Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:01, дипломная работа
Все средства производства участвующие в процессе производства подразделяются на средства и предметы труда. Такое деление вытекает из различия их роли в производственном процессе.
Первоочередная задача бухгалтерского учета - оптимизация размеров материально-производственных запасов, исходя из особенностей заготовления, производства и рационального использования в производстве. Установка оптимального уровня материальных ресурсов имеет важное значение для контроля за сохранением материальных ценностей, направленных на экономическую заинтересованность предприятия в экономии материальных ресурсов.
Особое место в составе имущества организации по объему участия в производственном процессе, а также в учете по используемым формам оценки занимают товарно-материальные ценности.
Контроль осуществляется бухгалтерией. Работник бухгалтерии систематически проверяет правильность оформления первичных документов, полноту и своевременность записей. Остатки материально-производственных запасов, выводятся в карточках складского учета, подтверждаются подписью бухгалтера и производится приемка бухгалтером первичных документов.
Количественные остатки в карточках складского учета по окончании месяца переносятся материально-ответственными лицами в ведомость учета остатков материалов на складе - сальдовую книгу, после проверки которой производится таксировка товарно-материальных ценностей по учетным ценам для получения стоимости по каждой группе товарно-материальных ценностей и общего итога по складу.
Регистрами аналитического учета движения группе материально-производственных запасов при этом методе являются накопительные ведомости по приходу и расходу материалов и групповые оборотные ведомости, которые ведутся в стоимостном выражении. Ведомости ведутся по каждому из складов в разрезе субсчетов и групп группе материально-производственных запасов. В конце месяца они используются для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу. Правильное ведение складского учета проверяется путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе материалов в сальдовой книге с аналитическими остатками в групповой оборотной ведомости.
При обнаружении расхождений составляется сортовая оборотная ведомость по тем материалам, по которым выявлено расхождение.
Периодически итоговые данные накопительных ведомостей по приходу и расходу записываются в соответствующие разделы ведомости движения группе материально-производственных запасов. Для выявления поступления группе материально-производственных запасов (включая материалы собственной выработки) в конце месяца составляется справка, в которую переносятся дебетовые обороты из других учетных регистров. Данные этой справки о фактической себестоимости группе материально-производственных запасов переносятся в приходную часть ведомости о движении группе материально-производственных запасов. Сюда же из ведомости предшествующего месяца переносятся остатки на начало месяца по учетным ценам и фактической себестоимости.
По окончании месяца в ведомости движения группе материально-производственных запасов выводятся конечные остатки группе товарно-материальных ценностей по учетным ценам и фактической себестоимости. Остатки группе материально-производственных запасов выводят в итоговые данные сальдовой книги (ведомости).
А те же остатки по фактической себестоимости должны соответствовать счету материала главной книги. Так увязываются данные сортового аналитического учета и синтетического бухгалтерского учета группе материально-производственных запасов.
Сальдовый метод получил
широкое распространение и
К основным способам ведения
синтетического учета материально-
- методы групп
и оценки материальных ресурсов
- система документации
и документооборота по
- использование счетов
бухгалтерского учета и
- порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в регистрах бухгалтерского учета;
- порядок обработки учета информации по учету материальных ресурсов.
Важное значение
имеет организация системы
Для правильного учета материально-
Для обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии осуществляется постоянное пополнение производственных запасов: за счет поставщиков, собственного производства, от ликвидации основных средств и т.д.
Основной источник поступления материально-
- номенклатура;
- качество;
- сроки и размер поставок;
- порядок расчетов;
- права и обязанности сторон и т.д.
Оперативный учет заключения договоров и контроль за из выполнением осуществляется отделом материально-технического снабжения. Поставщик высылает расчетные и сопроводительные документы: счета-фактуры, транспортные документы и другие документы.
Для контроля за поступлением материальных ценностей все расчетные и товарные документы регистрируются в отделе снабжения в журнале учета поступления грузов. Расчетные документы либо акцептуются либо дается мотивированный отказ. После проверки и регистрации расчетные документы передаются в бухгалтерию. Дается распоряжение экспедитору на доставку материальных ценностей. На получение грузов у поставщика экспедитору выдается доверенность. Все данные о выдаче и расписке в получении доверенности фиксируются на корешке доверенности или в журнале.
Прибывшие грузы сверяются по весу и количеству в соответствии с документами. При обнаружении повреждений пломб, тары и т.д. составляется коммерческий акт, что является основой для претензий к поставщику.
При приобретении материально-производственных запасов типичными ошибками являются случаи неотфактурованных поставок - по которым расчетные документы не выданы. Если документы акцептованы, а материалы не поступили, они считаются как «материалы в пути». Ошибочно привезенные материалы или материалы не по договору принимаются предприятием на ответное хранение.
Экспедиторы привозят материалы и сдают их заведующему складом, который проверяет соответствие товара сопроводительным документам и оформляет приемку выпиской приходных ордеров, где указывается наименование поставщика, № склада, наименование и номенклатура материалов, количество, цена, сумма.
