Организация бухгалтерского учета материалов, анализ эффективности и контроля их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:01, дипломная работа

Описание работы

Все средства производства участвующие в процессе производства подразделяются на средства и предметы труда. Такое деление вытекает из различия их роли в производственном процессе.
Первоочередная задача бухгалтерского учета - оптимизация размеров материально-производственных запасов, исходя из особенностей заготовления, производства и рационального использования в производстве. Установка оптимального уровня материальных ресурсов имеет важное значение для контроля за сохранением материальных ценностей, направленных на экономическую заинтересованность предприятия в экономии материальных ресурсов.
Особое место в составе имущества организации по объему участия в производственном процессе, а также в учете по используемым формам оценки занимают товарно-материальные ценности.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ МАТЕРИАЛЫ ПИРАМИДА.doc

— 574.50 Кб (Скачать)

В целях налогообложения

  • Момент определения налоговой базы по НДС день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
  • Уплату авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных налоговых платежей.

 

 

2.2. Учет материальных ресурсов на предприятии ООО «ТПД «Пирамида»

 

Порядок синтетического учета поступления и движения материалов в организации регламентируется тремя основными документами: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Планом счетов и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н (ред. от 23.04.02).

Планом счетов предусмотрены  два основных варианта учета материалов:

- с использованием счета 10 "Материалы";

- с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Наличие двух вариантов  учета объясняется следующим. Фактическая  себестоимость заготовления материалов состоит из двух частей:

- стоимости собственно материалов согласно договору с поставщиком;

- затрат, непосредственно связанных с приобретением материалов, т. е. транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

При формировании фактической  себестоимости часто возникает временной промежуток между принятием к учету собственно материалов и поступлением расчетных документов по транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением этих материалов. При отсутствии такого временного промежутка, а также в случаях, когда эти события происходят в одном отчетном периоде или доля транспортно-заготовительных расходов несущественна, используют, как правило, первый вариант учета.

В противном случае появляется необходимость в обособленном учете транспортно-заготовительных расходов, и тогда наиболее приемлемым будет второй вариант учета.

При использовании второго  варианта учета оприходование материалов и их списание в течение отчетного  периода осуществляют в оценке, основанной на применении учетных цен, устанавливаемых предприятием согласно учетной политике.

Методическими указаниями предусмотрены:

- договорные цены (без учета транспортно-заготовительных расходов);

- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода;

- планово-расчетные цены, которые разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов;

- средняя цена группы.

Более предпочтительным будет тот вариант, который позволит обеспечить наименьшее отклонение фактической цены от учетной. В этом случае в течение отчетного периода учетная информация о материалах является наиболее близкой к фактической величине, что позволяет предприятию организовать более эффективное управление затратами.

В связи с тем что  по большинству объектов учета порядок  обработки информации не регламентирован, предприятию приходится самостоятельно разрабатывать учетную технологию и закреплять ее в соответствующих  организационно-распорядительных документах.

При наличии материалов в пути порядок обработки информации на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" значительно усложняется. В этом случае на начало отчетного месяца на счете имеется дебетовое сальдо, которое отражает наличие материалов в пути. К ним относят материалы, право собственности на которые перешло к покупателю и соответствующие расчетные документы получены покупателем, но сами материалы еще не поступили на его склад.

Рассмотрим следующий  порядок формирования информации по этому счету.

1. Определяется сальдо  конечное (Скон) по счету 15. Оно соответствует материалам, находящимся в пути на конец месяца, и состоит из двух слагаемых. Первое равно стоимости материалов, находившихся в пути на начало отчетного месяца и не поступивших на предприятие в течение этого месяца. Оно определяется путем вычитания из начального сальдо стоимости тех материалов, которые фактически поступили на предприятие за отчетный период. Второе слагаемое равно стоимости материалов, расчетные документы на которые поступили в отчетном месяце, а сами материалы остались в пути.

2. Подсчитывается оборот  кредитовый (Окр) как сумма учетных цен материалов, фактически поступивших на предприятие за отчетный период.

