Методичка по бухгалтерскому учёту

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, методичка

Описание работы

Понятие, функции, задачи бухгалтерского учета. Понятие, строение бухгалтерского баланса. Понятие бухгалтерского счета.

Работа содержит 1 файл

БУФУ.docx

— 237.48 Кб (Скачать)
  1. хозяйственные средства и их источники;
  2. хозяйственные процессы.

При этом подразумевается, что  средства и их источники как объекты  бухгалтерского учета отражают в  своих обобщенных показателях также  труд и его оплату, расчетно-кредитные  отношения и накопления, а хозяйственные  процессы - операции и кругооборот  средств.

Итак, все элементы хозяйственной деятельности входят в состав объектов бухгалтерского учета, которые в совокупности являются конкретным выражением его предмета.

Отсюда приходим к общему выводу, что объектами бухгалтерского учета являются отдельные элементы хозяйственной деятельности, а предметом - вся хозяйственная деятельность предприятия в целом.

 

 

3. Метод бухгалтерского  учета

 

Метод бухгалтерского учета  определяется его предметом. Поэтому, прежде всего, необходимо дать общее  понятие о методе, вытекающее из характера предмета.

Из приведенной характеристики элементов хозяйственной деятельности как объектов бухгалтерского учета, вытекают следующие характерные  особенности предмета этого учета.

Во-первых, экономическое содержание всей совокупности средств предприятия выявляется в хозяйственной деятельности двояко:

  1. в их размещении и использовании;
  2. в их источниках и назначении.

Поэтому от бухгалтерского учета требуется обобщенное отражение  состояния средств в двух группировках, т. е. отдельно средств и отдельно источников.

Во-вторых, по своему составу средства и источники подразделяются на группы, каждая из которых имеет свое особое экономическое содержание и назначение. Поэтому от бухгалтерского учета требуется подразделение средств и источников на группы и особый текущий учет состояния и изменения каждой группы.

В-третьих, вызываемые операциями изменения средств и источников средств являются двойными и взаимосвязанными. Поэтому в бухгалтерском учете эти изменения требуют двойного взаимосвязанного отражения.

В-четвертых, хозяйственная деятельность представляет собой непрерывную цепь операций, постоянно вызывающих изменения средств и источников, поэтому от бухгалтерского учета требуется непрерывный сплошной охват всех операций.

Указанные особенности предмета бухгалтерского учета определяют и те способы, при помощи которых этот учет осуществляет отражение хозяйственной деятельности.

Обобщенное отражение  состояния средств в двух группировках - средств и источников - дается периодически при помощи баланса.

Подразделение средств и  источников на группы и текущий учет каждой группы осуществляется при помощи счетов.

Отражения вызываемых операциями двойных взаимосвязанных изменений  средств и источников производится при помощи двойной записи.

Непрерывный сплошной охват  всех операций осуществляется при помощи документации.

Эти способы, выполняя каждый свою функцию и взаимно дополняя друг друга, неразрывно связаны между собою и образуют в совокупности единый метод бухгалтерского учета. В этом методе документация является основой двойной записи по счетам, а счета служат основой составления баланса.

Таким образом, основными способами отражения хозяйственной деятельности предприятий, входящими в состав метода бухгалтерского учета в качестве важнейших его элементов, являются: баланс, счета, двойная запись, документация.

На практике бухгалтерский  учет осуществляется в таком порядке: сначала операции регистрируются в  документах, затем на основании документов производятся записи по счетам, а на основании счетов составляется баланс.

 

 

 

4. Область применения  и требования

к системе бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет возник и развивался как средство наблюдения за хозяйственной деятельностью  единичного предприятия. Отражая хозяйственную  деятельность предприятия, создавая ее информационную модель, бухгалтерский  учет должен обеспечивать наличие именно тех данных, которые необходимы для  осуществления функций управления и контроля. Со своей стороны хозяйственная  деятельность воздействует на систему  учета, выдвигает требования, которым  она должна отвечать.

Первое требование - соответствие бухгалтерского учета задачам планирования, управления и контроля и отвечающее этим задачам построение учетных показателей.

Второе требование - своевременность в ведении учета и представлении отчетных сведений. Отставание учета и отчетности лишает руководящие органы своевременных сведений о действительном состоянии работы предприятий, а, следовательно, возможности принимать решения. За отставанием учета могут скрываться факты плохой работы, бесхозяйственности, убытков и т. д.

Третье требование - полнота, точность и достоверность учета. Чтобы учет отвечал своему назначению как инструмент управления и контроля, от него требуется полное и точное, соответствующее действительности, отражение хозяйственных операций.

Невнимательное отношение  работников учета к своим обязанностям порождает ошибки, запутанность учетных  данных. Это недопустимо.

Четвертое требование - ясность и понятность (доступность) учета. Это означает, что учетные записи должны излагаться грамотно, ясным и четким языком, не допускающим иных толкований (однозначность толкования).

Пятое требование - экономичность бухгалтерского учета, т. е. возможно более низкая его стоимость.

Чтобы бухгалтерский учет мог удовлетворять этим требованиям, он должен быть правильно организован  и хорошо поставлен.

Шестое требование - рациональность в организации и постановке учета как основы правильного ведения хозяйства.

 

 

  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ

МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

    1. Понятие бухгалтерского баланса
    2. Строение бухгалтерского баланса
    3. Влияние хозяйственных операций на баланс
    4. Классификация бухгалтерского баланса

 

Литература: 5. 7

 

 

 

1. Понятие бухгалтерского  баланса

 

Термин «баланс» (от латинских  слов bis - дважды и lanx - чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал).

Как бухгалтерское понятие  слово баланс существует уже почти 600 лет и представляет собой документ, получаемый в результате ряда последовательных действий: сначала операции (хозяйственные) регистрируются в документах, затем  на основании документов производятся записи по счетам и, наконец, на основании  счетов составляется баланс.