В целях сокращения количества первичных документов разрешается оформлять приемку без выписки приходных ордеров при отсутствии расхождений. На документах поставщика проставляется штамп, содержащий основные реквизиты приходного ордера. Также может использоваться товарно-транспортная накладная как приходный документ.
Материально-производственные запасы, имеющие количественные или качественные расхождения оформляются актом о приемке материалов, который составлен комиссией с участием зав. складом, поставщика или третьего лица. В акте указывается наименование поставщика, № склада, наименование материалов, их номера, количество, качество фактических материалов и материалов по сопроводительным документам. Расхождения показываются в этом же акте. Акт составляется в двух экземплярах: первый используется для оприходования фактически принятых материалов, второй передается отделу снабжения для оформления претензий поставщику. Этим же актом оформляются неотфактурованные материалы.
При переходе к рыночным отношениям увеличился объем сделок, совершаемых между юридическими и физическими лицами по поводу приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет. Материально-производственные запасы, приобретенные за наличные деньги в магазинах и т.д., подотчетное лицо передает заведующему складом, который выписывает приходные ордера в общем порядке. При составлении авансового отчета должны быть приложены документы, подтверждающие покупку: чеки магазинов, торгово-закупочные акты при приобретении материалов и т.д.
Поступление материалов
от собственных цехов, а также
оприходование отходов производ
После оприходования материально-
При операциях по приобретению материально-производственных запасов в зависимости от источников поступления применяют журнал-ордер №6 (от поставщиков), №7 (через подотчетных лиц) и №10/1 (собственное изготовление, отходы и т.д.).
В учетных регистрах от поставщиков записи ведут линейно-позиционным способом от каждого поставщика: наименование и номер счета поставщика, общая сумма по расчетному документу и дается разбивка этой суммы по дебетуемым счетам, в отдельной графе отражается сумма НДС, указанная в расчетных документах, стоимость товарно-материальных ценностей по учетным ценам, а на основании банковских выписок делается отметка об оплате счетов поставщиков.
Поступившие в отчетном
месяце материальные ценности, по которым
не предъявлены расчетные
При поступлении расчетных документов произведенные записи сторнируются и делаются новые записи в соответствии с полученными документами.
В учетных регистрах
также отражаются материалы в
пути. Их стоимость определяется на
основании акцептованных и
Могут быть выявлены излишки или недостачи. Излишки материалов приходуются по акту и показываются отдельными строками как неотфактурованные поставки. Суммы по недостачам грузов по предъявленным претензиям отражаются в отдельной графе.
В зависимости от принятой организации учета поступление производственных запасов может быть отражено:
а) При использовании счетов 15 и 16. В этом случае процесс снабжения отражается по Дебету счета 15 на стоимость материалов и по Дебету 19 на сумму НДС и на всю сумму Кт 60.
Если материальные ценности поступили от подотчетных лиц, то: Дебет 15 - Кредит 71.
Если у населения: Дебет 15 - Кредит 76
Если материалы поступили от собственных цехов: Дебет 15 - Кредит 23, 20
Запись по Дебет 15 и по Кредит 60 производится независимо от получения расчетных документов и времени поступивших материалов.
Оприходование ТМЦ, фактически поступивших на предприятие, осуществляется по учетным ценам и отражаются: Дебет 10 - Кредит 15.
Сумма разницы в стоимости списывается на счет отклонения в стоимости материалов счету 16.
Аналитический учет по счету 16 ведется по группам товарно-материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений. Остаток по счету 15 показывает стоимость материальных ресурсов, находящихся в пути. При составлении бухгалтерского баланса, он отражается в подразделе запасы: сырье, материалы и т.д. в разделе оборотные активы.
Допускается списывать остаток на счете 10.
б) порядок отражения процесса снабжения без использования 15 и 16:
Оприходованные товарно-
Поступившие материалы
приходуются независимо от момента
получения расчетных
Важная особенность - на счете 10 формируется фактическая себестоимость материальных ресурсов, а объем их поступления - по учетным ценам, и суммы расходов по заготовлению и доставке отражается в аналитическом учете.
Независимо от принятой организации учета поступления материальных ресурсов суммы предъявляемых претензий поставщикам на счетах бухгалтерского учета отражаются: Дебет 63 - Кредит 60.
В расчетных документах поступившие суммы НДС фиксируются по Дебет 19 - Кредит 60 .
В случае отказа от оплаты поставщику материалов принимаются предприятием на ответственное хранение и учитываются на забалансовом счете 002. Такие материально-производственные запасы хранятся на складе обособленно и до поступления указаний поставщика не могут быть использованы.
Реализация материальных ресурсов производится по ценам, которые устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию.
Полная стоимость реализованной продукции складывается из ее производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с ее продажей.
Прибыль от реализации определяется
как разница между ценой
Для учета реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг используется активно-пассивный счет 90 «Продажи».
Схема счета 90 «Продажи»
Таблица 1.1