3. Определяется оборот  дебетовый (Одеб) путем вычитания из сумм фактических затрат на приобретение материалов за отчетный период, отраженных по дебету счета 15, части этих затрат, относящихся к материалам, расчетные документы на которые поступили в отчетном периоде, а сами материалы остались в пути.

4. Расчетным путем определяется величина отклонения фактических затрат на приобретение материалов от учетной цены:

Откл = Снач + Одеб – Окр – Скон.

Если сумма фактических  затрат на приобретение материалов превышает  их стоимость в учетных ценах, то отклонение признается положительным и отражается по кредиту счета. Если сумма фактических затрат на приобретение материалов меньше их стоимости в учетных ценах, то отклонение признается отрицательным и отражается по дебету счета.

Счет 10 "Материалы" может иметь дебетовое сальдо, которое соответствует остатку материалов на складе в учетных ценах на начало и конец отчетного месяца.

Счет 16 "Отклонение в  стоимости материальных ценностей" предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных  материалов, исчисленной в фактической себестоимости заготовления и учетных ценах. Счет может иметь дебетовое или кредитовое сальдо. Наличие дебетового сальдо свидетельствует о положительном отклонении фактической себестоимости материалов от учетной цены, по которой материалы учитываются по дебету счета 10; наличие кредитового сальдо – об отрицательном отклонении. 14

Особенности учета материалов при имеющихся остатках на счетах 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" рассмотрим на следующем примере.

На 1 марта остаток  материалов на складе предприятия, учитываемых  по учетной цене на счете 10-1 "Материалы", составил 23 600 тыс. руб. Сумма положительных отклонений, отражаемая по дебету счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", составила 4 750 тыс. руб. Остаток материалов в пути, учитываемый по фактической себестоимости на дебете счета 15, составил 23 400 тыс. руб.

В течение отчетного  месяца совершены хозяйственные  операции, приведенные в таблице 3.1.

Таблица 1 - Журнал хозяйственных операций за март 2011 года

 

Дата 

Содержание хозяйственной  операции

Корреспондирующие счета 

Оценка, тыс. тыс. руб.

Д-т 

К-т 

2 марта 

Акцептован счет поставщика материалов

15

60

32340

2 марта

Оприходованы материалы  на склад 

10-1

15

32340

3 марта

Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов 2 марта 

15

60

2100

6 марта

Акцептован счет сторонней  организации за посреднические услуги, связанные с приобретением материалов 2 марта

15

60

1360

10 марта

Материалы списаны в  основное производство

20

10-1

28900

12 марта

Оприходованы материалы, расчетные документы на которые  поступили в феврале (числились  как материалы в пути)

10-1

15

16570

14 марта

Акцептован счет транспортной компании за доставку материалов, которые были получены в январе

15

60

3640

18 марта

Акцептован счет поставщика материалов

15

60

34820

18 марта

Оприходованы материалы 

10-1

15

34820

24 марта

Акцептован счет транспортной компании за доставку материалов 18 марта

15

60

4740

25 марта

Списаны материалы в  производство

20

10-1

44260

26 марта

Акцептован счет сторонней  организации за посреднические услуги, связанные с приобретением материалов, которые еще не поступили в организацию

15

60

12850

28 марта

Акцептован счет поставщика материалов, которые еще не поступили  в организацию 

15

60

11600

29 марта

Оприходованы материалы, расчетные документы на которые  поступили в феврале (числились  как материалы в пути)

10-1

15

3200


 

В соответствии с учетной  политикой предприятия в качестве учетной цены используется цена поставщика.

Определим финансовые затраты  на материалы, списанные в основное производство.

1. Определяем сальдо  конечное по счету 15. На предприятие  12 и 29 марта поступили материалы, числящиеся в пути на начало месяца, на сумму 19 770 тыс. руб. (16 570 + + 3 200). Поэтому на конец марта из материалов, числящихся в пути на начало месяца, остались в пути материалы на сумму 3 630 тыс. руб. (23 400 – 19 770). Кроме этого, 28 марта акцептован счет поставщика на сумму 11 600 тыс. руб. за материалы, которые в марте на предприятие не поступили. Тогда сумма материалов в пути на конец марта составит:

Скон = 3 630 тыс. руб. + 11 600 тыс. руб. = 15 230 тыс. руб.

