Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:50, дипломная работа
В настоящее время в мировом сообществе происходят серьёзные изменения. За последние десятилетия наблюдается стремительный рост глобализации. И в первую очередь это затрагивает сферу экономики. Дальнейший прогресс в этой области требует решения обширного комплекса задач, среди которых важное место занимают проблемы международной гармонизации и конвергенции учета и финансовой отчетности.
1)
позиции по основным
2) ожидаемые доходы и расходы предприятия.
Для этого можно разделить все статьи на три группы:
- основные, требующие детального расчета и проработки;
- основные, легко регулируемые в процессе ведения бизнеса;
- нематериальные, или неосновные.
Разбивка
по данным категориям индивидуальна
и достаточно условна для каждого
предприятия и делается с учетом
его целей и нужд.
На любом предприятии есть счета, которые являются основными. Именно на них отражаются основные активы, способы их финансирования, а также доходы от основной деятельности (или нескольких) и соответствующие им расходы. Они являются основополагающими. Например, на производственном предприятии это могут быть производственные мощности и выручка. В ипотечном банке - ипотечный портфель и процентная маржа. Такие счета должны подлежать детальному рассмотрению. При составлении бюджета нужно сформировать способ, который будет наиболее точно определять состояние этих счетов в течение времени. Есть также счета, рассчитать которые достаточно просто. Например, основные средства или состояние ипотечного портфеля. Но бывают и такие активы (особенно если по МСФО они подлежат оценке по справедливой стоимости), которые требуют составления оценочных моделей. Очевидно, что этот этап потребует больше усилий, но он безоговорочно необходим.
Также на предприятии есть счета, которые относят либо к основным, либо к материальным, но возможным для урегулирования в операционном режиме. Например, касса и средства на расчетных счетах являются основными, но могут быть легко отрегулированы в процессе ведения бизнеса (путем пополнения или снятия средств со счета). Очевидно, что при бюджетировании таких счетов могут использоваться простые методы (вес к общему балансу, просто балансирующие данные). Однако это не значит, что эти статьи не подлежат детальному рассмотрению. Напротив, возможны ограничения на использование средств, поддержание неснижаемого остатка или обязательного уровня поступлений за временной период. Бесспорно, что эти статьи легко регулируются, но и являются основными, то есть их необходимо принимать во внимание при определении позиции на бюджетируемый период.
После того как стратегия развития предприятия уже смоделирована аналитиком, можно отдавать данные специалисту по трансформации отчетности по МСФО. При этом важно, чтобы последний хорошо знал учетную политику по МСФО, применимую на предприятии. Кроме того, данный сотрудник должен регулярно отслеживать изменения уже существующих, а также появление новых стандартов, которые, вполне возможно, будет необходимо применять на предприятии.
Специалист по МСФО начинает собирать из всех статей, которые были смоделированы аналитиком, баланс и отчет о прибылях и убытках на будущий период. При этом осуществляется не только трансформация в формат МСФО, но и дополнительные корректировки к уже смоделированным статьям, когда в этом есть необходимость. Если обратиться к предприятиям, которые составляют отчетность по МСФО уже достаточно долго, то, возможно, они согласятся, что основная масса корректировок (80%) является типичной, повторяющейся из года в год. Оставшиеся 20 процентов - новы и могут требовать дополнительной работы. Несомненно, к двум типам корректировок должны применяться разные подходы при бюджетировании.
Задачи "трансформатора" заключаются в том, чтобы определить:
1)
ключевые типичные
2)
ключевые статьи бюджета,
Кроме
того, следует уделить внимание операционным
расходам. Поскольку МСФО допускают не
только списание их на финансовый результат,
но и отнесение на себестоимость (то есть
капитализацию), то очень важно, чтобы
у специалиста была подробная разбивка
по статьям планируемых операционных
расходов. Аналитик должен полностью осознавать
суть каждого вида расходов. Кроме того,
желательно иметь четко структурированную
систему планирования расходов, которая
позволяла бы не только вести учет как
для управленческих целей (практика показывает,
что обычно самым удобным способом здесь
является учет по кассовому методу), но
и легко переходить в формат МСФО с учетом
требований по методу начислений и различий
в капитализации затрат.
