Отчетность и методологические основы ее формирования в Казахстане и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Под термином отчетность понимается совокупность учетных данных, по которым можно проследить за разносторонней деятельностью хозяйствующего субъекта за тот или иной период времени. Отчетность - это также и оправдательные документы, содержащие систему числовых характеристик и текстовых пояснений, составленных на основе различных видов учета. Связь между учетом и отчетностью устанавливается лишь тогда, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде показателей.

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерская отчетность в РК.doc

— 2.09 Мб (Скачать)

•    оборачиваемость  материально-производственных запасов (отношение стоимости реализованной продукции к материально-производственным запасам);

•    рентабельность реализации (итоговый доход, деленный на реализацию в целом);

•    рентабельность активов (отношение итогового дохода к активам предприятия);

•    доход на одну акцию (отношение итогового  дохода к сумме акций);

•    валовой доход  от реализации готовой продукции (отношение  выручки от реализации к себестоимости);

•    доход (убыток) от операционной деятельности (отношение  валовой прибыли к операционным расходам);

•    норма дивиденда (сумма дивиденда на одну акцию, деленная на рыночную стоимость акции).

Таким образом, пояснительная  записка является отражением большинства показателей и их соотношений. В частности, это данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения, включая принятие решения о распределении дохода. При этом важно отражение данных о налоговых платежах в разрезе существенных видов налогов и с отражением различных сумм отклонений.

Акционерные общества в  пояснительной записке приводят состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения с описанием всех их видов (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления, льготы, привилегии).

Целесообразно также  включение в пояснительную записку  данных о динамике важнейших экономических  и финансовых показателей работы хозяйствующего субъекта за ряд лет, описаний будущих тенденций развития,

осуществляемых экономических  мероприятий, и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетностью.

Пояснительная записка  должна быть представлена в упорядоченном  виде. К каждой статье в бухгалтерском  балансе, отчете о доходах и расходах, отчете о движении денег и отчете об изменениях в собственном капитале должны производиться перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию в пояснительной записке.

Другими словами, пояснительная  записка включает более подробное  описание и анализ сумм, показанных в бухгалтерском балансе, отчете о доходах и расходах, отчете о движении денег и отчете об изменениях в собственном капитале, а также дополнительную информацию, которая полезна пользователям такую, как условные и договорные обязательства. Пояснительная записка включает информацию, раскрытие которой требуется СБУ, и предлагается ими для более полного отражения информации, а также другие раскрытия, необходимые для достижения достоверного представления.

Пояснительная записка  обычно представляется в следующем  порядке, который помогает пользователям в понимании финансовой отчетности и сопоставлении ее с отчетностью других организаций:

1)  заявление о соответствии  СБУ;

2)  информация о  применяемой основе (основах) оценки  и учетной политике;

3)  вспомогательная  информация для статей, представленных в каждой форме финансовой отчетности в том порядке, в каком представлены каждая статья и каждая форма финансовой отчетности;

4)  прочие раскрытия,  в том числе:

5)  договорные обязательства  и прочие финансовые раскрытия;

6)  раскрытия нефинансового характера.

В некоторых случаях  может быть необходимо или желательно изменить порядок расположения определенных статей в пояснительной записке. Например, информация о ставках вознаграждения (интереса) и корректировках справедливой стоимости может объединяться с информацией о сроках действия финансовых инструментов, хотя первая относится к отчету о доходах и расходах, а последняя - к бухгалтерскому балансу. Тем не менее систематизированная структура пояснительной записки при возможности должна сохраняться.

Информация об основе представления финансовой отчетности и принятой учетной политике может представляться в виде отдельного отчета перед пояснительной запиской.

 

 

 

7. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Консолидированная отчетность - это отдельные финансовые отчетности группы, представленные как отчетность одной организации. Другими словами, это обобщенные данные о группе взаимосвязанных показателей компаний. Данный вид отчетности включает в себя:

-   консолидированный  бухгалтерский баланс;

-   консолидированный  отчет о прибылях и убытках;

-   консолидированный  отчет о движении денег;

-   другие виды  консолидированной отчетности и  пояснительную записку.

Изначально консолидированная  отчетность стала применяться в  США начиная с 1902 г. Инициатором ее представления выступила американская компания US Steel Corporation, первая в мире компания с капиталом 1 млн.долларов (вместе с дочерними компаниями). В Великобритании консолидированная отчетность составляется с 1907 г., но узаконена в 1947 г., в Голландии - с 1926 г., в Германии - с 30-х годов, узаконена в 1965 г., но со значительными отличиями от британо-американской практики, устраненными в 1985 г., во Франции - с 1983 г., узаконена в 1985 г., в Японии - в 1977 г. Страны - члены ЕЭС узаконили консолидацию с 1988 г., а применяют с 1990 г.

В настоящее время  консолидация принята европейскими и международными стандартами. Цель подготовки данной отчетности в общепринятой мировой практике учета - противодействие сокрытию компаниями финансовых потерь и убытков своих дочерних компаний. При этом головная материнская компания (инвестирующая и контролирующая) составляет данный формат отчетности, если ее инвестиции в другую больше 50%, а также если контроль осуществляется ею при меньшем уровне инвестиций

Консолидация обязательна:

-   для крупных компаний, размер  которых устанавливается государственными органами;

-   для групп компаний с  единой отчетностью, независимо  от географического и юридического разделения;

-   если деятельность дочерней компании состоит в лизинге, оказываемом материнской компанией (США).

Учетная политика таких  групп компаний унифицируется с  пересчетом всех различий в отчетности. Разницы в отчетном периоде не должны превышать трех месяцев, что сохраняется в дальнейшем.

