Маркетинговый анализ деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и комплексном исследовании проблем маркетингового анализа деятельности предприятия, а также их решения на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр Алтайхимпром», путем выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В процессе исследования использовались научная литература и публикации отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, отчетные данные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА 7
1.1 Основные принципы маркетинга и понятие маркетингового анализа 7
1.2 Методология маркетингового анализа 11
1.3 Роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений 14
1.4 Особенности проведения маркетинговых исследований в сфере услуг 19
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПЛЕКСНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «АЛТАЙХИМПРОМ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ внешней и внутренней среды 37
2.3 Основные предложения по улучшению структуры управления и организации маркетинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

курсовик КЭА.doc

— 680.00 Кб (Скачать)
align="justify">Таблица 2.2.6 – Расчет показателей эффективности рекламы

№ п/п Показатели Ед. изм. 2007           год 2008           год 2009         год Отклонение
Абсолютное (руб.)  Относительное                   (%)
2008-2007гг 2009-2008гг 2008-2007гг 2009-2008гг
1 Объем реализации услуг тыс.руб. 18800 26130 34339 7330 8209 138,99 131,42
2 Затраты на рекламу тыс.руб. 15 238 493 223 255 1586,67 207,14
3 Рекламоотдача (п.1/п.2)  руб. 1253,33 109,79 69,65 -1143,54 -40,14 8,76 63,44
4 Рекламоемкость (п.2/п.1)  руб. 0,001 0,009 0,014 0,008 0,005 1141,57 157,62

     Из  данных таблицы  видно, что рекламные расходы в санатории увеличились, общая сумма за 2008 год возросла на 223 тыс.руб., и составила 238 тыс.руб. В 2009 году рекламные расходы увеличились в 2,07 раза больше , чем в предыдущем году и составляют 493 тыс. руб. Данные цифры характеризуют изменение направленности рекламы как положительный фактор рекламной деятельности предприятия.

     Как видно из таблицы 2.2.6, рост расходов на рекламу сопровождался ростом объема реализации услуг. Однако темпы  роста объема реализации значительно ниже роста расходов на рекламу, соответственно рекламоотдача уменьшилась,  а рекламоемкость увеличилась. Такое увеличение расходов на рекламу при низкой их отдаче говорит о том, что при проведении рекламной компании были использованы более дорогие средства рекламы, такие как размещение объявлений на радио, участие в выставках, которые не использовались ранее. Конечно же проведение таких мероприятий не дают немедленной отдачи, однако в дальнейшем они могут быть ориентированы на успех.

     Таким образом, проведенный анализ маркетинговой среды ООО «КОЦ Алтайхимпром» позволил изучить потребительский спрос на медицинские услуги, оценить конкурентоспособность услуг и эффективность работы отдела менеджмента.

    2.3 Основные предложения по улучшению  структуры управления и организации маркетинговой деятельности

     Проведенный анализ деятельности предприятия и  структуры рынка позволяет достаточно точно определить направления совершенствования  маркетинговой деятельности ООО  «КОЦ Алтайхимпром», совершенствование  организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.

     Исследование  организации маркетинга на предприятии, позволяет сделать вывод о том, что в санатории целесообразно начинать перестройку организационной структуры управления маркетингом с усиления роли отдела продаж и расширения числа функций, им выполняемых. Работники этого отдела хорошо знакомы с потребителями продукции предприятия, а так же с продукцией конкурентов, у них есть опыт работы в соответствующей отрасли.

     На начальном этапе перестройки деятельности предприятия на принципах маркетинга целесообразно выделить группу маркетинга из отдела продаж, преобразовав её в отдел, и назначить начальника отдела маркетинга. Отдел маркетинга должен подчиняться непосредственно Генеральному директору. В структуру маркетинговой службы рекомендуется включить специалистов, непосредственно работающих с клиентами, которые будут разрешать проблемы клиентов и способствовать удовлетворению их пожеланий. Для персонала маркетингового отдела может быть разработана система поощрений в зависимости от удовлетворения клиентов, а так же за привлечение новых клиентов. В своем новом составе отдел маркетинга начинает отвечать за реализацию всех основных функций маркетинга. Сформированная таким образом система маркетинга должна обеспечивать выполнение функций, охватывающих весь комплекс маркетинга, в том числе изучение рынка, товарную и ценовую политику, продвижение продукции и ее сбыт.

     Основные  принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга в ООО «КОЦ Алтайхимпром», следующие:

  • служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения (отдела);
  • отдел маркетинга имеет в своем составе специалистов (маркетологов), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании.

     Для функционирования и успешного решения  поставленных задач необходима серьезная  подготовка кадров. Службу необходимо укомплектовать квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами и создать приемлемые условия для работы. Этому вопросу должно уделяться большое внимание, специалисты должны постоянно повышать свою квалификацию и обмениваться опытом со специалистами других предприятий.

     Функциональные обязанности сотрудников службы маркетинга:

  1. Директор по маркетингу руководит отделом маркетинга компании, организует и управляет всей деятельностью компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта.
  2. Специалист по маркетинговому планированию и контролю - отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании, осуществляют контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями компании, которые структурно не входят в состав отдела маркетинга.
  3. Специалист по маркетинговым исследованиям  - отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований. При этом сферой исследований может выступать любой элемент, как внешней, так и внутренней маркетинговой среды предприятия.
  4. Специалист по экономическому анализу и ценовой политики - осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия и определяют ценовую политику компании, политику скидок, составляют прайс-листы компании.
  5. Специалист по рекламе и стимулированию сбыта – осуществляет  планирование, организацию и контроль рекламной деятельности компании и деятельности в области стимулирования сбыта.

