Маркетинговый анализ деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в постановке и комплексном исследовании проблем маркетингового анализа деятельности предприятия, а также их решения на примере ООО «Комплексный оздоровительный центр Алтайхимпром», путем выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В процессе исследования использовались научная литература и публикации отечественных и зарубежных специалистов по проблемам рыночной экономики, менеджмента, маркетинга и рекламы, отчетные данные предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА 7
1.1 Основные принципы маркетинга и понятие маркетингового анализа 7
1.2 Методология маркетингового анализа 11
1.3 Роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений 14
1.4 Особенности проведения маркетинговых исследований в сфере услуг 19
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОМПЛЕКСНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «АЛТАЙХИМПРОМ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ внешней и внутренней среды 37
2.3 Основные предложения по улучшению структуры управления и организации маркетинговой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

курсовик КЭА.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

     Из  проведенного анализа видно, что  санаторий «Химик» не уступает своим конкурентам по лечебным показаниям, и является серьезным конкурентом для санаториев Белокурихи и для санатория «Рассветы над Бией», что характеризует его как один из популярных санаториев благодаря отличной лечебной базе.

     Рассмотренные два фактора для покупателей, несомненно, играют большую роль при выборе санатория, особенно медицинские показания, однако стоимость санаторно-курортных услуг является немаловажным фактором, сравнение проведем с помощью таблицы 2.2.4

Таблица 2.2.4 – Стоимость санаторно-курортных путевок санатория «Химик» и его конкурентов

Наименование  услуги Санаторий   «Химик» Санатории Белокурихи Санаторий   «Рассветы над Бией» Санаторий   «Обь» Санаторий   «Энергетик» Краевой Центр Озеро Яровое ГУЗ
1 к/дн 1 к/дн 1 к/дн 1 к/дн 1 к/дн 1 к/дн
Курсовка  для взрослых 610 - - - - -
Курсовка  для детей 460 - - - - -
Курсовка  с питанием  для взрослых 740 - - - - -
Курсовка  с питанием для детей 580 - - - - -
Путевка для взрослых 4-й категории 2-х местный 980 1990 1824 1760 1400 770
Путевка для детей 4-й категории 2-х местный 770 1590 1386 1410 1200 690
Путевка для взрослых и детей 1-й категории 1 мест. 1470 2790 2646 2200 1900 1270
Продолжение таблицы 2.2.4            
Путевка для взрослых и детей 1-й категории 2 мест. 1320 5050 2979 2450 2400 1160
Путевка для взрослых и детей 1-й категории  «Люкс» 1485 6700 3027 2750 2700 1340

     Как видно из данных таблицы 2.2.4 высокая стоимость 1 койко-дня на путевку наблюдается у санаториев Белокурихи, «Рассветы над Бией», «Обь» и «Энергетик», а у санатория «Химик» низкая, и это большой плюс для потребителей медицинских услуг комплексного центра. Может быть, для кого-то низкая цена ассоциируется с низким качеством, однако проведенный выше анализ специализации санаториев показал, что в санатории «Химик» услуги высокого качества, благодаря отличной лечебной базе и высококвалифицированному персоналу. Однако, выбор покупателей может во многом зависеть и от того, какие потребности они испытывают, приобретая путевку в санаторий: проживать в комфортабельных номерах или в номере без удобств (даже если они находятся на этаже), питаться в ресторане по заказу или в столовой, провести вечер отдыха в ночном клубе или в кругу друзей.

     Все выше перечисленные и проанализированные факторы говорят о том, что санаторий «Химик» является конкурентоспособным на рынке медицинских услуг. К преимуществам можно отнести сильную лечебную базу, а к недостаткам – слабо развитую инфраструктуру и номерной фонд.

     Проведенный анализ стоимости услуг показал, что любому предприятию и в том числе санаторию «Химик» необходимо знать цены и качество услуг конкурентов, чтобы иметь возможность установить средний диапазон цен, позволяющий учитывать влияние конкурентов и их реакцию на изменение цен.