Консолидация не применяется, если зависимая компания:

-   не контролируется  фактически;

-   числится в  банкротстве;

- размещена в политически  нестабильной стране, продается  (продана) до окончания отчетного  периода;

-   (учитывается  как инвестиция), преобладает влияние двух инвесторов (доля меньшинства);

-   по 7 директиве  ЕС финансовые компании не  включаются в консолидированную отчетность.

В перечисленных случаях  учет зависимой компании ведется  в режиме ассоциированной.

Основными методами консолидации являются:

1) метод приобретения  применяется в трех вариантах:

а)  пропорциональная консолидация, т.е. разность учетной (балансовой) и справедливой стоимости чистых активов пропорционально распределяется по видам активов, а нераспределенный остаток является гудвиллом. При расчете гудвилла устанавливают, что чистые текущие активы оцениваются по справедливой стоимости;

б)  долевое участие;

в)  полная консолидация;

2) метод слияния применяется  акционерными компаниями открытого  типа ( в основном в США) в  целях   объединения интересов при согласованной инициативе.   Ее суть сводится к обмену акций, чтобы денежная наличность не выходила за пределы группы. Данный метод используется при первоначальном приобретении активов другой компании, когда существует ограниченность в денежных средствах и появляется необходимость уравнивания   акций на основе их рыночной стоимости.

Иностранные дочерние компании, деятельность которых имеет самостоятельный характер, пересчитваются до консолидации нижеследующими методами:

-   модифицированный метод текущего  обменного курса (баланс - по курсу на отчетную дату, другие виды отчетности - по среднегодовому курсу);

-   переоценка всех  счетов текущего учета (неденежные  — по историческому курсу, денежные - по курсу на отчетную дату). Возникшие разницы учитываются на отдельном счете трансформационных разниц с последующим списанием на счет прибыли (резерва), начисляемого для этих целей.

Технически консолидация выполняется с помощью так  называемых консолидационных (рабочих) таблиц. Показатели соответствующих  отчетов материнского и дочерних предприятий суммируют с учетом консолидированных проводок.

Порядок составления  и представления консолидированной финансовой отчетности регулируется СБУ 13 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочернее товарищество».

В ней представлена методика составления консолидированной  отчетности, согласно казахстанскому учету, и приведены расчеты с примерами в рабочей таблице для составления данного формата. Обобщая их суть, отметим, что по своему содержанию они приближаются к общепринятой международной практике составления консолидированной отчетности.

Основная компания должна включать в данный вид отчетности все показатели своих местных и дочерних организаций, за исключением тех случаев, когда:

-   дочерняя приобретена  с целью продажи в ближайшем  будущем;

-  дочерняя организация действует   в условиях строгих долгосрочных  ограничений, которые значительно снижают его способность передавать средства основной организации.

Согласно Методическим рекомендациям  к СБУ 13 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние организации», утвержденным приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК от 31 декабря 1997 г. № 458, и юридические лица могут осуществлять финансовые вложения в другие юридические лица посредством приобретения пакета акций. Приобретение более 50% акций с правом голоса инвестируемого объекта дает возможность инвестору устанавливать контроль над этим объектом, т.е. право определять финансовую и иную политику товарищества с целью получения выгоды от его деятельности.

Контроль действенен, когда инвестор владеет прямо или косвенно через дочерние и зависимые хозяйственные товарищества в инвестируемом объекте более 50% акций, кроме случаев, когда будет четко показано, что подобное владение не определяет контроль. Например, при реализации более 50% акций иностранным инвесторам правительство страны, где находится инвестируемый объект, оставляет контроль за государством.

Осуществление контроля возможно при  владении половиной или менее половиной голосов инвестируемого объекта, если:

а)  в результате соглашения с  другими инвесторами достигается владение более чем половиной голосов;

б) инвестор имеет полномочия определять финансово-хозяйственную политику инвестируемого объекта в соответствии с уставом или соглашением, а также назначать или смещать большинство членов совета директоров;

в)  право выбирать большинством голосов на собраниях совета директоров или подобного управляющего органа.

Инвестор при установлении контроля признается основным хозяйственным товариществом (далее - основное товарищество), а инвестируемый объект - дочерним хозяйственным товариществом (далее - дочернее товарищество).

Основное товарищество, которое  в свою очередь является дочерним и находится в полном или почти полном владении другого товарищества, может не представлять консолидированную финансовую отчетность, если ее не требует его основное товарищество и имеется согласие на это владельцев доли меньшинства.

Для того чтобы консолидированные  финансовые отчеты представляли финансовую информацию о группе как о едином товариществе, следует исключить дублирование по некоторым статьям. Для этого при составлении консолидированной финансовой отчетности делаются корректирующие записи на основе произведенных расчетов. Корректирующие записи производятся в рабочей таблице в ходе подготовки консолидированной финансовой отчетности и не отражаются в бухгалтерском учете ни основного, ни дочернего товарищества.

При составлении отчета группы инвестиции в дочерние товарищества, которые отражаются в отдельном бухгалтерском балансе основного товарищества, фактически будут заменены чистыми активами дочерних товариществ, для чего необходимо исключить балансовую стоимость инвестиций основного товарищества в каждое дочернее и долю основного товарищества в собственном капитале каждого дочернего. На дату приобретения затраты основного товарищества в инвестиции дочернего могут быть:

1)  равны доле основного товарищества  в собственном капитале дочернего;

2)  выше доли основного товарищества  в собственном капитале дочернего;

3)  ниже доли основного товарищества  в собственном капитале дочернего.  Превышение стоимости приобретения  над долей чистых активов приобретающего товарищества в текущей стоимости приобретенных активов за минусом обязательств, переходящих по сделке, определяется как гудвилл (цена фирмы) и отражается в консолидированном бухгалтерском балансе отдельной статьей как актив.

Информация о работе Отчетность и методологические основы ее формирования в Казахстане и за рубежом