Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:50, дипломная работа
В настоящее время в мировом сообществе происходят серьёзные изменения. За последние десятилетия наблюдается стремительный рост глобализации. И в первую очередь это затрагивает сферу экономики. Дальнейший прогресс в этой области требует решения обширного комплекса задач, среди которых важное место занимают проблемы международной гармонизации и конвергенции учета и финансовой отчетности.
По статистике экспертов E&Y, в 2006 г. российские компании на одной лишь Лондонской фондовой бирже (LSE) и только по программе IPO привлекли 15 млрд долл. США. В 2008 - 2009 гг. несмотря на те проблемы, которые переживает современный финансовый мир после кризиса ипотечного кредитования в США, ожидается значительный рост инвестиций. Впрочем, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Специалисты указывают на тот факт, что при выходе на IPO отечественные компании теряют пятую часть стоимости. Это происходит из-за того, что пока существует некоторое отставание российских предприятий от западных в сфере корпоративного управления.
В условиях финансового кризиса многие компании осознали, что осуществление IPO является преждевременным. Выгоды от размещения акций вряд ли будут соответствовать сделанным прогнозам и оценкам, а также не будут сопоставимы с затратами на подготовку к участию в IPO, в частности на составление отчетности по МСФО.
Следует
отметить, что без представления
отчетности, подготовленной по международным
стандартам, сложно рассчитывать на адекватную
оценку бизнеса потенциальным
Принимая во внимание, что подготовка первой отчетности, составленной по международным стандартам, является инвестиционным проектом, требующим как финансовых, так и временных ресурсов, по мнению автора, для ряда компаний в данный момент есть определенные предпосылки начать реализацию такого проекта. Однако надо иметь в виду: составление первой отчетности по МСФО потребует серьезного изменения информационных, учетных и контрольных систем, а также определения варианта подготовки отчетности.
Существует
два способа подготовить
Первый способ достаточно трудоемкий и затратный. Он требует создания специфичных информационных систем и наличия в штате компании дипломированных специалистов, обладающих соответствующими профессиональными навыками. Второй способ представляется менее трудоемким. Компания может применить его сама или привлечь внешних консультантов, оказывающих услуги по трансформации.
Но в любом случае руководству компании потребуется выделить значительные трудовые ресурсы, а также настроить существующие информационные, учетные и контрольные системы согласно требованиям международных стандартов. В настоящий момент у компаний есть время, чтобы подготовиться к переходу на составление отчетности по МСФО. Если подготовка первой отчетности по МСФО имеет своей целью повышение имиджа компании, то наличие такой отчетности в условиях финансового кризиса вызовет определенные положительные оценки со стороны экономического сообщества.
В заключение отметим, что из-за влияния финансового кризиса некоторые компании все-таки приняли решение временно приостановить подготовку первой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Однако можно надеяться, что после преодоления финансового кризиса количество компаний, желающих впервые применить МСФО, существенно возрастет.
Главным предназначением автоматизированных систем учета по МСФО является сокращение времени на подготовку и составление отчетности с использованием уже имеющейся системы бухгалтерского учета. Данная проблема актуальна для предприятий, которые составляют свою отчетность, например, в соответствии с требованиями биржи, на которой котируются ценные бумаги данного предприятия. Основным определяющим фактором при выборе учетной системы является ее функциональность. Под функциональностью системы понимается набор возможностей автоматизированной системы выполнять заданный пользователем набор функций, которые определены в описанных технических характеристиках и удовлетворяют основополагающим потребностям бизнес-пользователей.
Большинство учетных систем предъявляют повышенные требования к функциональности, поскольку бухгалтерский учет является сложным процессом и оперирует большим количеством первичных данных. Если перед пользователем встает необходимость получить отчетность по МСФО, то общие требования к функциональности выбранной учетной системы значительно повышаются. А знание рисков при проведении автоматизации позволит снизить их до приемлемого уровня в дальнейшем.
В
настоящее время реализация параллельного
учета обусловливается
Самым распространенным инструментом автоматизации ведения учета и подготовки отчетности по МСФО на российских предприятиях является MS Excel. Предприятия, имеющие опыт подготовки отчетов по МСФО, не удовлетворены уровнем текущей автоматизации и приняли или примут в скором времени решение о приобретении и внедрении специализированного программного обеспечения. Большинство из тех, кто пока не готовит отчетов по МСФО, предполагают решать эту задачу на основе автоматизированных систем, интегрированных с бухгалтерским контуром РСБУ.
В
будущем можно прогнозировать значительный
интерес со стороны предприятий,
холдингов и финансово-
Одновременно необходимо помнить о высокой вариативности методики составления отчетности по МСФО. Состав, последовательность и алгоритмы автоматизации операций зависят от учетной политики по составлению финансовой отчетности по МСФО и профессиональных суждений специалистов МСФО. Это предъявляет особые требования к системе ведения учета и автоматизации подготовки консолидированной отчетности по МСФО.
