Маркетинговый анализ деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и комплексном исследовании проблем маркетингового анализа деятельности предприятия, а также их решения на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр Алтайхимпром», путем выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В процессе исследования использовались научная литература и публикации отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, отчетные данные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА 7
1.1 Основные принципы маркетинга и понятие маркетингового анализа 7
1.2 Методология маркетингового анализа 11
1.3 Роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений 14
1.4 Особенности проведения маркетинговых исследований в сфере услуг 19
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПЛЕКСНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «АЛТАЙХИМПРОМ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ внешней и внутренней среды 37
2.3 Основные предложения по улучшению структуры управления и организации маркетинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

курсовик КЭА.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

     На  основании приведенных расчетов можно сделать вывод, что организация не имеет финансовые возможности полностью расплатиться по своим краткосрочным обязательствам по мере наступления срока погашения долга. Единственный хороший показатель по нормам -  это абсолютная ликвидность. В 2008 году составляет 0,27, что дает возможность предприятию в будущем повысить свою платежеспособность. Однако в целом финансовое положение ООО «КОЦ Алтайхимпром» можно охарактеризовать как неустойчивое, следовательно, финансовая независимость организации снижается. 

     Крайне  важно определить соотношение выручки  и себестоимости в объеме переменных расходов. Данное соотношение позволяет прогнозировать изменение финансовых результатов в зависимости от изменения факторов (цен на сырье и материалы, услуги). Для проведения анализа динамики финансовых результатов деятельности ООО «КОЦ Алтайхимпром» за три года воспользуемся данными  

приведенные в форме № 2 «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение 4, 5, 6). Основные показатели приведены в таблице 2.1.5.

Таблица 2.1.5 – Динамика финансовых результатов деятельности предприятия

     
№ п/п Показатели 2007 год 2008 год 2009 год Отклонение               2007-2008гг Отклонение              2008-2009гг Темп  роста  2007-2008  (%) Темп  роста 2008-2009   (%)
тыс. руб. %, к итогу тыс. руб. %, к итогу тыс. руб. %, к итогу тыс. руб. %, к итогу тыс. руб. %, к итогу
А В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Выручка от реализации услуг 18800 100 26130 100 34339 100 7330 0,00 8209 0,00 138,99 131,42
2 Себестоимость услуг 16406 87,27 18350 70,23 23298 67,85 1944 -17,04 4948 -2,38 111,85 126,96
3 Валовая прибыль 2394 12,73 7780 29,77 11041 32,15 5386 17,04 3261 2,38 324,98 141,92
4 Управленческие  расходы 636 3,38 6392 24,46 10807 31,47 5756 21,08 4415 7,01 1 005,03 169,07
5 Прибыль (убыток) от продаж 1758 9,35 1388 5,31 234 0,68 -370 -4,04 -1154 -4,63 78,95 16,86
6 Прочие доходы 118 0,63 180 0,69 67 0,20 62 0,06 -113 -0,49 152,54 37,22
7 Прочие расходы 455 2,42 440 1,68 141 0,41 -15 -0,74 -299 -1,27 96,70 32,05
8 Прибыль (убыток) до налогообложения 1421 7,56 1128 4,32 160 0,47 -293 -3,24 -968 -3,85 79,38 14,18
9 Налог на прибыль  и иные платежи 318 1,69 479 1,83 117 0,34 161 0,14 -362 -1,49 150,63 24,43
10 Чистая прибыль (убыток) 1103 5,87 649 2,48 43 0,13 -454 -3,38 -606 -2,36 58,84 6,63

     По  данным таблицы можно сделать выводы, в сравнении за  2007 - 2008 года наблюдается увеличение  

выручки на 7330 тыс.руб., что составило 38,99% по сравнению с предыдущим годом. Себестоимость продукции также увеличилась на 1944 тыс. руб. и составила в 2008 году 11,85%, однако ее удельный вес по отношению к выручке снизился на 17,04%. Наблюдается увеличение валовой прибыли на 5386 тыс.руб., а управленческих расходов на 5756 тыс.руб., что привело к снижению прибыли до налогообложения на 293 тыс.руб. и чистой прибыли на 454 тыс.руб.

