Маркетинговый анализ деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и комплексном исследовании проблем маркетингового анализа деятельности предприятия, а также их решения на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр Алтайхимпром», путем выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В процессе исследования использовались научная литература и публикации отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, отчетные данные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА 7
1.1 Основные принципы маркетинга и понятие маркетингового анализа 7
1.2 Методология маркетингового анализа 11
1.3 Роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений 14
1.4 Особенности проведения маркетинговых исследований в сфере услуг 19
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПЛЕКСНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «АЛТАЙХИМПРОМ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ внешней и внутренней среды 37
2.3 Основные предложения по улучшению структуры управления и организации маркетинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

курсовик КЭА.doc

— 680.00 Кб (Скачать)
 

     Сравнивая анализируемый период 2007, 2008, 2009 года можно сделать следующие выводы, что за 2008 год список потребителей медицинских услуг санатория «Химик» увеличился и составил 1777 человек, что на 101 человека больше в сравнении с 2007 годом. В 2009 году список потребителей медицинских услуг имеет положительный рост 2115 человек, что на 338 человек больше, чем в 2008 году. Однако наблюдается тенденция снижения в 2008 году желающих получить только лечение на 130 человек, а в 2009 значительно изменился, и составляет 650 человек. Небольшой спад произошел при реализации курсовок с питанием на 5 человек, а в 2009 году мы можем сделать вывод, что данная услуга является не выгодной для организации, где наблюдается значительное снижение по сравнению с 2008 годом – 112 человек. Курсовки с проживанием имеют не постоянный характер, в в 2008 году произошло увеличение на  11 человек, а в 2009 году спад на 3 человека. На остальные виды медицинских услуг потребность покупателя повысилась, наиболее хороший показатель имеют путевки 4 категории.

     Далее проведем анализ фактического объема реализованных услуг за 2007 – 2008 года. Согласно плановых показателей, рассчитанных экономической службой, при оптимальной плановой загрузке (70%), объем единиц составляет 33215 койко-дней в год (130 коек * 365 дней * 70%). Отталкиваясь от этих данных, следует вывод, что в 2007, 2008, и в 2009 году наблюдаются отклонения от годового планового объема реализованных услуг. Не полная загрузка в 2007 году на 9804 койко-дня (23411-33215), в 2008 году на 8979 койко-дня (24236-33215), и в 2009 году на 7588 койко-дня (25627-33215). Следовательно, недополученная выручка снижают финансовые показатели санатория. Однако в сравнении фактических показателей объема реализованных услуг заметен рост, в 2008 году на 825 койко-дня, а в 2009 году на 1391 койко-день.

     Подробно  исследовать причины повышения  и снижения показателей можно, если проанализировать произошедшие изменения:

  • по курсовкам – наблюдается снижение объема, который произошел в результате того, что санаторий в этот период времени заключил договор со страховой компанией об оздоровлении работников химического завода;
  • по курсовкам с питанием – в целом по данному виду услуги произошел спад и покупателей и объемов;
  • по курсовкам с проживанием – рост показателей говорит о личностных приоритетах покупателей, приобретая тот или иной комплекс услуг;
  • по путевкам – повышенный интерес покупателей к приобретению путевок  характерен тем, что покупая услугу по путевкам 4 категории, потребитель покупает комфортные условия проживания, следовательно, спрос на данный вид услуги увеличивается и снижается на путевки 1 категории.

     Таким образом, можно подвести итог, что в ООО «КОЦ Алтайхимпром» произошел рост потребителей и объемов реализованных медицинских услуг. Отрицательным моментом следует считать снижение потребительского спроса на такой вид услуги как курсовка с питанием. При этом руководителю совместно с отделом менеджмента необходимо пересмотреть условия проживания с целью повышения комфортности, и тем самым повышая уровень организации в целом.

     Отдельно  проанализируем платные медицинские  услуги, чтобы понять потребность  покупателя в дополнительных услугах, и как может повлиять потребительский спрос отдельных платных услуг на финансовые показатели организации (Приложение 7).

     Анализ  показал, что платные услуги санатория  «Химик» появились только в 2008 году, возможно в предыдущие годы руководство ООО «КОЦ Алтайхимпром» не предполагало, что развитие дополнительных услуг будет приносить дополнительный доход организации или не уделяло этому большое значение.

