Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Под термином отчетность понимается совокупность учетных данных, по которым можно проследить за разносторонней деятельностью хозяйствующего субъекта за тот или иной период времени. Отчетность - это также и оправдательные документы, содержащие систему числовых характеристик и текстовых пояснений, составленных на основе различных видов учета. Связь между учетом и отчетностью устанавливается лишь тогда, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде показателей.
• оборачиваемость материально-производственных запасов (отношение стоимости реализованной продукции к материально-производственным запасам);
• рентабельность реализации (итоговый доход, деленный на реализацию в целом);
• рентабельность активов (отношение итогового дохода к активам предприятия);
• доход на одну акцию (отношение итогового дохода к сумме акций);
• валовой доход от реализации готовой продукции (отношение выручки от реализации к себестоимости);
• доход (убыток) от операционной деятельности (отношение валовой прибыли к операционным расходам);
• норма дивиденда (сумма дивиденда на одну акцию, деленная на рыночную стоимость акции).
Таким образом, пояснительная записка является отражением большинства показателей и их соотношений. В частности, это данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения, включая принятие решения о распределении дохода. При этом важно отражение данных о налоговых платежах в разрезе существенных видов налогов и с отражением различных сумм отклонений.
Акционерные общества в пояснительной записке приводят состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения с описанием всех их видов (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления, льготы, привилегии).
Целесообразно также
включение в пояснительную
осуществляемых экономических мероприятий, и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетностью.
Пояснительная записка должна быть представлена в упорядоченном виде. К каждой статье в бухгалтерском балансе, отчете о доходах и расходах, отчете о движении денег и отчете об изменениях в собственном капитале должны производиться перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию в пояснительной записке.
Другими словами, пояснительная записка включает более подробное описание и анализ сумм, показанных в бухгалтерском балансе, отчете о доходах и расходах, отчете о движении денег и отчете об изменениях в собственном капитале, а также дополнительную информацию, которая полезна пользователям такую, как условные и договорные обязательства. Пояснительная записка включает информацию, раскрытие которой требуется СБУ, и предлагается ими для более полного отражения информации, а также другие раскрытия, необходимые для достижения достоверного представления.
Пояснительная записка обычно представляется в следующем порядке, который помогает пользователям в понимании финансовой отчетности и сопоставлении ее с отчетностью других организаций:
1) заявление о соответствии СБУ;
2) информация о применяемой основе (основах) оценки и учетной политике;
3) вспомогательная информация для статей, представленных в каждой форме финансовой отчетности в том порядке, в каком представлены каждая статья и каждая форма финансовой отчетности;
4) прочие раскрытия, в том числе:
5) договорные обязательства и прочие финансовые раскрытия;
6) раскрытия нефинансового характера.
В некоторых случаях может быть необходимо или желательно изменить порядок расположения определенных статей в пояснительной записке. Например, информация о ставках вознаграждения (интереса) и корректировках справедливой стоимости может объединяться с информацией о сроках действия финансовых инструментов, хотя первая относится к отчету о доходах и расходах, а последняя - к бухгалтерскому балансу. Тем не менее систематизированная структура пояснительной записки при возможности должна сохраняться.
Информация об основе представления финансовой отчетности и принятой учетной политике может представляться в виде отдельного отчета перед пояснительной запиской.
7. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Консолидированная отчетность - это отдельные финансовые отчетности группы, представленные как отчетность одной организации. Другими словами, это обобщенные данные о группе взаимосвязанных показателей компаний. Данный вид отчетности включает в себя:
- консолидированный бухгалтерский баланс;
- консолидированный отчет о прибылях и убытках;
- консолидированный отчет о движении денег;
- другие виды
консолидированной отчетности
Изначально консолидированная отчетность стала применяться в США начиная с 1902 г. Инициатором ее представления выступила американская компания US Steel Corporation, первая в мире компания с капиталом 1 млн.долларов (вместе с дочерними компаниями). В Великобритании консолидированная отчетность составляется с 1907 г., но узаконена в 1947 г., в Голландии - с 1926 г., в Германии - с 30-х годов, узаконена в 1965 г., но со значительными отличиями от британо-американской практики, устраненными в 1985 г., во Франции - с 1983 г., узаконена в 1985 г., в Японии - в 1977 г. Страны - члены ЕЭС узаконили консолидацию с 1988 г., а применяют с 1990 г.
В настоящее время консолидация принята европейскими и международными стандартами. Цель подготовки данной отчетности в общепринятой мировой практике учета - противодействие сокрытию компаниями финансовых потерь и убытков своих дочерних компаний. При этом головная материнская компания (инвестирующая и контролирующая) составляет данный формат отчетности, если ее инвестиции в другую больше 50%, а также если контроль осуществляется ею при меньшем уровне инвестиций
Консолидация обязательна:
- для крупных компаний, размер
которых устанавливается
- для групп компаний с
единой отчетностью,
- если деятельность дочерней компании состоит в лизинге, оказываемом материнской компанией (США).
