Понятие международных стандартов финансовой отчетности и их внедрение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в мировом сообществе происходят серьёзные изменения. За последние десятилетия наблюдается стремительный рост глобализации. И в первую очередь это затрагивает сферу экономики. Дальнейший прогресс в этой области требует решения обширного комплекса задач, среди которых важное место занимают проблемы международной гармонизации и конвергенции учета и финансовой отчетности.

Работа содержит 1 файл

Понятие МСФО и их внедрение в России.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

    Для подготовки отчетов о движении денежных средств и отчетов о движении собственных средств акционеров сначала выполняется перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, а затем технические корректировки над трансформированными данными МСФО.

    При составлении отчета о движении денежных средств перегруппировка данных выполняется по следующим разделам:

    1. Денежные средства от операционной  деятельности.

    2. Прирост/снижение денежных средств  от изменений операционных активов  и обязательств.

    3. Чистые денежные средства, полученные/использованные  в инвестиционной деятельности.

    4. Чистые денежные средства, полученные/использованные  в финансовой деятельности.

    Источниками данных для определения сумм корректировок  в отчет о движении денежных средств  по МСФО являются корректировки, произведенные  ранее для приведения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, информация о размере денежных средств, полученных при выбытии основных средств, размер выплаченных дивидендов, сумма фактически уплаченного налога на прибыль, средние остатки по счетам баланса за период в разрезе основных валют учета.

    В ходе формирования отчета о движении денежных средств показывается чистая прибыль/убыток за период, перечень и  суммы статей доходов и расходов, прибыли и убытков, которые согласно требованиям МСФО признаются непосредственно  в капитале, а также отражается кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировка фундаментальных ошибок учета по МСФО. При этом в качестве источника для первоначального расчета используются значения статей отчета о движении денежных средств за предыдущий год, а расчет корректировок выполняется на основании значений статей бухгалтерского баланса предыдущего и текущего отчетных периодов.

    Дополнительная  проблема, возникающая на указанном  этапе автоматизации, - это необходимость  обеспечения возможности выгрузки данных из разнородных бухгалтерских учетных систем предприятий холдинга. Обычно разрабатывается общий единый формат выгрузки данных, а уже, в свою очередь, автоматизация выгрузки данных ложится на плечи филиалов и дочерних компаний. Проблему ошибок и противоречий с имеющейся в базе первичной учетной информацией можно решить путем использования специальных управленческих отчетов по сверке выгруженной первичной учетной информации, например, актив баланса РСБУ должен обязательно быть равен пассиву. Это необходимо автоматически проверять в процессе выгрузки данных и при несоблюдении указанного равенства предупреждать пользователей об этом или запрещать выгрузку данных.

    Приведем  основные требования к системе автоматизации  подготовки консолидированной отчетности по МСФО в автоматизированных системах учета:

    1. Обеспечение сбора и консолидации  учетных данных. Система учета  должна поддерживать сбор, выверку  и консолидацию первичной бухгалтерской  информации либо готовых бухгалтерского  баланса и отчета о прибылях и убытках предприятий и организаций группы.

    2. Ведение таблиц связей и выполнение  трансформации. Таблицы связей  должны иметь простой и удобный  для пользователя интерфейс, в  том числе механизмы проверки  внутренней сбалансированности, полноты  и целостности данных. Система должна поддерживать ведение нескольких таблиц связей и выполнение разных сценариев трансформации над одним набором первичных учетных данных, например для параллельной трансформации в различные валюты или для сохранения истории при смене учетной политики организации.

    3. Выполнение операций. Для выполнения  сбалансированных сложных корректировок  система должна поддерживать  механизм формирования проводок. Для пользователя должны быть  реализованы гибкие возможности  настройки шаблонов корректирующих проводок, в которых можно настроить корреспонденцию счетов и статей, связь со списком доступных в системе типов корректировок.