     Следующим шагом в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью в  санатории «Химик» – подготовка и обучение специалистов маркетингового отдела, т.е. приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков. Чтобы изучение и анализ спроса на услуги санатория были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса. Для этого нужно провести сегментирование рынка, затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании, поэтому отделу маркетинга необходимо вести учет спроса по каждому виду медицинской услуги. Также для того, чтобы  улучшить маркетинговую деятельность на предприятии  можно предложить в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную  программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований  учитывались централизованно, и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цен на услуги санатория «Химик». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке медицинских услуг и реагировать на изменения, происходящие на рынке.

     Подведем  итоги  в заключение второй главы. Проводя маркетинговый анализ деятельности ООО «КОЦ Алтайхимпром» были проанализированы основные экономические показатели, изучена структура и организация маркетинга в санатории. Руководство санатория совместно с менеджерами постоянно отслеживают события, происходящие во внешней среде, проводится усиленный анализ конкурентной среды. Маркетинговая деятельность санатория имеет огромные возможности. В рамках маркетинговой деятельности осуществляются следующие задачи: комплексное изучение рынка; выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей; планирование цен;  разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; планирование и осуществление сбыта; разработка мер по совершенствованию управления и организацией производства.

      Для совершенствования структуры организации  в санатории «Химик» и повышения эффективности маркетинговой деятельности предложены рекомендации: организовать единую службу маркетинга, разработать мероприятия по созданию системы обучения и специальной компьютерной программы, с целью централизованного учета всех изменений на рынке медицинских услуг. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Рыночная  экономика требует адекватной ей системы управления и в условиях рыночных отношений важнейшим фактором успеха становиться непрерывное совершенствование теории и практики управления. Позицию одной из ведущих функций стратегического управления объективно занимает маркетинг. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование.

     Маркетинговый анализ – важнейший составной элемент процесса управления маркетинговой деятельностью, который снабжает информацией все этапы процесса управления и является детализированным исследованием внутренней и внешней среды предприятия, его сильных и слабых сторон. Среди основных инструментов маркетингового анализа следует назвать: технико-экономический анализ деятельности предприятия, анализ макро и микросреды предприятия, маркетинговые исследования рынка.

     В современной рыночной среде ни одно  предприятие не может обойтись без  проведения конкурентной оценки и анализа, а значит, и без службы маркетинга. Важен сам принцип: за маркетинговую стратегию и рыночное позиционирование компании должны отвечать специально обученные высокопрофессиональные люди. Объективная оценка конкурентов не только позволяет не совершать необдуманных действий относительно ценообразования, но и в большинстве случаев помогает вводить в ассортимент новые интересные позиции, находить нетривиальные конкурентоспособные решения в области сбыта. Любая компания должна одновременно видеть перспективы развития и наблюдать за деятельностью лучших друзей – ключевых конкурентов на рынке.  

     Первая  глава курсовой работы раскрывает теоретические  аспекты маркетингового анализа, его  роль в принятии управленческих решений, актуальность маркетингового анализа в современных условиях хозяйствования.

     Вторая  глава посвящена анализу маркетинговой  деятельности на предприятии ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром», где проанализированы основные производственно-экономические показатели деятельности организации, изучена взаимосвязь предприятия с внешней средой и маркетинговая политика предприятия, и предложены рекомендации повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

     Целью курсовой работы являлось изучение теоретических аспектов маркетингового анализа, проведение комплексного исследования маркетингового анализа на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр «Алтайхимпром», и на основе проведенных исследований разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия. Цель данной курсовой работы достигнута.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
     
  1. Барышева, Н.А. Методика формирования системы маркетинговых показателей в сфере услуг / Н.А.Барышева // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. - №3. – С.252-257.
  2. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е.  Басовский М.: ИНФРА – М, 2001. – 219 с.
  3. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – М.: КНОРУС, 2007.
  4. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
  5. Бендина, Н.В. Система маркетинговых исследований // Маркетинг / автор-составитель Н.В. Бендина. - М., 2007.
  6. Березин, И.П. Маркетинговый анализ / И.П. Березин. - Издательство Интел-Синтез, 2004. – 351с.
  7. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2002. – 296с.
  8. Галицкий, Е.Б. Методы маркетинговых исследований / Е.Б. Галицкий. Издательство: Институт Фонда Общественное мнение, 2004. – 398с.
  9. Глазов, М.М., Фирова И.П. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика / М.М. Глазов, И.П.  Фирова. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2004.
  10. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П.  Голубков. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000. - 464 с.
  11. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2007. - 688 с.
  12. Данько, Т.П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  13. Дибб, С. Практическое руководство по сегментации рынка / С. Дибб, Л.Симкин - Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
  14. Дойль, П. Управление маркетингом и стратегия / П. Дойль. Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 552с.
  15. Завгородняя, А.А. Маркетинговое планирование / А.А. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. – СПб.: Питер, 2002.
  16. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга. – изд. 2-е, перераб. и доп. 2000. – 256 с.
  17. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 698 с.
  18. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник / Б.Г.  Литвак. - М.: Дело, 2000.-392с.
  19. Малков, М.И. Оценка эффективности маркетинговых исследований / М.И.Малков // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. - №2. – С.144-146.
  20. Маркетинг: Учебник /, Т.А. Тарасевич, Г.Анн; Под ред. Г.Л. Багиева. – 3 -е изд., - СПб.: Питер, 2006. – 876 с.
  21. Моисеева, Н.К.Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. Учебное пособие для ВУЗов / Н.К. Моисеева. - М.: - 2003.
  22. Петушков, А.В. Организация службы маркетинга / А.В. Бурцев // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2008. - №6. – С.523-526.
  23. Федько, В.П. Маркетинговые исследования / В.П. Федько. - Ростов-на-Дону, 2002.
  24. Шаповалов, В.А. Маркетинговый анализ / В.А. Шаповалов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с.

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности организации