Методичка по бухгалтерскому учёту

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, методичка

Описание работы

Понятие, функции, задачи бухгалтерского учета. Понятие, строение бухгалтерского баланса. Понятие бухгалтерского счета.

Работа содержит 1 файл

БУФУ.docx

— 237.48 Кб (Скачать)

В данном примере из журнала-ордера №1 по кредиту счета «Касса» перенесен  итог в сумме 31681 тыс. руб. и проставлен в графу «Оборот по кредиту» счета  «Касса».

Последние две графы счетов Главной книги под общим заголовком «Сальдо» предназначены для записи остатков по счетам, которые выводятся  в них ежемесячно на основании  остатка на начало месяца и итогов оборотов дебета и кредита счета  за месяц.

Так, по счету «Касса»  остаток наличных денег в кассе  составлял на 1 января 17 тыс. руб., а  на 1 февраля - 12 тыс. руб., который получился  путем следующего расчета: 17 + 31676 - 31681 = 12 тыс. руб.

После записи итогов всех журналов-ордеров  в счета Главной книги в  ней будут собраны все дебетовые  и кредитовые обороты и остатки  по счетам за отчетный период.

Расшифровка кредитового  оборота отражается в журналах-ордерах  по соответствующему счету, а в Главной  книге приводится расшифровка дебетового оборота этого же счета.

При отсутствии ошибок в  счетных записях итог оборотов по дебету и кредиту будет одинаковым.

По окончании записей  в Главной книге, их взаимопроверки и контроля составляется баланс, причем основным источником для составления  баланса является Главная книга.

Регистры аналитического учета при этой форме ведутся  только в порядке исключения по тем  операциям, по которым имеется большое  количество лицевых счетов (карточки учета основных средств, ведомости  учета затрат на производство...).

На протяжении более трех десятилетий журнально-ордерная форма  учета была наиболее распространенной. Однако постепенно и со значительными  трудностями идет становление и  развитие следующих форм:

  • автоматизированной формы на крупных предприятиях,
  • журнальной, книжной и других форм учета на небольших пред приятиях,
  • простой формы учета для предприятий малого бизнеса.

В последнее время на рынке  программных продуктов стремительно растет количество разработок по автоматизации  бухгалтерского учета. Предлагаемые программы  весьма различаются как по идеологии, так и по их сложности в освоении и эксплуатации. Различны и возможности  тех или иных систем. При выборе варианта автоматизации учета на конкретном предприятии надо исходить как из требования обеспечения полноценного учета, так и из возможностей предприятия, подготовленности кадров к работе с  той или иной системой.

 

Все системы можно разбить  на два класса:

  • функциональные, представляющие собой набор отдельных модулей (от 5 до 20) для автоматизации отдельных видов учетных работ;
  • универсальные, охватывающие весь комплекс учетных работ или их существенную часть.

И функциональные, и универсальные  программы основываются на двух подходах к ведению бухгалтерского учета:

  • инструментальный подход: предполагает хорошее владение навыками программирования пользователей. Программы имеют большую независимость от изменений законодательства, форм отчетности и т. д., т. е. свободно перенастраиваются;
  • проблемно-ориентированный: эти программы более просты и удобны в эксплуатации.

В последнее время наблюдается  переход от АРМ к созданию вычислительных сетей. Все большее развитие получают программы, работающие в рамках локальных  вычислительных сетей. Здесь также  просматриваются два подхода  к ведению бухгалтерского учета.

Первый основан на воспроизводстве традиционной технологии пораздельного ведения бухгалтерского учета. При этом остается проблема состыковки журналов-ордеров, ограничен доступ к первичной информации.

Второй подход реализует ведение бухгалтерского учета в «реальном» масштабе времени, но требует существенных затрат, более длительных сроков внедрения, жесткой организации и дисциплины труда в бухгалтерии.

При выборе той или иной программы следует учитывать  следующие моменты:

  • особенности освоения и запуска программы в эксплуатацию. Выбираемая программа должна основываться на понятной вам методике, иметь полную и понятную документацию, не перегруженную лишними сведениями, быть «дружественной», т. е. простой в управлении и настройке;
  • особенности эксплуатации программы. Программа должна быть удобной в эксплуатации - обеспечивать быстроту подготовки документов, регистрации проводок, ввода однотипных документов, легкость анализа введенных проводок, оперативность исправления допущенных ошибок, иметь набор стандартных отчетных форм, генератор формирования произвольных отчетных форм;
  • особенности структуры плана счетов. Любая программа начинается с настройки справочника (плана) счетов. Изучение его структуры позволяет определить возможности той или иной системы;
  • особенности регистрации бухгалтерских проводок. Любая программа должна обеспечивать регистрацию бухгалтерских проводок. Здесь имеется два подхода. Первый основан на введении проводок, второй на введении информации по документам с автоматическим формированием проводки;
  • особенности формирования различных оперативных сводок и отчетных форм. Получение документов является конечной целью любой системы, способной формировать либо только стандартные документы, либо настраиваться под меняющееся законодательство;
  • особенности организации учета в самостоятельных модулях для учета массовых операций (движение ТМЦ, ОС...).

