Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:05, курс лекций
В лекциях раскрыты цели, задачи и функции бухгалтерского учета, нормативное регулирование, принципы бухгалтерского учета и другие вопросы.
Ошибка
заключается в завышении
Дт 20 «Основное производство»
Кт 10 «Материалы»
В результате получим по данной хозяйственной операции сумму 36 000 руб.
Метод дополнительных проводок применяют, когда проводка составлена правильно, а сумма хозяйственной операции занижена. Этот метод заключается в записи в такой же корреспонденции счетов суммы, равной величине допущенной ошибки. Метод дополнительных проводок применяют в учетных регистрах до и после подведения итогов.
Прмер 3. При отражении хозяйственной операции «Подотчетному лицу из кассы выдано 6 000 руб.» бухгалтер сделал запись:
Дт 71 «Расчеты
с подотчетными лицами»
Кт 50 «Касса»
Исправим заниженную сумму дополнительной проводкой на сумму 5 400 руб. (6000 руб. – 600 руб.):
Дт 71 «Расчеты
с подотчетными лицами»
Кт 50 «Касса»
Таким образом, сторнировочным методом исправляют неправильную корреспонденцию счетов, а также завышенную по сравнению с правильной сумму хозяйственной операции. Заниженную сумму хозяйственной операции целесообразно исправлять методом дополнительной проводки. Сторнировочным методом также можно исправить заниженную сумму, но это менее удобно.
Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета ― это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке.
Предприятие
самостоятельно определяет форму и
технологию обработки учетной информации.
Формы бухгалтерского учета обязательно
согласуются с этапами
Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально-ордерной форме до современных рационально построенных учетных регистров автоматизированных систем.
Существуют следующие формы учета:
На
практике предприятия могут применять
сочетание различных форм и регистров
бухгалтерского учета. Особенно удобно
это делать в автоматизированной
форме учета.
8. Понятие процедуры бухгалтерского учета.
Классическая бухгалтерская
процедура.
Изучение курса, связанного с основами бухгалтерского учета, строится на изучении его процедуры.
Под процедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.
Современный взгляд на процедуру бухгалтерского учета обоснован балансовой теорией И. Ф. Шера, который в отличие от предшественников в основу учета возвел бухгалтерский баланс, а не счета.
По
мнению профессора Я. В. Соколова, процедура
предусматривает следующие
Знакомство
с процедурой бухгалтерского учета
предполагает выделение бухгалтерских
действий, выполняемых единовременно
в момент создания организации (регистрации
уставных документов) и текущих бухгалтерских
действий, осуществляемых в каждом
отчетном периоде.
В период регистрации уставных документов начинается ведение бухгалтерского учета ― строится вступительный (организационный) баланс. Инициализация бухгалтерского учета экономического субъекта по времени совпадает с датой регистрации Устава. Вступительный (организационный) баланс согласно принципу непрерывности ведения бухгалтерского учета должен строится по регистрационному документу ― Уставу. На этапе организационного периода уравнение двойственности отличается упрощенным видом: Активы = Капитал собственников.
В
приведенной формуле
Таким образом, вступительный баланс базируется на двух инвентарях (инвентарных описях) [Инвентарь ― это перечень активов предприятия]:
1) внесенного
собственниками имущества в
2) обязательств участников предприятия (дебиторской задолженности) по оставшейся невнесенной части взносов.
Балансирующим
показателем уравнения
Итак,
в организационном периоде
В каждом отчетном периоде на основании показателей баланса на начало отчетного периода открываются постоянные счета с явно выраженным сальдо (показатели актива формируют блок активных счетов, показатели пассива ― блок пассивных счетов).
Первая и самая важная часть процедуры учета межотчетного периода ― анализ информации, содержащейся в первичных документах, т. е. анализ содержания хозяйственных операций с целью определения, какие счета будут дебетоваться, какие кредитоваться и на какие суммы. В результате осмысления фактов хозяйственной жизни формируются входящие данные бухгалтерской информационной системы ― бухгалтерские проводки (счетные записи). Составление бухгалтерских проводок необходимо для отражения фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах. [Регистр бухгалтерского учета ― документ, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, с целью обеспечения составления отчетности.]
В зависимости от формы ведения бухгалтерского учета бухгалтерские проводки записываются в различных учетных регистрах (систематических, хронологических, комбинированных, синхронистических). В классической процедуре бухгалтерского учета бухгалтерские проводки переносятся в Журнал регистрации хозяйственных операций. Это хронологический учетный регистр, т. е. все факты хозяйственной жизни регистрируются в журнале по мере их возникновения в хронологическом порядке. В журнале отражается номер хозяйственной операции по порядку, дата совершения, содержание хозяйственной операции, бухгалтерская проводка (корреспонденция счетов) и сумма. Причем сумма в журнале может записываться один раз ― общая сумма по бухгалтерской проводке, а при необходимости отразить аналитическое содержание общей суммы предусматриваются суммы частные.
Таблица 8.1.
№ | Дата | Содержание операции | Бухгалтерская проводка | Сумма, руб. | ||
дебет счета | кредит счета | частная | общая | |||
В
конце отчетного периода по всем записям,
зарегистрированным в журнале, подсчитывается
итоговый оборот по графе «Сумма общая»,
который имеет важное контрольное значение
при коллации результатов обработки бухгалтерских
данных.
[Коллация ― сличение,
сверка счетов, выявление
адекватности информации.]
По
окончании отчетного периода
по каждому счету подсчитываются
обороты по дебету и кредиту и
выводятся предварительные
Таблица 8.2
Счет № ....
Дата |
№ ордера | К р е д и т с ч е т о в | Итого |
Дата |
№ ордера | Д е б е т с ч е т о в | Итого | ||||||
Счета имеют многографную форму. Записи в Главной книге начинаются с отражения остатка по счету. На левой стороне Главной книги отражается дебет рассматриваемого счета в корреспонденции с кредитом корреспондирующих с ним счетов, а на правой стороне ― кредит рассматриваемого счета в корреспонденции с дебетом корреспондирующих с ним счетов. По окончании отчетного периода в предпоследней строке выводятся обороты и в последней строке показывается остаток (по активному счету ― в колонке «Итого» слева, по пассивному счету ― в колонке «Итого» справа). Бессальдовые счета закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.
Главная книга как этап процедуры бухгалтерского учета относится к механическим этапам ― это перенос бухгалтерских проводок из Журнала регистрации на счета Главной книги. Цель этапа ― систематизировать бухгалтерские записи, ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. Главная книга является систематическим учетным регистром.
После заполнения счетов Главной книги наступает следующий этап бухгалтерской процедуры ― составление пробного баланса в форме оборотной ведомости.
Оборотная
ведомость впервые применена
в новоитальянской форме
Таблица 8.3
Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета
№ счета | Наименование счета |
Сальдо начальное | Обороты | Сальдо конечное | |||
Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | ||
Итого | X | X | Y | Y | Z | Z |