     В течение 2008-2009 года постепенно вводились платные услуги, так магнито-терапия и услуги косметологического кабинета, которые стали плавно набирать обороты и достигли высоких финансовых показателей, а именно 298230 тыс.руб. и 179033 тыс.руб., что в процентном соотношении к общей выручке от продажи платных услуг составляет 34,57% и 20,75%. Также с высокими показателями  вышла такая услуга как гирудотерапия, несмотря на то, что услуга стала функционировать только с 3-его квартала 2008 года. Сумма от реализации этой услуги составила 240255 тыс.руб. или 27,85% от общей выручки от продажи платных услуг. С наименьшими темпами роста можно охарактеризовать оставшиеся платные услуги, а именно: термокамера – 61390 тыс.руб. или 7,12%; физио – грязелечение – 68442 тыс.руб. или 7,93%; кислородный коктейль – 15366 тыс.руб. или 1,78%.

     Таким образом, несмотря на то, что дополнительные платные услуги в санатории «Химик» только начали свое развитие, потребность  покупателя в них существует, и они уже положительно оказали свое влияние на финансовые показатели организации, поэтому есть необходимость в их дальнейшем развитии.

     В процессе анализа необходимо также  выявить реальных и потенциальных конкурентов санатория «Химик». Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают или вероятно окажут значительное влияние на осуществление деятельности ООО «КОЦ Алтайхимпром».

     Работу по данным о фирмах – конкурентах специалисты отдела менеджмента  проводят систематически. При этом используются такие методы:

     1) опрос покупателей санатория «Химик», побывавшие в других санаториях Алтайского края, Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областях;

     2) вырезки из печатных источников;

     3) оформление специальных формуляров по конкурентам;

     4) сведение информации в доклады,  где выделяются группы конкурентов: прямые конкуренты и потенциальные.

     Прямые  конкуренты санатория «Химик» - это ЗАО «Курорт Белокуриха» (санатории: «Катунь», «Алтайский замок», «Сибирь», «Белокуриха»), санаторий «Рассветы над Бией», расположенный под г.Бийск, санаторий «Обь», «Энергетик», расположенных в г.Барнауле. Потенциальным конкурентом санатория можно считать ГУЗ «Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации Озеро Яровое», который находится неподалеку от санатория «Химик», т.к. расширяет свой круг предлагаемых услуг и тем самым может стать прямым конкурентом санатория.

     Чтобы оценить конкурентоспособность санатория целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов: расположение, специализация, стоимость санаторно-курортных путевок.

     Санаторий «Химик» находится на берегу чудесного  озера, которое отличается своими удивительными лечебными свойствами. Вода озера – это насыщенный солями раствор – рапа. Концентрация соли в воде настолько велика, что легко кристаллизуется на воздухе и солнце. Илово-сульфидная грязь озера Большое Яровое имеет очень сложный и разнообразный состав. В ней присутствуют различные соли натрия, хлориды, сульфаты, карбонат магния, бром, сера, микроэлементы (железо, цинк, медь). Механизм воздействия грязи на организм очень сложен. Он имеет несколько факторов: тепловой, механический, физический, химический и биологический. Целебная вода озера Большое Яровое, его уникальная целебная грязь и солнце помогают обрести утраченное здоровье.

     Санаторий состоит из двух корпусов. Первый корпус 4-х этажный, на первом этаже которого находятся лечебное отделение, фито-бар и столовая. На всех остальных этажах  расположены номера. Второй корпус одноэтажный с жилыми комнатами повышенной комфортности. На территории расположены кафе-бар, сауна с бассейном, тренажерный зал, бесплатная автостоянка. Период функционирования санатория  – круглый год, вместимость 130 человек (категории проживания «Стандарт», «Эконом»).

     Санатории, входящие в объединение ЗАО «Курорт  Белокуриха», расположены в курортной  зоне г. Белокуриха. Основной лечебный фактор, привлекающий отдыхающих – вода горячих источников, относящихся к группе азотно-кремнистых радоносодержащих термальных вод. Поэтому не случайно в Белокурихе ежедневно проходит лечение более 5000 человек, а курорт расширяется и быстрыми шагами приближается к уровню европейского курорта. Все санатории ЗАО «Курорт Белокуриха» классического типа с многоэтажными корпусами, собственными лечебными отделениями, развитой инфраструктурой и номерами от приличных стандартных до эксклюзивных апартаментов. Период функционирования санаториев  – круглый год, вместимость каждого из них различна:

  1. Санаторий «Алтайский Замок» - вместимость 148 человек (категории проживания «Стандарт», «Полулюкс», «Люкс»).
  2. Санаторий «Белокуриха» - вместимость 800 человек (категории проживания «Стандарт», «Студия», «Люкс» 1, 2 класса).
  3. Санаторий «Сибирь» - вместимость 400 человек (категории проживания «Стандарт», «Студия», «Люкс» - 1,2 класса).
  4. Санаторий «Катунь» - вместимость 400 человек (категории проживания «Стандарт»2 категории, «Стандарт» 1 категории, «Студия», «Люкс» 1,2 класса).

