Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:05, курс лекций

Описание работы

В лекциях раскрыты цели, задачи и функции бухгалтерского учета, нормативное регулирование, принципы бухгалтерского учета и другие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Основы БФУ.ф-21зdoc.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

       Хозяйственные операции по уменьшению         Хозяйственные операции по увеличению

       кредиторской задолженности (–)                         кредиторской задолженности (+)

                Дебетовый оборот (Од):                                            Кредитовый оборот (Ок):

       по дебиторской задолженности  (Оддз)                по дебиторской задолженности  (Окдз)

       по кредиторской задолженности  (Одкз)             по кредиторской задолженности (Оккз)

                     Сальдо конечное (СКд)                                  Сальдо конечное (СКк)

      В такой схеме конечные остатки  исчисляются, исходя из природы активного  и пассивного счетов:

СКд = СНд + Оддз – Окдз    и    СКк = СНк + Оккз – Одкз

  В практике ведения бухгалтерского учета развернутое сальдо по активно-пассивному счету можно исчислить только в случае детализации учетных записей.

      Почти столетие назад П. Герснер считал недопустимым сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности (т. е. сведение развернутого сальдо в одно), так как терялся экономический смысл хозяйственных операций и их влияние на учитываемые объекты. Тем более это неоправданно в условиях рынка. По всей вероятности, у активно-пассивных счетов нет будущего.

      Активные, пассивные и активно-пассивные  счета принято называть балансовыми  счетами, так как они соответствуют  статьям актива и пассива баланса.  

Сущность  двойной записи

      Природа экономических явлений объяснима  объективными законами естествознания, согласно которым ничего не возникает из ничего, материя переходит из одного состояния в другое. Так и в экономике: любой хозяйственный факт имеет два адреса: изменения одного объекта наблюдения вызывают изменения на такую же величину другого объекта. Например, при поступлении от покупателей денег на расчетный счет предприятия увеличивается сумма денег на расчетном счете и уменьшается дебиторская задолженность покупателей.

      Хозяйственные операции в бухгалтерском учете  отражаются с помощью двойной записи. Двойная запись ― это метод отражения суммы отдельной хозяйственной операции не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета.

      Счета, затрагиваемые в одной хозяйственной  операции методом двойной записи, принято называть корреспондирующими счетами, а связь между счетами ― корреспонденцией счетов. Например, счет 50 «Касса» может корреспондировать со счетами 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. п. Если подобная связь между счетами отсутствует, то о таких счетах принято говорить, что они не корреспондирующие. Так, счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», исходя из своей экономической сущности, не может корреспондировать со счетом 80 «Уставный капитал», а счет 01 «Основные средства» ― со счетом 42 «Торговая наценка» и т. д.

      Саму  запись хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета или, другими  словами, указание корреспонденции  счетов называют бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Бухгалтерская проводка, составленная на основании хозяйственной операции «Материалы на сумму 12 тыс. руб. поступили в основное производство», выглядит следующим образом:

                                       Дт 20 «Основное производство»             12 000 руб.

                                      Кт 10 «Материалы»

      Двойная запись представляет собой так называемую «диаграфическую запись». Так как  при помощи двойной записи сумма  каждой хозяйственной операции отражается дважды: по дебету одного счета и  кредиту другого, то всегда будет соблюдаться равенство итогов дебетовых оборотов всех счетов кредитовым оборотам всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенной ошибке. В этом заключается контрольное значение двойной записи. 

План  счетов бухгалтерского учета

      План  счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация  счетов по экономическому содержанию. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации разработан Министерством финансов РФ и введен в действие Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Единый План счетов обязателен для применения всеми хозяйствующими субъектами (кроме кредитных и бюджетных организаций). В Плане счетов приводятся названия и коды счетов. Названия счетов обозначают учитываемые объекты, а коды счетов предназначены для облегчения нахождения счета в бухгалтерских регистрах (записях). План счетов сопровождает Инструкция по его применению, в которой даны краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, рассмотрен порядок ведения синтетического учета, предложены типовые схемы корреспонденции счетов.

      План  счетов представляет собой строго иерархическую  структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Синтетические счета располагаются слева, субсчета ― справа. Субсчета детализируют информацию об учитываемом объекте. Например, синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» содержит субсчета «Расчеты по предоставленным займам» и «Расчеты по возмещению материального ущерба».

      Предприятия на основе Единого Плана счетов формируют  Рабочий план счетов с указанием  только тех счетов, которые необходимы для учета имеющихся на предприятии объектов наблюдения. Причем, если ведение синтетических счетов и указание их нумерации являются сторого обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не преследует.

      Современный План счетов разбит на восемь разделов, объединяющих 60 синтетических счетов:

Раздел  I. Внеоборотные активы.

Раздел  II.Производственные запасы.

Раздел  III. Затраты на производство.

Раздел  IV. Готовая продукция и товары.

Раздел  V. Денежные средства.

Раздел  VI. Расчеты.

Раздел  VII. Капитал.

Раздел  VIII. Финансовые результаты.

      В основе деления Плана счетов на разделы  лежит экономическая классификация  объектов учета. В каждом разделе  отражены экономически однородные виды имущества, обязательств, фондов, резервов и финансово-хозяйственных процессов. Все синтетические счета восьми разделов участвуют в составлении баланса, поэтому их называют балансовыми. Учет на балансовых счетах ведется по принципу двойной записи.

