Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:01, дипломная работа
Все средства производства участвующие в процессе производства подразделяются на средства и предметы труда. Такое деление вытекает из различия их роли в производственном процессе.
Первоочередная задача бухгалтерского учета - оптимизация размеров материально-производственных запасов, исходя из особенностей заготовления, производства и рационального использования в производстве. Установка оптимального уровня материальных ресурсов имеет важное значение для контроля за сохранением материальных ценностей, направленных на экономическую заинтересованность предприятия в экономии материальных ресурсов.
Особое место в составе имущества организации по объему участия в производственном процессе, а также в учете по используемым формам оценки занимают товарно-материальные ценности.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие при формировании учетной политики имеет возможность выбора метода оценки товарно-материальных ценностей любой вариант может быть выбран, но ни один из этих вариантов не является идеальным.
Использование метода FIFO позволяет показывать товарно-материальных ценностей по себестоимости наиболее близкой к затратам на их приобретение, так как оценка производится по времени последних закупок. В условиях инфляции, повышения цен использование FIFO не обеспечивает должное соответствие текущих расходов и доходов. т.к. занижает себестоимость материальных ресурсов и завышает прибыль от реализации продукции.
Оценка товарно-материальных ценностей по методу средней себестоимости или на основе учетных цен с отклонениями в большей мере сглаживает колебания цен, но эти цены менее эффективны при принятии решений.
Основная проблема при выборе метода - как точнее увязать издержки производства с доходами от реализации и оценить производственные запасы на конец периода по стоимости, соответствующей рыночной конъюнктуре.
Выбранный метод должен последовательно применяться из года в год, и не может в течение года изменяться. Только при наличии серьезных оснований предприятия может изменить метод, указав причины и последствия в прилагаемой записке.
Товарно-материальные ценности, на которые в течение года снизилась стоимость либо они морально устарели или потеряли первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной цены, а разница списывается на финансовые результаты.
По движению материальных ценностей на предприятиях применяются следующие бланки первичных документов:
1) по учету материалов:10
- М-2 "Доверенность",
- М-2а "Доверенность",
- М-4 "Приходный ордер",
- М-7 "Акт о приемке материалов",
- М-8 "Лимитно-заборная карта",
- М-11 "Требование-накладная",
- М-15 "Накладная
на отпуск материалов на
- М-17 "Карточка учета материалов",
- М-35 "Акт
об оприходовании материальных
ценностей, полученных при
2) по учету малоценных предметов:
- МБ-2 "Карточка учета малоценных предметов",
- МБ-4 "Акт выбытия малоценных предметов",
- МБ-7 "Ведомость
учета выдачи спецодежды, спецобуви
и предохранительных приспособл
- МБ-8 "Акт на списание малоценных предметов";
Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) - применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.11
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Приходный ордер (форма № М-4) - применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.12
Графа "Номер паспорта" заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) - применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные".
Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа "Номер паспорта" заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.
Лимитно-заборная карта (форма № М-8) - применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.
Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных
карт, выписываемых
в одном экземпляре, и не имеющих
значения бухгалтерских докумен
По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.
Отпуск материальных ценностей производится с тех складов, которые обозначены в лимитно-заборной карте. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита. Бланк лимитно-заборной карты с частично заполненными реквизитами может быть оформлен с помощью средств вычислительной техники.
Требование - накладная (форма № М-11) - применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) - применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
Карточка учета материалов (форма № М-17) - применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.13
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) - форма применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.
Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.
Карточка учета
малоценных предметов (форма № МБ-2)
- применяется для учета
Заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы, или выдается материально ответственным лицам.
Акт выбытия малоценных предметов (форма №МБ-4) - применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в структурном подразделении, а второй - направляется в бухгалтерию.
При предъявлении акта выбытия работнику взамен негодного или утерянного предмета выдается годный. Об этом делается соответствующая запись в карточке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2). Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8).
Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) - применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)
Заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика.
Акт на списание малоценных предметов (форма № МБ-8) - применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных предметов.
Составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.
Для оперативного управления, а также управления производственным процессом характеристики состояния и движения материально-производственных запасов в показателях по данным синтетического учета недостаточно, так как они дают информацию о движении каждого вида материальных ценностей.
Аналитический учет материальных ресурсов ведется в материальной бухгалтерии. Материальная бухгалтерия осуществляет контроль за состоянием сортового учета:
- проверка правильности
заполнения первичных
- проверка записи остатков в карточках;
-проверка фактического наличия материально-производственных запасов.
Итоговые данные контролируют
соответствием показателей
Наиболее распространенный метод аналитического учета - сальдовый, обеспечивающий единство оперативного, складского и бухгалтерского учета (оперативно-бухгалтерский метод). При этом методе учета на складе учет в карточках ведется только в натуральном выражении, а в бухгалтерии - выражаются в разрезе групп по каждому складу индивидуально.