     Решая вопросы в области ценовой политики, менеджеры санатория «Химик»   устанавливают на медицинские услуги наиболее благоприятную цену с целью максимизации прибыли и завоевания доли рынка. При этом учитывают такие факторы, как: себестоимость услуг, цены на аналогичные услуги в других санаториях, уровень спроса на данный вид услуги. Главным фактором при выборе ценовой политики является себестоимость услуги, которая определяет минимально возможный уровень цены предложения, максимальная же цена определяется рыночным спросом на услуги. Поэтому при оказании медицинских услуг необходимо тщательно калькулировать затраты.

     В стоимость медицинской услуги включаются затраты:

  • оплата труда и начисления на оплату труда;
  • материальные расходы;
  • амортизация;
  • прочие расходы.

     Расходы санатория для целей калькуляции  подразделяются:

    1. Прямые:
  • заработная плата и начисления на оплату труда основного персонала;
  • материальные затраты ( медикаменты, питание);
  • доля амортизации медицинского оборудования и мягкого инвентаря потребляемые в процессе оказания услуги.
    1. Накладные:
  • затраты на оплату труда и начисления на оплату труда общеуправленческого персонала;
  • доля амортизации зданий и других основных фондов, мягкого инвентаря в административных подразделениях, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;
  • хозяйственные расходы (предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);
  • прочие расходы (на командировку, операционные, организационные и коммерческие расходы).

     Для исчисления себестоимости медицинских услуг расходы организации группируются по статьям калькуляции. Фактические расходы санатория «Химик» по статьям затрат за 2007, 2008, 2009 года представлены в (Приложении 8), приведенные в таблице данные служат основой для формирования себестоимости медицинских услуг. Сгруппируем статьи затрат и рассмотрим формирование себестоимости медицинских услуг в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5 – Себестоимость медицинских  услуг в санатории «Химик»

Наименование  услуги Зарплата, руб Начисления  на оплату труда, руб Амортизация , руб Медицинские расходы, руб Расходы на продукты, руб Общехозяйственные расходы, руб Прибыль 10%, руб Всего , руб
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Курсовка  для взрослых 214 56 18 32 - 235 55 610
Курсовка  для детей 144 35 8 14 - 217 42 460
Курсовка  с питанием  для взрослых 241 58 15 27 143 189 67 740
Курсовка  с питанием для детей 171 41 7 12 120 177 52 580
Путевка для взрослых 4-й категории 2-х  местный 341 82 28 27 143 270 89 980
Путевка для детей 4-й категории 2-х местный 278 67 17 12 120 206 70 770
Путевка для взрослых и детей 1-й категории 1 мест. 389 93 28 27 143 657 133 1470
Путевка для взрослых и детей 1-й категории 2 мест. 382 92 28 27 143 528 120 1320
Путевка для взрослых и детей 1-й категории  «Люкс» 389 93 28 27 143 670 135 1485

     Повышение цен не проводилось намеренно, т.к. проводя ценовую политику менеджерами было установлено, что на медицинские услуги может произойти снижение потребительского спроса.

     Согласно  приведенным данным в таблице 2.2.5 в себестоимость каждого вида медицинской услуги включаются затраты в сумме фактических расходов на эту услугу. Так при расчете цены на курсовки учитываются расходы по оплате труда с начислениями медицинского персонала, амортизация медицинского оборудования, расходы на медикаменты, общехозяйственные расходы и прибыль, которая обеспечивает рентабельность медицинской услуги. В расчет стоимости курсовки с питанием и путевки включаются все расходы на лечение и расходы на оплату труда работников пищеблока, обслуживающего персонала, расходы на питание, амортизация оборудования пищеблока, все хозяйственные расходы и прибыль. Таким образом, рассмотренный расчет стоимости медицинских услуг в санатории «Химик» показывает, что с целью обеспечения выживаемости предприятия, цены установлены на уровне фактической себестоимости, и дополнительно включается прибыль в размере 10%. Применение такой ценовой политики можно считать конкурентоспособной, т.к. она может принести выгоду санаторию за счет привлечения большего количества покупателей.