     В сравнении за  2008 - 2009 года наблюдается увеличение выручки на 8209 тыс.руб., что составило 31,42% по сравнению с предыдущим годом. Себестоимость продукции также увеличилась на 4948 тыс. руб. и составила в 2008 году 26,96%, однако ее удельный вес по отношению к выручке снизился на 2,38%. Валовая прибыль растет на 3261 тыс.руб., но управленческие расходы значительно увеличились на 4415 тыс.руб., дом. В 2009 году ситуация критическая - снижение прибыли до налогообложения на 968 тыс. руб., а чистая прибыль на 606 тыс.руб. или на 1060 тыс. руб. за два года.

     2.2 Анализ внешней  и внутренней среды

     ООО «КОЦ Алтайхимпром» как и любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство должно расширять и укреплять конкурентные преимущества.

     ООО «КОЦ Алтайхимпром» недавно на рынке медицинских услуг, но уже прочно укрепило свои позиции. Однако рынок медицинских услуг растёт, что ведет к увеличению конкуренции, которая вызывает необходимость поиска новых способов стимулирования сбыта услуг. Анализом проблем и поиском путей их устранения на предприятии занимается отдел менеджмента. Для принятия эффективных управленческих решений, руководство комплексного центра наряду с менеджерами по продажам постоянно отслеживают события и тренды, происходящие во внешней среде. Для этого работники отдела менеджмента используют такие информационные ресурсы как периодические издания, журналы и газеты, Интернет.

     Внешняя среда ООО «КОЦ Алтайхимпром» включает такие элементы, как потребители, конкуренты, поставщики (трудовых, финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов), банки и другие финансовые институты.

     Держать курс на потребителя и постоянно следить за тем, что ему нужно – это одна из основных задач маркетинговой деятельности, которую ставят перед собой специалисты отдела менеджмента. Менеджеры  по продажам доводят до каждого работника предприятия, какого качества потребитель хочет получить конкретный вид медицинской услуги, и какую цену он готов за это платить. Принимая решение о том, как удовлетворить нужды покупателей, отдел менеджмента в ООО «КОЦ Алтайхимпром» разрабатывает свою систему маркетинга, а именно составляется программа исследования потребностей основных групп потребителей.

     По  результатам проведенного исследования специалистами отдела менеджмента ООО «КОЦ Алтайхимпром» было установлено, что основную долю потребителей медицинских услуг в санатории «Химик» занимают иногородние покупатели, как физические, так и юридические лица, и лишь незначительную долю составляют местные жители, что скорей всего является причиной низкого уровня дохода.

     Медицинские услуги, оказываемые покупателям  в ООО «КОЦ Алтайхимпром», носят характер сезонности. Пик продаж приходится на лето, в этот период появляется огромный спрос на услуги санатория. Это связано с тем, что город Яровое является городом – курортом, а санаторий расположен в зоне курортного отдыха, поэтому число желающих пройти курс лечения в санатории и отдохнуть на берегу соленого озера из года в год увеличивается. Естественно, что и цены на услуги к летнему сезону тоже увеличиваются, в результате чего предприятие получает наибольший объем выручки, чем за весь год функционирования, и выгоду, работая при этом только с физическими лицами, т.к. они оплачивают 100% стоимости услуг. В отличие от физических лиц турфирмы, с которыми организация работает в остальное время года, а именно сентябрь – май, при перечислении денежных средств за услуги по направлению пациентов для прохождения курса реабилитационно - восстановительного лечения, забирают себе процент комиссионного вознаграждения, размер которого оговаривается в договорах. Именно благодаря турфирмам санаторий функционирует в зимний период. Поэтому наиболее  активная работа проводится с юридическими лицами (страховые компании, профсоюзы, турфирмы, прочие организации), с которыми заключаются договора о взаимном сотрудничестве по оздоровлению клиентов, направленных в санаторий «Химик». Перечень фирм, тесно сотрудничавших с организацией представлены в таблице 2.2.1. 