Основные составляющие общего бюджета предприятия
(по данным
ЗАО "Эверал")
┌─────────────────┐
│ Бюджет продаж │
└─┬────┬────────┬─┘
\│/ │ \│/ │ │ │ затрат │
┌─────────┴──┐ │ ┌──────┴─────────┐ │ │ └──────┬──────┘
│
Бюджет │ │ │Производственный│
│коммерческих│ │ │ бюджет │ │ │ │
│ расходов │ │ │ │ │ │ \│/
└─────┬──────┘ │ └──┬─────────────┘ │ ┌─────────────┐ │ ┌──────┴──────┐
│ │ │ ┌───────────────┐ │ │ Прогноз │ │ │ Бюджет │
│ │ │ │Бюджет закупки/│ │ │себестоимости│ ├───>│ денежных │
│ │ ├───>│ использования │ ├───>│реализованной│ │ │ средств │
│ │ │ │ материалов │ │ │ продукции │ │ └────────┬────┘
│ │ │ └───────────────┘ │ └─────────────┘ │ │
│ │ │ ┌───────────────┐ │ │ │
│ │ ├───>│Бюджет по труду│ │ │ │
│ │ │ └───────────────┘ │ │ │
│ │ │ ┌───────────────┐ │ ├───────┐ │
│ │ │ │ Бюджет │ │ │ \│/ \│/
│ │ └───>│общепроизводст-│ │ / ┌──┴─────┴────┐
│ │ │венных расходов│ │ ┌─────────────┐ │ │ Прогнозный │
│ │ └───────────────┘ / │ Бюджетный │ │ │бухгалтерский│
│ └─────────────────────────────
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌──────────────┴──────────────
│Бюджет общих и административных│
│ расходов │
└─────────────────────────────
│<---------------
Оперативный бюджет -------->│<-------
Финансовый бюджет ----->│
Примечание. Какие корректировки статей обычно делаются?
- Пересчет по методу начислений.
- Расчет резервов по МСФО.
-
Расчет амортизационных
-
Отличный учет операционных
- Применение стандарта 39 (особенно для финансовых институтов).
-
Определение справедливой
- Отличный состав консолидации.
Что же на практике? Обратимся к опыту составления консолидированного бюджета по МСФО. Лучше всего иметь бюджеты по МСФО всех компаний, входящих в группу. Следует обсудить с аналитиками те операции, которые планируются и не попадают в категорию стандартных. Это самый креативный, но в то же время, может быть, и наиболее тяжелый этап, в первую очередь в плане трудозатрат. Здесь необходима экспертиза аналитика и специалиста по МСФО, который сможет определить эффективность бюджета по МСФО, а также объяснить технику применения стандарта аналитику, с тем чтобы последний смог предложить путь инкорпорации в бюджет. В результате совместных усилий этих двух специалистов составляется бюджет по МСФО.
Казалось бы, на этом все заканчивается. Но все не так просто. Очень важно после всех перечисленных этапов проводить аналитические процедуры по сравнению отклонений бюджета по МСФО от фактических данных. При этом не только осуществляется анализ бизнеса, но и выясняется, насколько корректно бюджет разработан с технической точки зрения, и определяются пути улучшения процесса его составления, а также возможности усовершенствования управленческой отчетности на предприятии. И, как показывает практика, этот процесс бесконечен.
Какова же конечная цель столь сложного, но, бесспорно, интересного процесса? Составление бюджета по МСФО имеет ряд преимуществ. Самое главное из них - это проактивность принятия решений, критичных для бизнеса. На самых ранних стадиях можно отследить возникновение потенциальных проблем или угроз для предприятия. А как говорят, кто предупрежден - тот вооружен. Стоит рассмотреть самый банальный и позитивный, хотя и гипотетический пример. Бизнес компании-производителя растет быстрыми темпами, поскольку спрос на рынке увеличивается. Маркетологи считают, что такое положение вещей сохранится и дальше. Департамент продаж просит производить больше продукции. И объемы продукции начинают расти. Но ограниченность производственных мощностей во времени общеизвестна. Составление грамотного бюджета позволит определить время, когда потребуются инвестиции в дополнительные мощности. Еще более эффективный бюджет подскажет необходимость привлечения дополнительного финансирования. А компетентно составленный бюджет по МСФО даст возможность не только определить время, затрачиваемое на создание финансовой отчетности, но и оценить эффект от вложенных в ее составление средств. Ведь впоследствии ее увидят внешние кредиторы и инвесторы. В зависимости от эффекта можно заранее выбрать наилучшее из альтернативных решений. Например, принять во внимание, что определенные затраты по приобретению основных средств можно и капитализировать. То есть следует подумать об оптимизации составления договора. А вдруг имеется возможность отнести проценты по привлеченному финансированию на себестоимость? Или можно капитализировать часть затрат на привлечение финансирования и уменьшить бремя расходов на текущий отчет о прибыли и убытках? Нужно оценить необходимость приобретения основного средства в собственность: оптимальное ли это решение, или лучше взять его в аренду? при этом операционную? Как известно, незнание закона не освобождает, а вот знание...
3.2. Подготовка отчетности в соответствии с международными стандартами на предприятии
Информация о работе Понятие международных стандартов финансовой отчетности и их внедрение в России