Основные
этапы подготовки отчетности по МСФО
методом трансформации
Этапы подготовки отчетности по МСФО методом трансформации
Сбор и выверка исходных данных бухгалтерского учета, аналитических
расшифровок и нормативно-справочной информации банков и предприятий
в составе ФПГ
Первоначальная трансформация РПБУ в МСФО для каждого банка и предприятия
группы и выпуск пробных отчетов по МСФО
Выполнение корректировок, отражающих мотивированное суждение
специалистов, и выпуск отчетов по МСФО
до консолидации
Консолидация отчетности с учетом специфики
ФПГ
Выпуск консолидированной отчетности
по МСФО
Для сбора и выверки исходных данных при подготовке отчетов по МСФО требуются данные бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках, а также аналитические расшифровки, т.е. детальная дополнительная аналитическая информация по операциям, отсутствующая в первичных бухгалтерских данных. Состав данных, которые необходимы для автоматизированной подготовки отчетов по МСФО, зависит от выбранного способа трансформации.
Применяют два способа трансформации: трансформацию отчетности либо трансформацию первичных учетных данных. Первый способ предполагает перекладку готовой отчетности РСБУ в итоговые отчеты по международным правилам. Затем с помощью корректирующих проводок достигается соответствие полученных отчетов требованиям МСФО. В большинстве случаев корректирующие проводки вводятся вручную.
Необходимо учесть, что при этом невозможно обеспечить автоматизированный расчет сумм для многих проводок, например корректировок по остаткам и оборотам на денежных счетах. Ручные вычисления и ручной ввод таких корректировок могут привести к снижению точности результатов.
Во втором случае для начальной трансформации собираются учетные данные (бухгалтерские проводки, нормативно-справочная информация и др.) и аналитические расшифровки. Корректирующие проводки выполняются после трансформации первичных учетных данных. Этот подход сложнее в реализации, но позволяет в полной мере автоматизировать рутинные операции и вычисления, для которых требуются данные первичного учета РСБУ.
Для сбора и выверки исходных данных при подготовке сводной отчетности по МСФО в холдинговых структурах в первую очередь необходимо определить список организаций в составе холдинга, данные которых подлежат консолидации при составлении отчетности по МСФО. Согласно МСФО (IAS) 27 данные об активах и обязательствах дочерних компаний можно не консолидировать на уровень группы компаний (например, если доля материнской компании в дочерней была приобретена в целях перепродажи).
В соответствии с принципом существенности можно не включать в консолидированную отчетность данные по зависимым компаниям, активы и финансовые результаты которых несущественны (т.е. составляют менее 5% от всей группы) или сильно отличаются по своим видам деятельности от всего холдинга. Однако вопрос об исключении результатов деятельности таких компаний из сводной отчетности группы компаний в итоге определяется принятой учетной политикой по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Одним из наиболее ответственных и трудоемких этапов подготовки отчетности по МСФО является этап выполнения корректирующих проводок. Обычно корректирующие проводки классифицируются по статьям бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках на четыре типа корректировок: инфлирование, сторно-корректировки, корректировки отчетного периода и корректировки по консолидации. Все корректировки представляют собой сбалансированные сложные проводки МСФО, содержащие две и более подпроводки, по статьям планов МСФО (бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках).
Корректирующие проводки можно также классифицировать по их влиянию на результаты деятельности: корректировки, влияющие на финансовый результат (все корректировки по инфлированию, сторно-корректировки, среди корректировок отчетного периода - корректировки по созданию резервов, отражения по рыночной стоимости и др.), и проводки, которые не влияют на результаты деятельности (ряд реклассификаций, а также консолидационные корректировки - исключение внутригрупповых оборотов и доходов/расходов).
В холдинговых структурах применяют альтернативные подходы к подготовке сводной отчетности по МСФО. В первом случае отчетность по МСФО составляется для каждой компании в составе холдинга. Затем все данные суммируются и с ними выполняются консолидационные корректировки для получения сводной отчетности группы (например, исключение инвестиций материнской компании, отражение доли меньшинства, определение и амортизация деловой репутации (гудвилла), исключение внутригрупповых операций и пр.). Второй вариант предполагает первоначальную агрегацию показателей по РСБУ всех компаний группы с последующей трансформацией в соответствии с МСФО и корректировками для корректной консолидации отчетности по МСФО.
Выбор конкретного варианта составления отчетности по МСФО зависит от кадровых и технических возможностей компаний холдинга. Первый вариант применяют в целях получения отчетности по МСФО для материнской компании и для дочерних компаний холдинга, второй - если предоставления индивидуальной отчетности по МСФО для дочерних компаний не требуется.
После получения итоговых бухгалтерских балансов и отчета о прибылях и убытках составляется консолидированный отчет о движении денежных средств и об изменении собственных средств акционеров для группы компаний. Сводные бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках по МСФО являются исходными данными для подготовки сводных отчетов о движении денежных средств и об изменении собственных средств акционеров по МСФО.
Информация о работе Понятие международных стандартов финансовой отчетности и их внедрение в России