     Санаторий «Рассветы над Бией» относительно новый, расположен он в предгорной зоне на берегу реки Бии, у старинного форпоста Стан – Бехтемир. Работа санатория построена на основе использования местной воды «Серебряный ключ», местных голубых серебросодержащих лечебных глин и использования обширных возможностей траволечения. Санаторий «Рассветы над Бией» функционирует круглогодично и рассчитан на 130 мест в летнее время и на 80 мест в зимнее время (категория проживания «Стандарт» и «Полулюкс»), имеет 2 корпуса киноконцертный зал, библиотеку, кабинет ЛФК с тренажерами.

     Санатории г.Барнаула «Обь» и «Энергетик»  расположены в живописной части  города Барнаула (сосновый и ленточный  бор). Санаторий «Обь» имеет пятиэтажный  спальный корпус на 170 человек (категория проживания - «Стандарт» и «Люкс»), соединенный с лечебно-диагностическим корпусом, имеется комплекс аквотермотерапии (бассейн с каскадом, кипящий бассейн, восточная баня), плавательный бассейн, фито-бар, молочная кухня. Санаторий «Энергетик» рассчитан на 100 мест, пациенты проживают в номерах повышенного комфорта «Стандарт», «Полулюкс» и номерах «Люкс», расположенных в трехэтажном здании.

       ГУЗ «Краевой центр восстановительной медицины и реабилитации Озеро Яровое» - это лечебно-профилактическое учреждение, работающее в санаторном режиме и расположено неподалеку от санатория «Химик», и как уже отмечалось выше, является потенциальным конкурентом санатория. Краевой центр одновременно может принять 200 посетителей, располагает одним  жилым корпусом и лечебным отделением, клинической лабораторией для забора анализов, тренажерным залом и ЛФК, летними домиками, на территории имеется автостоянка, детская площадка. По категориям проживания подразделяются на номера «Стандарт», «Совмещенный номер», «Улучшенный номер», «Люкс».

     Таким образом, при анализе конкурентоспособности  санатория «Химик» по фактору расположения, можно отметить, что все санатории имеют свои преимущества. Так, горы Алтая притягивают посетителей для оздоровления и лечения целебными термальными источниками, целебными травами. Озеро Яровое   считается мертвым морем Сибири из-за уникальной по своим свойствам лечебной грязи. Сосновые ленточные боры притягивают разнообразием природных форм, ведь лес – естественный воздушный фильтр. Именно многообразие живописных мест привлекает сюда туристов для интересного и полноценного отдыха.

     Во  всех санаториях в стоимость санаторно-курортной  путевки включено: комплекс лечебных процедур по показаниям и назначению врача, проживание в номере выбранной категории и питание 3-х (4-х) разовое.

     Рассмотрим  специализацию каждого из анализируемых  выше перечисленных санаториев с помощью таблицы 2.2.3

Таблица 2.2.3 – Специализация санаториев по лечению

Заболевания Санаторий   «Химик» Санаторий   «Сибирь» Санаторий   «Катунь» Санаторий   «Алтайский замок» Санаторий   «Белокуриха» Санаторий   «Рассветы над Бией» Санаторий   «Обь» Санаторий   «Энергетик» Краевой Центр  Озеро Яровое ГУЗ
Сердечно-сосудистые заболевания + + + + + + + + +
Органов пищеварения     + + + + + +  
Заболевания нервной системы + + + + + + + + +
Заболевания опорно-двигательного аппарата + +   + + + + + +
Заболевания органов дыхания + + +     + + +  
Заболевания женских половых органов   + + + +       +
Заболевания желудочно-кишечного тракта +       + +      
Заболевания кожи + + + + +       +
Заболевания мочеполовой системы + + + + + +   + +

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности организации