Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, методичка
Понятие, функции, задачи бухгалтерского учета. Понятие, строение бухгалтерского баланса. Понятие бухгалтерского счета.
Учет на забалансовых счетах ведется путем простой (не двойной) записи операций, т. е. без корреспонденции с другими счетами.
Поступление средств записывается на дебет забалансовых счетов, а выбытие - на кредит. Остаток на этих счетах может быть только дебетовым, показывающим наличие средств, временно находящихся на предприятии.
2. План счетов бухгалтерского учета
В целях более удобного
пользования счетами они
В перечне наряду с наименованием
каждого счета указывается его
Счета зашифрованы по серийному способу шифровки двузначными номерами (от 01 до 99). При этом способе на каждый раздел (группу счетов) перечня отводится отдельная серия порядковых номеров. Каждая серия содержит резервные номера для могущих впоследствии возникнуть в данном разделе новых счетов.
Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета с указанием их шифров, называется планом счетов.
План счетов содержит перечень всех счетов, которые могут быть задействованы на том или ином предприятии. Кроме синтетических счетов (счетов 1-го порядка), в плане счетов используются субсчета (счета 2-го порядка). По своему характеру они находятся между синтетическими и аналитическими (счетами 3-го порядка) счетами. Взаимосвязь между ними можно отразить следующей схемой (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Схема связи счетов
Аналитические счета в план счетов не включаются. К плану счетов прилагаются инструкция по его применению. В ней дается экономическая характеристика счетов и их корреспонденции между собой.
Структура планов счетов время
от времени изменяется в связи
с изменениями условий
С 1 января 2001 года в отраслях
материального производства действует
новый План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Основными факторами, предопределившими
пересмотр плана счетов в 2001 году,
являются: упрочение рыночных отношений
в народном хозяйстве; развитие методики
бухгалтерского учета; активная работа
по гармонизации российских правил бухгалтерского
учета с международно-
Названные причины обусловили цели изменения системы счетов. Эти изменения должны обеспечить: 1) более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации; 2) рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни; 3) значительное снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с МСФО.
В основу построения Плана счетов 2001г. положены следующие подходы:
План счетов 2001 г. базируется на следующих принципах:
В основу группировки счетов
положены цели и задачи, стоящие
перед бухгалтерским учетом и
отчетностью, и экономические особенности
учитываемых объектов бухгалтерского
наблюдения. Основная цель выражена в
выявлении финансового
В каждом разделе плана
отражены экономически однородные виды
имущества, обязательств, фондов, резервов
и производственно-
ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ЕЕ
ФОРМЫ И РЕКВИЗИТЫ
Вопросы к теме:
Литература: 5. 7
1. Понятие бухгалтерской документации,
ее формы и реквизиты
Юридическая полноценность и доказательная достоверность получаемой в бухгалтерском учете информации основана на документальном подтверждении каждой хозяйственной операции, отражаемой на счетах.
Бухгалтерским документом следует называть любой материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить совершившиеся хозяйственные операции и право на их совершение.
Сведения, содержащиеся в
документе и обеспечивающие ему
правильное отражение операции и
юридическую доказательную
К числу обязательных реквизитов относятся:
Первичные документы принимаются
к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной
Документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.
В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на типовые и специализированные.
Типовыми называются формы документов, предназначенные для регистрации однородных, широко распространенных операций (требование, накладная и т. д.).
К специализированным относятся формы документов, служащие для регистрации операций специального узкоотраслевого характера (на обувных фабриках - карта закройщика).
Важнейшими требованиями к документации являются их унификация и стандартизация.
Под унификацией понимается установление единых типовых форм документов для первичной регистрации однородных операций в масштабе отрасли или народного хозяйства.
Под стандартизацией документов понимается установление определенных размеров (форматов) бланков документов (А6 – 101x144 мм; А5 – 144x203 мм; А4 – 203x288 мм).
Унификация и стандартизация документов играют большую роль в упрощении, удешевлении качества учета.
2. Классификация бухгалтерских документов
Чтобы облегчить изучение документов, их необходимо классифицировать. Классификация документов строится по следующим признакам: назначению, порядку составления, способу охвата, месту составления (табл. 8.1.).
Распорядительные это такие документы, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хозяйственной операции. Так, заработную плату за очередной отпуск выплачивают лишь в том случае, если есть приказ о предоставлении данному работнику отпуска, получить деньги с расчетного счета можно только при наличии письменного указания работников, распоряжающихся на данном предприятии денежными средствами - директора и главного бухгалтера.
К числу распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, чеки, платежные поручения, ордера, требования, доверенности и т. п.
Оправдательные (исполнительные) документы, оформляющие уже произведенные операции, составляются в момент совершения операций и представляют собой первый этап их учетной регистрации. Примером могут служить: накладные, акты сдачи-приемки ценностей, квитанции, платежные ведомости, требования, отчеты и т. п.
Таблица 8.1.
Схема классификации документов
Признаки классификации |
Вид документов |
Краткая характеристика |
1. По назначению |
Распорядительные |
Содержат распоряжение о выполнении операций (доверенность, расходный ордер...) |
Оправдательные (исполнительные) |
Оформляют уже произведенные операции (накладные, квитанции, требования, акты приемки-сдачи...) | |
Бухгалтерского оформления |
Документы, составляемые работниками бухгалтерии для облегчения записи операций по счетам (калькуляция, распределительные ведомости, справки на испр. ошибки...) | |
Комбинированные |
Сочетают несколько видов
документов (распорядительно- | |
2. По порядку составления |
Первичные (простые) |
Оформляющие операцию в момент ее совершения (кассовые ордера, счета, требования...) |
Сводные |
Сводка данных нескольких первичных документов | |
3. По способу охвата |
Разовые |
Оформляемые в один рабочий прием и сразу же после составления могущие служить основанием для бухгалтерских записей |
Накопительные |
Оформляются за несколько рабочих приемов в течение определенного времени | |
Группировочные |
Отражают хозяйственные операции, сгруппированные по тем или иным признакам (по видам затрат, по расходу материалов со складов и т. д.) | |
4. По месту составления |
Внешние |
Поступают от других предприятий (счета-фактуры поставщиков, платежные поручения дебиторов...) |
Внутренние |
Составляются внутри предприятия (требования, ведомости по зарплате, кассовые ордера...) |