      Обособленную  группу составляют забалансовые счета, состоящие из 11 счетов. В производственно-хозяйственой деятельности предприятия имеют место объекты учета, которые не оказывают влияния на показатели бухгалтерского баланса, но воздействия которых отражаются на финансовых результатах функционирования. Эти объекты учитываются на забалансовых счетах. Например, арендованные основные средства, числящиеся на балансе арендодателя; материалы, принятые в переработку; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; оборудование, принятое для монтажа и др. Забалансовые счета имеют трехзначный код. Учет на забалансовых счетах ведется с использованием одинарной записи (простой записи). При принятии материалов для переработки дебетуется счет 003 «Материалы, принятые в переработку». При возврате переработанных материалов заказчику счет 003 кредитуется. Такая запись называется еще униграфической.

      В различных странах отношение  к классификации бухгалтерских  счетов по экономическому содержанию неоднозначно. В США, Англии и странах  британского содружества каждая фирма самостоятельно разрабатывает номенклатуру счетов. В странах континентальной школы учета  (Германия, Франция и др.) единый план счетов обеспечивает единообразие построения системы бухгалтерского учета для всех экономических субъектов, независимо от видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) и форм собственности. 

Правила составления бухгалтерских  проводок.

Простые и сложные бухгалтерские  проводки.

      Логика  составления бухгалтерских проводок довольно проста. Для удачного решения этой проблемы необходимо иметь под рукой План счетов бухгалтерского учета и уметь в нем ориентироваться, внимательно прочитать содержание хозяйственной операции (изучить первичный документ) и понять ее экономический смысл, четко знать, какие счета бухгалтерского учета являются активными, а какие ― пассивными, а также помнить об их различиях.

      Рассмотрим  порядок составления бухгалтерской  проводки на примере. Выполнена хозяйственная  операция: «Работникам предприятия  из кассы выдана заработная плата  на сумму 34 000 руб.».

  1. Определяем экономический смысл операции. Если из кассы выдана заработная плата, то, следовательно, денежные средства в кассе уменьшаются. С другой стороны, выдача заработной платы означает погашение (уменьшение) долга предприятия перед работниками по заработной плате.
  2. Определим по Плану счетов, на каких счетах учитываются интересующие нас объекты бухгалтерского наблюдения. Для начала прочитаем названия разделов Плана счетов. Опираясь на названия разделов, выберем разделы, в которых могут находиться интересующие нас счета. Найдем раздел V «Денежные средства» и раздел VI «Расчеты». В них отыщем счета: 50 «Касса» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
  3. Определим, какие это счета (активные / пассивные). Счет 50 «Касса» является оборотным средством предприятия, следовательно, имуществом. А имущество предприятия отражается на активных счетах. Таким образом, счет 50 «Касса» является активным. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» характеризуют задолженность предприятия перед работниками по выплате заработной платы. Следовательно, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитывается кредиторская задолженность. А кредиторская задолженность является привлеченным источником формирования имущества предприятия. Источники формирования имущества отражаются на пассивных счетах. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ― счет пассивный.
  4. Из пункта 1 мы знаем, что в данной хозяйственной операции происходит уменьшение кассы и уменьшение долга предприятия по выплате зарплаты. Вспоминая признаки и схематическое изображение активных и пассивных счетов, можем составить бухгалтерскую проводку. Уменьшение активного счета (50 «Касса») производится по кредиту, а уменьшение пассивного счета (70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») происходит по дебету. Отсюда вытекает запись:

           Дт  70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»              34 000 руб.

          Кт 50 «Касса» 

      В зависимости от числа счетов, участвующих  в корреспонденции, различают простые  и сложные бухгалтерские проводки. В простых проводках участвуют только два бухгалтерских счета (см. пример выше). В сложных проводках участвуют более двух счетов. При этом один счет дебитуется (кредитуется), а другие (корреспондирующие с ним) ― кредитуются (дебитуются) на частные суммы, дающие в итоге ту же общую сумму.

      Пример. Списаны с расчетного счета денежные средства для погашения задолженности перед поставщиками на сумму 12 000 руб. и в погашение задолженности по  краткосрочному банковскому кредиту ― 14 000 руб.

      По  данным хозяйственным операциям можно составить одну сложную бухгалтерскую проводку:

  Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»            - 12 000 руб.

            Дт 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам»   - 14 000 руб.

            Кт 51 «Расчетный счет»                                                         - 26 000 руб. 

      Из  составленной выше сложной проводки всегда можно сделать две простые:

  Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»        12 000 руб.;

     Кт 51 «Расчетный счет»

   

            Дт 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам»          14 000 руб.

            Кт 51 «Расчетный счет» 
 
 
 
 

4. Синтетический и  аналитический учет

      Измерители  бухгалтерского учета

      Измерители ¾ это единицы измерения объектов бухгалтерского учета. В бухучете применяют измерители трех видов: натуральный, трудовой и денежный (стоимостной). Особенно широко применяется денежный измеритель, который дает возможность иметь обобщенные показатели.

      Натуральные измерители предназначены для учета  объектов в их натурально-вещественной форме. Выбор измерителя данного вида зависит от физических свойств учитываемых объектов: штуки, метры, кг, литры и т. п.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"