2. Подсчитаем кредитовый оборот по счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей":

Окр = 32 340 тыс. руб. + 16 570 тыс. руб. + 34 820 тыс. руб. + 3 200 тыс. руб. = = 86 930 тыс. руб.

3. Определяем оборот  дебетовый по счету 15 "Заготовление  и приобретение материальных ценностей" путем исключения из сумм фактических затрат, произведенных в отчетном периоде, сумм, относящихся к материалам, находящимся в пути на конец марта:

Одеб = (32 340 тыс. руб. + 2 100 тыс. руб. + 1 360 тыс. руб. + 3 640 тыс. руб. + + 34 820 тыс. руб. + 4 740 тыс. руб. + 12 850 тыс. руб. + 11 600 руб.) – – 11 600 тыс. руб. = 91 850 тыс. руб.

4. Определим расчетным  путем величину отклонения:

Откл = Снач + Одеб – Окр – Скон = 23 400 тыс. руб. + 91 850 тыс. руб. – – 86 930 тыс. руб. – 15 230 тыс. руб. = 13 090 тыс. руб.

5. Списываем положительное  отклонение записью: 

Д-т сч. 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей",

К-т сч. 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"

13 090 тыс. руб.

6. Определяем дебетовый  и кредитовый обороты, а также  конечное сальдо по счету 10 "Материалы":

Одеб = = 32 340 тыс. руб. + 16 570 тыс. руб. + 34 820 тыс. руб. + + 3 200 тыс. руб. = 86 930 тыс. руб.

Окр = = 28 900 тыс. руб. + 44 260 тыс. руб. = 73 160 тыс. руб.

7. Рассчитываем процент  отклонений фактической себестоимости  заготовления материалов от учетной  цены:

8. Определяем сумму  отклонений, подлежащих списанию  на счет 20 "Основное производство":

Откл = = 73 160 тыс. руб. · 16,14 % = 11 808 тыс. руб.

9. Списываем сумму  положительных отклонений в дебет  счета 20:

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

11 808 тыс. руб.

10. Определяем сальдо  конечное по счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" в общеустановленном порядке:

Скон = 4 750 тыс. руб. + 13 090 тыс. руб. – 11 808 тыс. руб. = 6 032 тыс. руб.

11. Определяем фактические  затраты на материалы, списанные  в дебет счета 20:

ФЗ = 28 900 тыс. руб. + 44 260 тыс. руб. + 11 808 тыс. руб. = 84 968 тыс. руб.

Следует обратить внимание на то, что суммы отклонений, учитываемых  на счете 16 "Отклонение в стоимости  материальных ценностей", подлежат списанию с него по всем направлениям движения материалов со счета 10 "Материалы".

За апрель имеется  следующая информация по движению материалов (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2 – Движение материалов в апреле 2011 года

 

 

Счет 

Сальдо 
начальное

Оборот 
дебетовый

Оборот 
кредитовый

10-1 "Сырье и материалы"

68400

240680

278200

16 "Отклонение в  стоимости материальных ценностей" 

(–1300)

15380


 

В течение отчетного  периода были совершены операции по списанию материалов по учетным ценам, приведенные в таблице 3.3.

Таблица 3.3. Расход материалов

 

Содержание хозяйственной  операции

Корреспондирующие 
счета

Оценка, 
тыс. руб.

Д-т 

К-т 

Отпущены материалы  в основное производство

20

10-1

192400

Отпущены материалы  на общехозяйственные цели

26

10-1

23790

Отпущены материалы, предназначенные для использования в операциях, связанных с продажей продукции, товаров

44

10-1

34860

Отражена недостача  материалов, выявленная при инвентаризации

94

10-1

8400

Списана учетная стоимость  проданных материалов

91-2

10-1

18750

     

278200

Информация о работе Организация бухгалтерского учета материалов, анализ эффективности и контроля их использования