Методичка по бухгалтерскому учёту

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, методичка

Описание работы

Понятие, функции, задачи бухгалтерского учета. Понятие, строение бухгалтерского баланса. Понятие бухгалтерского счета.

Работа содержит 1 файл

БУФУ.docx

— 237.48 Кб (Скачать)

Предприятие, осуществляя  организацию бухгалтерского учета:

  • самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий хозяйствования;
  • определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующие или вновь разработанные МФ или министерствами и ведомствами формы и методы при соблюдении общих методологических принципов, устанавливаемых положением;
  • разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля.

Предприятие может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и  другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

 

 

 

 

5. Регламентирующие  документы

по бухгалтерскому учету в России

 

Основы организации и  регулирования российской бухгалтерской  системы следует рассматривать  в контексте классификации мировых  учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой  выделяются две базовые модели:

  • континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
  • англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени  российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование  государственного регулирования учета  и отчетности, направленность учета  на фискальные цели, консерватизм учетной  политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании  учета. В связи с чем ее можно соотнести с континентальной моделью учета и отчетности.

На данном этапе работа по совершенствованию законодательной  базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к  разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа  и аудита.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете, как отмечено в Федеральном  законе «О бухгалтерском учете» [2], выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной  информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении  организации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

  1. подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
  2. организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Федеральный орган разрабатывает  критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете  состоит из Федерального закона, раскрывающего  правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила представления полной и  достоверной информации применительно  к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском  учете находится в ведении  Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся  на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в соответствии с Федеральным  законом.

Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие  вопросы бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности, должны соответствовать  Федеральному закону [2]. В случае возникновения  противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов по бухгалтерскому учету (табл. 1.1).

Первый уровень  системы документов составляют законодательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.

В международной практике к таким документам относятся  либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской  деятельности. Применительно к условиям России - это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г., Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» № 222-ФЗ от 29 12 95 г., Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.96г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95г. и другие федеральные законы.

Принятый Федеральный  закон о бухгалтерском учете  подтвердил обязательность ведения  бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого  характера), сформулировал общие  положения о бухгалтерском учете  и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую  документацию и его отчетность, определил  ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.

К первому уровню системы  относятся также другие законодательные  акты, указы президента и постановления  правительства, затрагивающие в  той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или  косвенно) его постановку

Особое место в системе  нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 г. № 34н. Ввиду  значимости содержащихся в нем норм Положению предполагалось придать  статус документа первого уровня системы. Однако оно не было утверждено правительственным постановлением и формально не обладает данным статусом.

Таблица 1.1.

Система нормативно-правового  регулирования учета в России

 

Уровень

регулирования

Источники

регулирования

Документы,

регулирующие учет

Область воздействия

Первый – 

законодательный

Парламент РФ, Президент  РФ, Правительство РФ, Арбитражный  суд

Конституция РФ; ГК РФ; ФЗ «О бухгалтерском учете»; Налоговый  Кодекс, решения Арбитражного суда; Указы Президента и постановления  Правительства РФ, Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ

Устанавливают единые правовые и методические основы организации  и ведения бухгалтерского учета

Второй – 

нормативный

Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти

Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов

Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской  отчетности, правила и порядок  учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения

Третий – 

методический

Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти, государственный таможенный Комитет, МНС РФ

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и  указания

Определяют схему регистрации  и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок  проведения инвентаризаций и т. П.

Четвертый – 

учетный

Управленческий персонал организации, консалтинговые фирмы

Документы, регулирующие учетную  политику организации

Выбор форм и методов ведения  учета и отчетности исходя из рганифики деятельности организации, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников


 

Документы второго  уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [7]. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает:

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;

ПБУ 2/08 «Учет договоров  строительного подряда»;

ПБУ 3/2000 «Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/01 «Условные факты  хозяйственной деятельности»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/08 «Информация об аффинированных лицах»;

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

ПБУ 13/2000 «Учет государственной  помощи»;

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 15/01 «Учет займов и  кредитов и затрат по их обслуживанию»;

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы»;

ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;

ПБУ 20/03 «Информация об участии  в совместной деятельности».

ПБУ 21/08 «Изменения оценочных  значений»

 

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, рганизациионно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

К третьему уровню относятся  инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в  действие в разрезе отдельных  Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет  основных средств» Министерством финансов РФ утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности  погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации  их учета.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно действующему законодательству организации на основе принципов  и методов, закрепленных в нормативных  актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации  учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают  рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и  т. Д.

Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок  подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и  подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными  для налоговых расчетов. Вместе с  тем законодательные и иные нормативные  акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

 

 

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ  И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Вопросы к теме:

  1. Бухгалтерский учет как отрасль научных знаний
  2. Предмет бухгалтерского учета
  3. Метод бухгалтерского учета
  4. Требования к бухгалтерскому учету

Информация о работе Методичка по бухгалтерскому учёту