Учетная политика таких групп компаний унифицируется с пересчетом всех различий в отчетности. Разницы в отчетном периоде не должны превышать трех месяцев, что сохраняется в дальнейшем.
Консолидация не применяется, если зависимая компания:
- не контролируется фактически;
- числится в банкротстве;
- размещена в политически
нестабильной стране, продается
(продана) до окончания
- (учитывается как инвестиция), преобладает влияние двух инвесторов (доля меньшинства);
- по 7 директиве ЕС финансовые компании не включаются в консолидированную отчетность.
В перечисленных случаях учет зависимой компании ведется в режиме ассоциированной.
Основными методами консолидации являются:
1) метод приобретения применяется в трех вариантах:
а) пропорциональная консолидация, т.е. разность учетной (балансовой) и справедливой стоимости чистых активов пропорционально распределяется по видам активов, а нераспределенный остаток является гудвиллом. При расчете гудвилла устанавливают, что чистые текущие активы оцениваются по справедливой стоимости;
б) долевое участие;
в) полная консолидация;
2) метод слияния применяется
акционерными компаниями
Иностранные дочерние компании, деятельность которых имеет самостоятельный характер, пересчитваются до консолидации нижеследующими методами:
- модифицированный метод текущего обменного курса (баланс - по курсу на отчетную дату, другие виды отчетности - по среднегодовому курсу);
- переоценка всех
счетов текущего учета (
Технически консолидация выполняется с помощью так называемых консолидационных (рабочих) таблиц. Показатели соответствующих отчетов материнского и дочерних предприятий суммируют с учетом консолидированных проводок.
Порядок составления
и представления консолидирован
В ней представлена методика составления консолидированной отчетности, согласно казахстанскому учету, и приведены расчеты с примерами в рабочей таблице для составления данного формата. Обобщая их суть, отметим, что по своему содержанию они приближаются к общепринятой международной практике составления консолидированной отчетности.
Основная компания должна включать в данный вид отчетности все показатели своих местных и дочерних организаций, за исключением тех случаев, когда:
- дочерняя приобретена с целью продажи в ближайшем будущем;
- дочерняя организация
Согласно Методическим рекомендациям к СБУ 13 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние организации», утвержденным приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ РК от 31 декабря 1997 г. № 458, и юридические лица могут осуществлять финансовые вложения в другие юридические лица посредством приобретения пакета акций. Приобретение более 50% акций с правом голоса инвестируемого объекта дает возможность инвестору устанавливать контроль над этим объектом, т.е. право определять финансовую и иную политику товарищества с целью получения выгоды от его деятельности.
Контроль действенен, когда инвестор владеет прямо или косвенно через дочерние и зависимые хозяйственные товарищества в инвестируемом объекте более 50% акций, кроме случаев, когда будет четко показано, что подобное владение не определяет контроль. Например, при реализации более 50% акций иностранным инвесторам правительство страны, где находится инвестируемый объект, оставляет контроль за государством.
Осуществление контроля возможно при владении половиной или менее половиной голосов инвестируемого объекта, если:
а) в результате соглашения с
другими инвесторами
б) инвестор имеет полномочия определять
финансово-хозяйственную
в) право выбирать большинством голосов на собраниях совета директоров или подобного управляющего органа.
Инвестор при установлении контроля признается основным хозяйственным товариществом (далее - основное товарищество), а инвестируемый объект - дочерним хозяйственным товариществом (далее - дочернее товарищество).
Основное товарищество, которое в свою очередь является дочерним и находится в полном или почти полном владении другого товарищества, может не представлять консолидированную финансовую отчетность, если ее не требует его основное товарищество и имеется согласие на это владельцев доли меньшинства.
Для того чтобы консолидированные финансовые отчеты представляли финансовую информацию о группе как о едином товариществе, следует исключить дублирование по некоторым статьям. Для этого при составлении консолидированной финансовой отчетности делаются корректирующие записи на основе произведенных расчетов. Корректирующие записи производятся в рабочей таблице в ходе подготовки консолидированной финансовой отчетности и не отражаются в бухгалтерском учете ни основного, ни дочернего товарищества.
При составлении отчета группы инвестиции в дочерние товарищества, которые отражаются в отдельном бухгалтерском балансе основного товарищества, фактически будут заменены чистыми активами дочерних товариществ, для чего необходимо исключить балансовую стоимость инвестиций основного товарищества в каждое дочернее и долю основного товарищества в собственном капитале каждого дочернего. На дату приобретения затраты основного товарищества в инвестиции дочернего могут быть:
1) равны доле основного
2) выше доли основного
3) ниже доли основного
Информация о работе Отчетность и методологические основы ее формирования в Казахстане и за рубежом