     В качестве средств продвижения медицинских услуг на предприятии специалисты отдела менеджмента применяют стимулирующие меры. Такой стимулирующей мерой стало предоставление скидки пенсионерам в размере 15% от стоимости медицинских услуг. Период действия скидки установлен с октября  по апрель каждого года. С помощью данной скидки и проведению рекламы на радио и в СМИ повысился спрос на медицинские услуги санатория «Химик», что привело к увеличению покупателей.

     Частью  продвижения медицинских услуг в санатории является рекламная деятельность. В последнее время на проведение рекламных мероприятий стало больше выделяться денежных средств. Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при размещении объявлений на радио, участии в выставках и ярмарках и т.д., затраты эти вполне оправданны, так как отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены услуги, а их реализация компенсирует затраты.

     Формирование  комплекса рекламных мероприятий  является основной задачей специалиста  отдела менеджмента – агента по рекламе. Рассмотрим средства массовой информации, используемые санаторием для размещения рекламного обращения:

  • Газеты и журналы: «МК на Алтае» г.Барнаул, «Метрополис» г.Новосибирск, «Аукцион online» г Томск, «22 регион» г. Мамонтово, Путеводитель «К нам в гости – на Алтай» г.Бийск.
  • Радио: ГТРК "Алтай" г.Барнаул, «Траст» г. Славгород.

      Каждый  тип различается по способности  выполнения специфической рекламной  задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную  информацию, чем радио, которое характеризуется массовостью охвата, оперативностью выхода в эфир с возможным выбором эфирного времени и программы.

     Существует  также прекрасный способ рекламной  деятельности – это всевозможные ярмарки, которые периодически проводятся  в крупных городах, для того, чтобы лично ознакомить людей с деятельностью медицинского учреждения. ООО «КОЦ Алтайхимпром» в 2008 году впервые принимал участие в «Сибирской Ярмарке» «Сибфест – 2008». Это была осенняя рабочая встреча турфирм, проходила она в г.Новосибирске. В списке участников выставки насчитывается более 70 компаний. Целью выставки являлось продвижение туристического продукта Алтая на общий туристический рынок России и содействие развитию рынка, связанного с предоставлением услуг в области отдыха и развлечений. Состоялись такие мероприятия как рекламные туры по туркомплексам Алтая, обучающие семинары для администраторов и управляющих мест размещения, семинары по on-line бронированию. Санаторий «Химик» на выставке также представил свой доклад о предоставляемых медицинских услугах, в результате чего администрация одной из турфирм – Международного Лингвистического Лагеря «Космополитан», участвующих неоднократно в таких мероприятиях, заключили договор с санаторием «Химик» на проведение зимнего Международного Лингвистического Лагеря. В программе обучения принимали участие российские школьники, а также преподаватели и студенты из Великобритании, Канады, США и других стран.

     Таким образом, участие во всевозможных выставках, ярмарках это прекрасная возможность продемонстрировать свои достижения, возможности, тенденции развития медицинских услуг, поделиться накопленным опытом и предложить что-то новое.

     Для того, чтобы оценить экономическую  эффективность рекламной деятельности санатория «Химик» необходимо провести анализ затрат на проведение рекламы в 2007, 2008, 2009 годах. Рассмотрим динамику изменения расходов на рекламу, при этом воспользуемся данными (Приложении 8), где отражены фактические расходы по статьям затрат.

     Проведем  расчет показателей эффективности  рекламы сопоставляя затраты на рекламу и результаты реализации услуг, т.е. объем реализации медицинских услуг и показатели прибыли. В таблице 2.2.6 приведен расчет показателей предприятия.

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности организации