    При выполнении операций по настроенным  шаблонам сотрудники, выполняющие подготовку отчетности по МСФО, должны иметь возможность ввести предварительно рассчитанные суммы подпроводок или иметь возможность рассчитать эти значения автоматически на основе настраиваемых алгоритмов.

    4. Автоматизированный расчет значений  сумм корректирующих проводок. Система  должна иметь механизм, позволяющий описать алгоритм расчета сумм корректирующих проводок на основании первичного учета данных, аналитических расшифровок. Система должна позволять автоматически выполнять корректировки по созданным шаблонам и выверенным алгоритмам расчета сумм подпроводок.

    5. Получение расшифровок о движениях  по статьям плана счетов МСФО. Трансформация должна выполняться  на основе механизма проводок  по различным статьям плана  счетов МСФО. Для получения расшифровок  необходимо поддерживать детализацию  значений статей по МСФО вплоть до единичной проводки.

    При создании автоматизированных систем для  целей учета по МСФО либо при "подгонке" уже имеющегося на рынке программного обеспечения под возможности  каждого конкретного предприятия  необходимо учесть некоторые особенности, связанные с проблемами как в сфере кадров и методологии, так и в сфере программного кода самой программы.

    Основополагающие  риски при автоматизации ведения  учета и подготовки отчетности по МСФО относятся к области человеческих ресурсов. Основная нагрузка ложится на бухгалтерию, и успех всего проекта во многом зависит от способности сотрудников бухгалтерии оперативно выполнять свою работу с учетом новых требований. В свою очередь сотрудники бухгалтерии получают дополнительную работу (на практике часто нанимается дополнительный учетный персонал, только когда система учета МСФО уже настроена и работает), но они могут не обладать достаточным количеством знаний для участия в процессе автоматизации по МСФО.

    Для минимизации этого риска необходимо выполнить следующее:

    - организовать тренинги (методологические  и функциональные) по основам  работы в системе (цели и  задачи МСФО и автоматизация  их применения, обучение учету  по МСФО);

    - изменение/разработка регламентов  и должностных инструкций пользователей  для работы в системе;

    - принятие решения о найме дополнительных  сотрудников с соответствующим  опытом работы, если компания  не располагает собственными  специалистами, способными участвовать  в проекте автоматизации учета  и отчетности по МСФО;

    - в случае территориальной разделенной структуры необходимо организовать внутрикорпоративный сетевой ресурс, доступный всем пользователям системы, где любой сотрудник сможет ознакомиться с актуальной информацией, связанной с ведением учета по МСФО.

    Другой  основополагающий риск - искажение учетной информации. Причинами искажений могут быть следующие:

    - неправильная настройка или эксплуатация  системы. Данный риск минимизируется  с помощью точных инструкций  для пользователей, в которых  описаны настройки системы и  порядок введения операций;

    - ошибки, возникающие в работе  системы. Существующие учетные  системы - технологически сложный  продукт, и возникновение ошибок  в них - частое явление. Для  минимизации данного риска необходимо  уделить внимание заключению  договоров с поставщиком программного продукта на техническое сопровождение, в котором четко прописать сроки (вплоть до количества часов) для внесения исправления ошибок;

    - отсутствие требуемой функциональности  в системе. Если выбранная учетная  система не может поддерживать  необходимые учетные алгоритмы, то возникает необходимость делать дополнительные расчеты вне рамок системы, которые в большинстве случаев непрозрачны и подвержены влиянию человеческого фактора.

 

  1. Применение международных стандартов финансовой отчетности на предприятии

3.1. Формирование бюджета по МСФО

    Помимо  независимых директоров и сильного комитета по внутреннему аудиту компании необходима качественная внутренняя финансовая информация.

    Таким образом, кроме составления на ежегодной  основе финансовой отчетности по международным стандартам, которая в настоящее время уже стала неотъемлемой частью российского бизнеса, необходима организация внутренней финансовой информации предприятия непосредственно по МСФО. В частности, составление бюджета компании в формате, сопоставимом как минимум с годовой отчетностью.