Рассматривая баланс, замечаем его характерные особенности (табл.5.1).

 

Таблица 5.1.

Баланс предприятия на 1 января 2005 года.

 

Актив

 

Пассив

Средства

 

Источники

 

Наименование статей

Сумма, тыс. руб.

Наименование статей

Сумма, тыс. руб.

Основные средства

450000

Уставный капитал

450000

Материалы

30000

Краткосрочные кредиты банка

20000

Расчетный счет

20000

Расчеты с поставщиками и  под рядчиками

30000

Итого

500000

Итого

500000


 

Во-первых, баланс состоит из двух частей: одна называется актив (деятельный), а другая - пассив (недеятельный). В активе показываются средства, а в пассиве - источники. Таким образом, средства предприятия в соответствии с их экономическим содержанием получают в балансе двойное отражение: по размещению и использованию - в активе, по источникам и назначению - в пассиве.

Во-вторых, как средства, так и источники показываются в балансе в сгруппированном виде, т. е. сведения на основе их классификации в определенные группы по их видам и формам (основные средства, материалы, уставный капитал и т. д.).

Это дает возможность отразить состав и структуру средств и источников и показать их в общей совокупности, состоящей из небольшого, легко обозримого количества групп.

В-третьих, средства получают в балансе свое количественное выражение в денежном измерителе. Это обеспечивает возможность обобщенного отражения средств. Пользуясь единой денежной оценкой, баланс показывает средства и источники не только сведенными по группам - в частных суммах, но и обобщенными во всей их совокупности в одно целое, выраженное общей суммой баланса (в нашем примере - 500 млн. руб.).

В-четвертых, средства показываются в балансе по их состоянию на определенный момент. В нашем примере - на 1 января 2005 года.

Общая сумма баланса, выражая  всю совокупность средств в двух группировках, показывается в балансе дважды - как итог актива и итог пассива. Так как в активе и пассиве отражаются в едином денежном измерителе одни и те же средства, только сгруппированные по разным признакам, то общие итоги актива и пассива равны.

Равенство итогов актива и пассива является одной  из основных особенностей баланса и служит непременным условием правильного его составления.

Отсюда баланс как один из основных элементов метода бухгалтерского учета может быть кратко охарактеризован  так: бухгалтерский баланс является способом обобщенного отражения на определенный момент в денежной оценке хозяйственных средств предприятия в двойной их группировке: по размещению и использованию, по источникам и назначению.

Пользуясь способом балансового  обобщения, бухгалтерский учет дает отражение средств предприятия как единого целого.

 

 

2. Форма бухгалтерского  баланса

 

Баланс изображается в  виде особой таблицы, разделенной на две части по вертикали. В левой  части помещается актив, а в правой - пассив (прил. 2). В заголовке балансовой таблицы помещаются слова «баланс» (с указанием названия предприятия и даты, на которую составлен баланс), «актив», «пассив». Так как слово «актив» озаглавливает ту часть балансовой таблицы, в которой помещаются средства, а слово «пассив» - ту часть, в которой помещаются источники, то никаких других слов в заголовке балансовой таблицы, как правило, не пишут. Каждая группа средств или источников, показанная в балансовой таблице под своим особым наименованием и выраженная отдельной суммой, называется статьей баланса. Например, статьи: «Основные средства», «Уставный капитал» и т. д. Каждая статья записывается отдельной строкой, имеющей свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

Для отражения состояния  средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало года» и «На конец года» (на конец отчетного периода). Во второй графе показывается состояние видов средств и их источников на дату составления баланса.

Статьи баланса в активе подразделены на 2 раздела, в пассиве - на 3 раздела.

С технологической точки  зрения функционирование системы бухгалтерского учета на предприятии представляет собой процесс непрерывного агрегирования  данных. Важно найти оптимум в  этом процессе. Малая степень агрегированности приводит к бессистемности и неуправляемости огромными объемами циркулирующих в системе сведений. Напротив, слишком большая агрегированность данных, в том числе и отчетных, может привести к резкому сокращению их информативности и аналитичности. Поэтому извечен вопрос о целесообразности и необходимой степени сложности баланса, необходимости сужения или расширения состава статей, группировок. Как следствие - исключительный динамизм структуры баланса. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. В учетных стандартах описывается лишь перечень и экономическое содержание основных статей, степень детализации определяется бухгалтером предприятия самостоятельно.

 

 

3. Актив и пассив

 

Чтобы получить более полное представление о балансе, необходимо рассмотреть содержание актива и  пассива, которые, отражая средства в двойной группировке, показывают их экономическое содержание, как  в отдельных частях, так и в  целом.

Представление об экономическом  содержании средств дает простое  чтение баланса, т. е. последовательный просмотр статей актива и пассива. Зная классификацию средств, порядок  и условия их образования и  использования, при чтении баланса  по названиям и суммам статей без  труда можно получить представление  о характере и составе средств  и их состоянии на данный момент.

Просматривая пассив баланса, видим, что каждая статья пассива  показывает, из какого источника (откуда, от кого, в какой форме) получена данная часть средств, для какой  цели она предназначена и в  какой сумме выражена. Например, уставный капитал образован путем  акционирования, из вкладов учредителей, прибыль образовалась как финансовый результат хозяйственной деятельности и т. д. Их целевое назначение - покрытие основных, отвлеченных и части  оборотных средств.

Точно так же, просматривая актив баланса, видим, что каждая статья актива показывает, в чем  помещена или выражена данная часть  средств, т. е. к какому виду или роду средств она относится, как используется и в какой сумме исчислена.

Информация о работе Методичка по бухгалтерскому учёту