Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, методичка
Понятие, функции, задачи бухгалтерского учета. Понятие, строение бухгалтерского баланса. Понятие бухгалтерского счета.
Предприятие, осуществляя организацию бухгалтерского учета:
Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.
5. Регламентирующие документы
по бухгалтерскому учету в России
Основы организации и
регулирования российской бухгалтерской
системы следует рассматривать
в контексте классификации
До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с чем ее можно соотнести с континентальной моделью учета и отчетности.
На данном этапе работа
по совершенствованию
Основной целью
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Основными функциями федерального органа определены:
Федеральный орган разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.
Законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в соответствии с Федеральным законом.
Нормы, содержащиеся в других
федеральных законах и
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов по бухгалтерскому учету (табл. 1.1).
Первый уровень системы документов составляют законодательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.
В международной практике к таким документам относятся либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской деятельности. Применительно к условиям России - это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г., Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» № 222-ФЗ от 29 12 95 г., Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.96г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95г. и другие федеральные законы.
Принятый Федеральный
закон о бухгалтерском учете
подтвердил обязательность ведения
бухгалтерского учета во всех организациях
(коммерческого и
К первому уровню системы относятся также другие законодательные акты, указы президента и постановления правительства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его постановку
Особое место в системе
нормативного регулирования занимает
Положение по ведению бухгалтерского
учета и отчетности в Российской
Федерации, утвержденное приказом Министерства
финансов от 29 июля 1998 г. № 34н. Ввиду
значимости содержащихся в нем норм
Положению предполагалось придать
статус документа первого уровня
системы. Однако оно не было утверждено
правительственным
Таблица 1.1.
Система нормативно-правового регулирования учета в России
Уровень регулирования |
Источники регулирования |
Документы, регулирующие учет |
Область воздействия |
Первый – законодательный |
Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Арбитражный суд |
Конституция РФ; ГК РФ; ФЗ «О бухгалтерском учете»; Налоговый Кодекс, решения Арбитражного суда; Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета |
Второй – нормативный |
Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти |
Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов |
Регулируют общие принципы
организации и ведения |
Третий – методический |
Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти, государственный таможенный Комитет, МНС РФ |
План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной |
Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т. П. |
Четвертый – учетный |
Управленческий персонал организации, консалтинговые фирмы |
Документы, регулирующие учетную политику организации |
Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из рганифики деятельности организации, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников |
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [7]. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает:
ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;
ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда»;
ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
ПБУ 5/01 «Учет материально-
ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»;
ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
ПБУ 11/08 «Информация об аффинированных лицах»;
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;
ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»;
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности».
ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений»
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, рганизациионно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.
К третьему уровню относятся
инструкции и методические указания,
разрабатываемые и вводимые в
действие в разрезе отдельных
Положений по бухгалтерскому учету.
Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет
основных средств» Министерством финансов
РФ утверждены Методические указания
по бухгалтерскому учету основных средств,
устанавливающие правила
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т. Д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Сведения, полученные в ходе
ведения бухгалтерского учета и
подготовки бухгалтерской отчетности,
могут служить исходными
ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопросы к теме: