Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:46, курс лекций
1. Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика хозяйственного учета и его виды
1.2. Измерители, применяемые в хозяйственном учете
1.3. Бухгалтерский учет и его основные аспекты
1.4. Место бухгалтерского учета в системе управления предприятием
1.5. Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности
Работники учетной профессии должны овладеть методами экономического анализа, позволяющими эффективно управлять хозяйственно-финансовой деятельностью организации. Необходимым условием прибыльности и конкурентоспособности в рыночных условиях является контроль, анализ и регулирование денежных операции, долговых и кредитных отношений, постоянное управление запасами и затратами, то есть повышение управленческой функции учета.
В настоящее время осуществляется работа по переходу России на принятую в международной практике систему учета и отчетности, отвечающую требованиям рыночной экономики. Осуществляется внедрение международных стандартов принятых в Организации Объединенных Наций.
Разработан Закон РФ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Создается серия стандартов по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Разработана концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров, и Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, утвержденная постановлением Правительства РФ № 283 от 6 марта 1998 г..
Основные задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования вытекают из Федерального Закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации (в области налогообложения, формирования пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и по другим направлениям).
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
4. Содействие управлению как оперативному, текущему, так и перспективному. Осуществление анализа и интерпретация информации для выявления тенденции развития организаций. Выбор оптимальных управленческих решений (из нескольких альтернативных вариантов).
5. Содействие эффективному использованию ресурсов, снижению себестоимости, повышению прибыльности, рентабельности хозяйствования и росту конкурентоспособности предприятия.
6. Обеспечение сохранности всех видов имущества. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические
лица находящиеся на территории страны.
Все другие лица и граждане (без образования юридического лица) ведут учет доходов, расходов и составляют отчетность в порядке предусмотренном налоговым законодательством.
В соответствии с действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности» к бухгалтерскому учету во всех организациях не зависимо от форм собственности предъявляются следующие требования.
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях (в валюте РФ).
2. Бухгалтерский учет ведется на русском языке.
3. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации,
4. Бухгалтерский учет должен вестись в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положениями по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно в хронологической последовательности с момента регистрации предприятия (организации) в качестве юридического лица до момента его реорганизации или ликвидации (в порядке установленном законодательством РФ).
6. Бухгалтерский учет должен быть документально обоснованным и реальным. В Российском законодательстве предусмотрена уголовное наказание за преднамеренное искажение данных и уклонение от налогов.
7. Учет текущих затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется отдельно от учета затрат на работы (услуги) связанные с капитальными и финансовыми вложениями.
8. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов бухгалтерского учета.
При этом должно быть обеспечено равенство данных аналитического и синтетического учета, и отчетности по соответствующим показателям.
Информация, формируемая в ходе бухгалтерского учета должна также соответствовать ряду основных требований.
Прежде всего она должна быть полезной пользователям, то есть полной, надежной, существенной, своевременной и нейтральной.
Объем, содержание, полезность, формы и сроки представления информации в рамках конкретной организации (для внутренних пользователей) устанавливает ее руководство в соответствии с решаемыми задачами.
Полнота информации, представляемой для внешних пользователей, обеспечивается типовыми формами бухгалтерской отчетности и правилами их формирования.
Надежность информации означает ее способность объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она имеет отношение, и не содержать существенных ошибок. При этом отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должно осуществляться прежде всего с позиции их экономического содержания и условий хозяйствования.
Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решение заинтересованных пользователей.
Полезность и существенность информации является основным критерием уместности (целесообразности) информации.
Полезность информации во многом определяется ее сравнимостью. Заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике принятой организацией и любых изменениях в ней, влияющих на финансовые результаты деятельности организации.
Важным требованием, предъявляемым к информации и факторам влияющим на ее уместность (целесообразность), является своевременность. Отсрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности,
На уровне оперативного управления конкретной организацией требования своевременности и надежности информации нередко вступают в противоречие. При принятии оперативного управленческого решения может возникнуть необходимость воспользоваться ограниченной, доступной в данный момент информацией.
Важными принципиально новыми требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской информации, является ее нейтральность и осмотрительность.
Нейтральность означает недопустимость специального отбора и оформления информации для влияния на решение заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенного результата и последствий.
В условиях неопределенности при формировании информации необходимо придерживаться осмотрительности в суждениях и оценках, чтобы не допустить завышения активов и доходов, занижения обязательств и расходов, а также создание скрытых резервов.
Польза, извлекаемая из информации, формируемой в бухгалтерском учете должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.
1.6. Пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности
Пользователь бухгалтерской отчетности - это юридическое или физическое лицо заинтересованное в информации данной организации.
Важнейшими внешними пользователями бухгалтерской отчетности являются:
1. Правительственные учреждения, заинтересованные в информации о распределении ресурсов, и, следовательно, деятельности организации. Им нужна информация для осуществления налоговой политики, для расчета национального дохода и аналогичных статистических показателей. Это прежде всего органы государственной налоговой инспекции, органы государственной статистики и др.
2. Инвесторы (как настоящие, так и потенциальные), им нужна информация для принятия решения покупать, держать или продавать акции.
3. Кредиторы, они используют информацию для определения возможности возвращения долгов.
4. Банки, которые на основании информации бухгалтерской отчетности принимают решение о возможности предоставления кредитов.
5. Поставщики и подрядчики, они на основании форм бухгалтерской отчетности судят о платежеспособности покупателя (заказчика), его способности вовремя расплатиться,
6. Страховые и другие организации.
Общественные организации также хотели бы получить информацию о направлениях развития того или иного предприятия.
С 1996 года в рыночных условиях в Российской Федерации происходит расширение круга лиц заинтересованных в полной и достоверной информации об имуществе, финансовом положении организации и это вызывает необходимость расширения состава и содержания бухгалтерской отчетности и приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов по бухгалтерскому учету, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета и нормами заложенными в директивах Европейского сообщества.
Естественно, что помимо внешних пользователей бухгалтерскую отчетность используют и внутренние пользователи - учредители, собственники имущества, управленцы разных уровней - для оценки финансового состояния предприятия и его конкурентоспособности.
1.7. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
Общее правовое и методическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, делегировавшего эту функцию Министерству финансов РФ, при которой создан Методологический Совет по бухгалтерскому учету.
Правовое и нормативное регулирование бухгалтерской деятельности осуществляется в четырехуровневом порядке:
1 уровень. Законы и иные акты законодательной и исполнительной власти РФ:
- Гражданский Кодекс РФ.
- Закон «О бухгалтерском учете».
- Закон «Об упрощении системы налогообложения и отчетности для субъектов малого предприятия».
- Закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального медицинского страхования, в Государственный фонд занятости» и другие федеральные законы.
2 уровень. Нормативные акты президента, правительства и других правительственных органов по нормативному
регулированию бухгалтерского учета.
Например: Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет»; Постановление Правительства «О переоценке основных фондов» и др.
3 уровень. Методические указания, рекомендации, положения (стандарты), разрабатываемые Министерством
Финансов РФ и другими органами в соответствии с
Федеральными Законами и содержащие более подробные
рекомендации по организации бухгалтерского учета.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».
- План счетов бухгалтерского учета.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» и др.
ПБУ издаются с целью упорядочения системы учета России в рыночной экономике и приближения его к международным стандартам учета и отчетности.
4 уровень. Рабочие инструкции и указания по бухгалтерскому учету определенных объектов непосредственно в организации (это документы, определяющие учетную политику предприятия. Они носят рекомендательный характер и предназначены для внутреннего пользования).
Финансовый учет должен осуществляться строго б соответствии с документами, прежде всего 1, 2 и 3 уровня и на 4 уровне исходя из специфики предприятия.
Управленческий учет и его методы определены на 4 уровне - это аналитический учет, внутренняя отчетность, бюджетирование и экономический анализ.
2. Предмет и метод бухгалтерского учета
2.1. Кругооборот хозяйственных средств предприятия (т.е. имущества)
Любая организация обладает конкретным имуществом -хозяйственными средствами, которые в ходе воспроизводства свершают непрерывный кругооборот.
Кругооборот хозяйственных средств складывается из трех стадий:
- процесса снабжения;
- процесса производства;
- процесса реализации; и проходит две сферы:
- сферу производства (процесс производства);
-сферу обращения (процессы снабжения и реализации).