФСС России и ФОМС платить не будут.
Таким
образом, выделив особенности применения
упрощенной системы налогообложения,
мы видим, что это – один из способов поддержки
малого бизнеса в Российской Федерации.
При грамотном применении возможностей,
которые заложены в УСН, малые предприятия
и индивидуальные предприниматели получают
стимул развиваться быстрее, так как значительно
снижается налоговое бремя, и облегчается
их взаимодействие с налоговой инспекцией.
1.3
Зарубежный опыт применения
Специальное налогообложение является важнейшей составляющей системы налогов и сборов любого государства. Установление различных специальных налоговых режимов наряду с обычным налогообложением, во многом имеющих сходство с российскими, получило наибольшее распространение в ряде государств так называемого ближнего зарубежья. Анализ их налогового законодательства позволяет выделить следующие разновидности специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого бизнеса: налог по упрощенной системе (Азербайджан), упрощенный налог (Армения), упрощенная система налогообложения (Беларусь), налог по упрощенной системе (Таджикистан).
Так, например, в Азербайджане организации, не являющиеся плательщиками НДС из-за небольшого объема их хозяйственной деятельности (за исключением организаций, занимающихся определенными видами деятельности), призываются к уплате так называемого налога по упрощенной системе. Этот налог уплачивается с выручки по ставке 2% вместо НДС, налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.
В Армении уплата упрощенного налога с оборота по реализации (ставка от 7% до 12%) заменяет уплату НДС, а также подоходного налога и налога на прибыль соответственно для физических лиц и организаций. Налогоплательщики имеют право применять данную систему налогообложения в случае, если общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 30 млн. драмов.
Информация о работе Применение упрощенной системы налогообложения