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

2.1. Бухгалтерский  аппарат, его структура и функции

 

Первичными звеньями бухгалтерского учета являются бухгалтерии предприятий, организаций и учреждений. Работа бухгалтерского аппарата определяется и регулируется Положением о главных  бухгалтерах. Бухгалтерия является, как правило, самостоятельным структурным  подразделением предприятия, отдельной  его частью и возглавляется главным (старшим) бухгалтером.

Структура, объем работ  бухгалтерии зависят от характера  и объема деятельности конкретного  предприятия (организации), степени  оперативной самостоятельности  отдельных частей хозяйства и  уровня механизации учетно-вычислительных работ. В зависимости от этого  устанавливаются число отделов (групп) в составе бухгалтерии и штат работников. Каждый работник бухгалтерии  должен иметь закрепленный за ним  участок учета и хорошо знать  должностную инструкцию, в которой  изложены его права и обязанности, а также сроки выполнения работ.

На предприятии учет может  быть организован по одному из двух принципов: децентрализации и централизации учетных работ. В первом случае полный цикл учетных работ осуществляется непосредственно в структурных подразделениях предприятия. Во втором - весь аппарат сосредоточен в одной бухгалтерии. Это - более совершенная форма организации учетных работ. В составе централизованных бухгалтерий создаются отделы, секторы и группы, организуемые по функциональному признаку:

  • учет производства,
  • учет готовой продукции и реализации, учет сырья, материалов и основных средств, учет расчетов с рабочими и служащими, учет капитальных вложений,
  • по учету денежных средств и расчетов,
  • составление баланса, отчета и анализа и т. д.
  • учетная работа на предприятии проводится по графику, который разрабатывается бухгалтерией и утверждается руководителем предприятия. Никакие отклонения от него не должны допускаться.

 

 

2.2. Права и обязанности  главного бухгалтера

 

Главный бухгалтер предприятия, учреждения назначается или освобождается  от должности руководителем и  подчиняется непосредственно руководителю предприятия, учреждения. В своей  деятельности главный бухгалтер  руководствуется Положением о главных (старших) бухгалтерах, нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, законодательными актами и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них общих методологических принципов бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные  сроки бухгалтерской отчетности, осуществление экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения.

Главный бухгалтер подписывает  совместно с руководителем предприятия, учреждения документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а  также расчетных, кредитных и  финансовых обязательств и хозяйственных  договоров. Указанные документы  без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и  к исполнению не принимаются. Право  подписи может быть предоставлено  лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия, учреждения.

Главному бухгалтеру предприятия, учреждения запрещается принимать  к исполнению и оформлению документы  по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.

О таких документах главный  бухгалтер письменно сообщает руководителю предприятия. При получении от руководителя предприятия письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер  исполняет его, но всю полноту  ответственности за незаконность совершенных  операций несет руководитель предприятия.

С главным бухгалтером  согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных  лиц (кассиров, зав. складами и др.). При  освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, в процессе которой  проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем  предприятия, учреждения.

 

 

2.3. Правовое, методическое  и информационное обеспечение

бухгалтерского  учета

 

Бухгалтерский учет в своей  практической деятельности, прежде всего, обеспечивает соблюдение законодательных  и нормативных актов, составляющих правовую основу бухгалтерского учета, и его регулирование, принципы организации  учета и контроля, а также их информационное обеспечение.

Методологическое руководство  бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ издает положения, инструкции и другие нормативные документы.

В информационное обеспечение  бухгалтерского учета входит три  основных компонента:

  • техническое обеспечение (машины),
  • математическое обеспечение (программы),
  • собственно информационное обеспечение (документы, периферийные устройства и т. д.).

 

 

ТЕМА 11. БУХГАЛТЕРСКАЯ  ОТЧЕТНОСТЬ

 

Вопросы к теме:

 

  1. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.
  2. Порядок составления и представления отчетности.
  3. Содержание отчетности на предприятиях рыночно развитых стран

 

Литература: 5. 8

 

 

1. Состав и содержание  бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущественное  и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной  деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

При помощи отчетности решается несколько важных задач, связанных  с использованием учетной информации для управления:

  • обеспечивается фильтрация, агрегирование и систематизация информации, выбираются существенные для управления показатели, устраняется избыточная информация;
  • выдается сигнал рассогласования фактического состояния хозяйственной деятельности с запланированными и отражаются отклонения от плана;
  • обеспечивается необходимое разнообразие информации для постоянно возобновляющегося процесса обоснования и составления планов на предстоящие периоды;
  • обеспечивается удобное и продолжительное хранение учетной информации.

Бухгалтерская отчетность классифицируется по периодичности составления, по степени  обобщения отчетных данных.

По периодичности составления различают месячную, квартальную и годовую отчетность.

По степени  обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые предприятиями, и сводные, которые составляются вышестоящими организациями на основании первичных отчетов.

Типовые формы бухгалтерской  отчетности и инструкции о порядке  заполнения этих форм разрабатываются  и утверждаются Министерством финансов РФ.

Промежуточная (месячная и  квартальная) отчетность включает Бухгалтерский  баланс - форма № 1 и Отчет о  прибылях и убытках - форма № 2.

Информация о работе Методичка по бухгалтерскому учёту