Таблица 2.2.1 – Фирмы, заключившие договор о взаимном сотрудничестве с ООО «КОЦ Алтайхимпром» за 2007, 2008, 2009 гг.

№ п/п Название фирмы   Адрес регистрации  фирмы
1 «Алтайский  Краевой совет профсоюзов» г. Барнаул
2 Открытое акционерное  общество «Военно-страховая компания» г. Барнаул
3 ЗАО «Краевой совет  Алтайкурорт» г. Барнаул
4 Турфирма «Робинзон» г. Барнаул
5 «Спутник БММТ» Комсомольск на  Амуре
6 ООО «Байт - Тур» Алтайский край, г. Заринск
7 ООО « АлтаЗар» г. Заринск
8 ОАО «СЗР» (слав.завод  радиоаппаратуры) Алтайский край,г. Славгород
9 ООО «НСГ «РОСЭНЕРГО» Горно-Алтайск
10 ООО «Ольга- Райзен»  г. Новосибирск
11 ОАО Страховая  фирма «Стиф» г. Новосибирск
12 ОАО «Алданзолото» Республика  Саха   (Якутия)
13 ООО «Задубровский» Белово
14 «Оренбургская страховая компания» Оренбург
15 ООО «Курортный отдых» г. Москва
Продолжение таблицы 2.2.1
16 ООО «Здравницы Алтая» г. Москва
17 ООО «Аникс - Тур» г. Бийск
18 ООО «Карта Мира» г. Иркутск
19 ООО «ТЭП «Томсктурист» г. Томск
20 ООО «Наш город» г. Томск
21 ООО «Мир» г. Томск
22 ООО «Пилигрим  Клаб» г. Тюмень
23 ООО «Фэмэли-Тур» г. Кемерово
24 ООО «Туристическая компания «Континент плюс» г. Кемерово
25 ЗАО СК «Сибирский Спас» г. Новокузнецк
26 ООО «ЗапСибремонт» г. Новокузнецк
27 ОАО  Угольная компания «Южный Кузбасс» Междуреченск

     В таблице 2.2.1 перечислены только постоянные клиенты санатория, всего же насчитывается около 100 компаний, которые сотрудничают с организацией.

     Для всех покупателей действует определенный перечень комплексов медицинских услуг, оказываемых санаторием «Химик»:

  • курсовка (набор лечебных процедур, прописанных назначением лечащего врача, без права на проживание в санатории и питания);
  • курсовка с питанием (без размещения);
  • курсовка с проживанием (без питания);
  • путевка (лечение, проживание, питание);
  • платные медицинские услуги (магнито-терапия, термокамера с рапой или пантовым концентратом, физио–грязелечение, ручной массаж, кислородный коктейль, гирудотерапия, услуги косметологического кабинета), не входят ни в один из комплексов, а приобретаются покупателями дополнительно к лечению по желанию и рекомендациям врачей консультантов.

     Проведем  анализ оказанных медицинских услуг, с помощью собранных сведений о фактическом объеме реализованных услуг по ООО «КОЦ Алтайхимпром» за 2007, 2008, 2009 года и выясним, какие из них пользуются наибольшим спросом у покупателей приведенных в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2 – Сведения о фактических объемах

наименование  услуг кол-во человек изменения (+,-) Объем реализованных  услуг
2007 год 2008 год 2009 год 2007 год 2008 год 2009 год
2008-2007 год 2009-2008 год койко-дни % к объему койко-дни % к объему койко-дни % к объему
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
курсовка 601 471 650 -130 179 5222 22,31 6363 26,25 6510 25,40
курсовка  с питанием 129 124 12 -5 -112 1828 7,81 1709 7,05 112 0,44
курсовка  с проживанием 1 12 9 11 -3 12 0,05 168 0,69 90 0,35
путевка 1 категории 121 175 291 54 116 1811 7,74 2976 12,28 3734 14,57
путевка 4 категории (стандарт) 824 995 1153 171 158 14538 62,10 13020 53,72 15181 59,24
ИТОГО: 1676 1777 2115 101 338 23411 100,00 24236 100,00 25627 100,00

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности организации