    Однако, для российских компаний составление  бюджета по МСФО ново. Что же это  такое?

    Каждая  компания вправе выбрать свое определение, но, скорее всего, это прогноз финансового  положения предприятия, представленный в виде трех основных форм (баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о движении денежных средств) и составленный в соответствии с основными принципами МСФО: непрерывности деятельности и превалирования сути над формой. Повышенное внимание следует уделять первым двум формам, поскольку третья, как правило, отличается в разных системах учета исключительно презентацией, а не иной концепцией.

    Рассмотрим  необходимые условия для составления  бюджета по МСФО:

    1) корпоративное управление. Должна  обеспечиваться поддержка принципов МСФО высшим руководством предприятия. Руководству необходимо самому адаптироваться к этим принципам и начать мыслить категориями МСФО. Если этого не произойдет, то бюджет по МСФО будет составляться только как дань моде, но так и не станет тем полезным инструментом, которым он может быть;

    2) корпоративная культура. Поскольку  составление бюджета по МСФО  предполагает внедрение новых  норм либо (что еще сложнее)  изменения уже существующих традиций  на предприятии, то корпоративная  культура в данном процессе будет играть роль катализатора изменений или, как это ни печально, тормозящего фактора. Если в компании поддерживается новаторство, а также изменения, которые являются его неотъемлемой частью, то переход на МСФО или адаптация к ним произойдет с наименьшими потерями. При консервативной же корпоративной культуре процесс перехода пройдет с большими ресурсными затратами;

    3) проработанный процесс составления  бюджета.

    Условно его можно разделить на несколько  этапов:

    - определение стратегии развития  бизнеса - как долгосрочной, так и краткосрочной;

    - трансформация существующей системы  управленческого учета в формат  МСФО;

    - проведение аналитических процедур  по фактам отклонений данных  бюджета по МСФО от фактических  значений.

    Важность  определения стратегии развития бизнеса на ближайший операционный период осознается практически всеми. В той или иной степени большинство предприятий готово к данному этапу. Но для составления бюджета по МСФО есть также смысл определить стратегию развития бизнеса на более долгий период. Обычно он составляет от трех до пяти лет.

    За  последние 15 - 20 лет, пока в России шли  экономические реформы, а макроэкономические показатели были нестабильны, владельцы  предприятий усвоили одну истину: в нашей стране долгосрочные прогнозы не имеют смысла. В настоящее время пора отказываться от данного стереотипа. Пускай составление долгосрочной стратегии подразумевает наличие ряда предположений и показателей, которые руководство предприятия может либо просто принимать на веру, либо нет. Практика показывает, что даже весьма приблизительные расчеты на поверку оказываются не сильно удаленными от фактического результата, при условии, разумеется, того, что сделанные предположения имели под собой реальную основу.

    Разработанная долгосрочная стратегия развития бизнеса позволяет составить некий "проект" бюджета по МСФО. Преимущества наличия долгосрочного бюджета очевидны и бесспорны. Благодаря ему на самой ранней стадии можно определить часть проблем, понять, хватит ли ресурсов на развитие, насколько оно реально, получат ли владельцы бизнеса ожидаемую прибыль при заданном темпе роста и т.д. Бюджет, составленный по МСФО, дает возможность увидеть финансовое положение предприятия в долгосрочной перспективе глазами инвесторов, рейтинговых агентств, кредиторов и иных представителей мирового делового сообщества.

    После разработки стратегии развития бизнеса  на ближайший период наступает следующий  большой этап составления бюджета, а именно расчет основных показателей  баланса и отчета о прибылях и  убытках, а также их последующая трансформация в формат МСФО. На этой стадии необходим хороший финансовый аналитик, который хорошо знает суть и структуру всего бизнеса и, самое главное, может перевести стратегические планы руководства в финансовые термины и цифры. При этом перед ним исходя из финансового положения предприятия на начало составления бюджета и из плана развития, стоят задачи рассчитать:

Информация о работе Понятие международных стандартов финансовой отчетности и их внедрение в России