Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:05, курс лекций

Описание работы

В лекциях раскрыты цели, задачи и функции бухгалтерского учета, нормативное регулирование, принципы бухгалтерского учета и другие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Основы БФУ.ф-21зdoc.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

      Типы  хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

      Хозяйственные операции оказывают постоянное влияние  на бухгалтерский баланс. Это влияние  ведет к изменению либо величины статей актива, либо статей пассива, либо тех и других одновременно.

      По  степени влияния на валюту баланса факты хозяйственной жизни  (хозяйственные операции) подразделяются на факты хозяйственной жизни модификации и факты хозяйственной жизни пермутации.

      Хозяйственные операции модификации вызывают одновременное изменение как в составе активов, так и в составе пассивов. Валюта баланса или увеличивается, или уменьшается.

      Хозяйственные операции пермутации не изменяют валюту баланса. В результате пермутаций происходит перераспределение или в составе активов, а пассивы не задействованы; или изменения имеют место в пассиве, в то время как активы не изменяются.

      Существует  четыре типа хозяйственных операций по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса.

      I тип операции ― взаимодействуют между собой два активных счета (+А–А).

Например, на расчетный счет поступили денежные средства от покупателей в сумме       45 000 руб.: 

Дт 51 «Расчетные счета» 45 000 руб.

Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

      В результате первого типа хозяйственной  операции валюта баланса не изменяется, происходит перераспределение активов, пассивы не изменяются.

      II тип операции ― взаимодействуют между собой два пассивных счета (+П–П).

Например, удержан из зарплаты сотрудников  подоходный налог в размере 14 600 руб.:

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»                         14 600 руб.

      В результате второго типа операции валюта баланса не изменяется, происходит перераспределение пассивов, активы остаются неизменными.

      III тип операции ― увеличиваются активный и пассивный счета (+А+П).

Например, получен краткосрочный кредит банка  в размере 35 000 руб.: 

Дт 51 «Расчетные счета»                                                                35 000 руб.

Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»          

      В результате третьего типа хозяйственной  операции валюта баланса увеличилась, увеличились активы и пассивы  предприятия, но равенство баланса  не нарушилось.

      IV тип операции ― уменьшаются и активный, и пассивный счета (–А –П).

Например, выплачена из кассы зарплата работникам предприятия в сумме 32 000 руб.:

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»              32 000 руб.

Кт 50 «Касса»

      В результате четвертого типа хозяйственной  операции валюта баланса уменьшилась, уменьшились активы и пассивы предприятия, но равенство баланса не нарушилось. 
 
 
 

Схема четырех типов  хозяйственых операций

 
А К Т И В П А С  С И В
увеличение уменьшение увеличение уменьшение
 

 

      Операции  первого и второго типа являются операциями пермутациями, а операции третьего и четвертого типа ― операциями модификациями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Счетные записи  и учетные регистры.

Понятие формы бухгалтерского учета 

      Данные  первичных документов накапливаются  и систематизируются в регистрах  бухгалтерского учета. После проверки первичного документа производится его контировка, т. е. запись на документе бухгалтерской проводки (в специально отведенных в документе графах или на оборотной стороне). После контировки документа бухгалтер производит разноску операции по счетам (записывает проводку в соответствующих учетных регистрах). Учетные регистры ― это носители данных определенной формы,  приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях методом двойной записи. Результаты фактов хозяйственной жизни, имевших место за определенный промежуток времени, из учетных регистров в сгруппированном виде переносятся в бухгалтерскую отчетность. Схематично процесс трансформации бухгалтерских данных в отчетность представлен на рис. 7.1. 

        

        

      Рис. 7.1. Движение информации о хозяйственных  операциях

      Классификация учетных регистров

      В зависимости от материальной основы учетные регистры подразделяются на бумажные и безбумажные. Бумажные регистры существуют в виде специальных книг (журналов), отдельных листов и карточек.

      Книга представляет собой пронумерованный и прошнурованный регистр, скрепленный печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Страницы книги разграфлены в зависимости от специфики отражаемых в ней объектов наблюдения. Например, кассовая книга, Главная книга, книга депонированной заработной платы и др.

      Карточки ― предназначенные для длительного пользования бланки с отпечатанной таблицей. Они подлежат обязательной регистрации в специальном реестре с целью контроля за их сохранностью. Они наглядны, удобны в обращении и их легко сортировать. Примерами являются инвентарные карточки учета основных средств, карточки количественно-суммового учета материалов, готовой продукции и др.

      Листы, так же, как и карточки, представляют собой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объему отражаемой в них информации. На листах, например, производят расчет амортизации по видам основных средств, расчет себестоимости готовой продукции и пр.

      К безбумажным учетным регистрам можно отнести учетные таблицы, сформированные в памяти компьютеров, дискетах, компакт-дисках и пр.

      Таблица 7.1

      Классификация учетных регистров

Классификационный признак Виды учетных  регистров
Материальная  основа
  1. Бумажные регистры:
  • книги
  • карточки
  • листы
  1. Безбумажные регистры
Назначение 1.Контокоррентные

2.Материальные

3.Многографные

Способ  группировки информации 1.Хронологические

2.Систематические

3.Комбинированные

4.Синхронистические

Объем информации 1.Синтетические

2.Аналитические


 

      По  назначению регистры делят на контокоррентные, материальные и многографные.

      Контокоррентные регистры предназначены для аналитического учета состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами.

      Материальные  регистры применяются для учета активов предприятия, выраженных в количественном измерении. Например, количественно-суммовая ведовость.

      Многографные  регистры содержат несколько колонок, предназначенных для отражения результата совершенных хозяйственных операций, и используются в основном для учета издержек.

      По  способу группировки бухгалтерские регистры делят на хронологические, систематические, комбинированные и синхронистические.

      В хронологических регистрах результаты фактов хозяйственной жизни фиксируются по мере их возникновения (журнал регистрации хозяйственных операций).

      В систематических регистрах хозяйственные операции группируются по определенным объектам учета (кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость, счета Главной книги).

      В комбинированных регистрах налицо признаки хронологической и систематической записи, т. е. они одновременно содержат и журнал хронологической записи и счета Главной книги. Например, книга Журнал-главная, журналы-ордера.

      Синхронистические регистры ― таблицы, предназначенные для отражения систематической или хронологической и систематической записей, имеющие многоколончатую форму.

      По  объему информации бывают синтетические учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера) и аналитические учетные регистры (количественно-суммовая и контокоррентная ведомости, карточка складского учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств и др.). 

      Данные  учетных регистров согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» являются коммерческой тайной предприятия. Предприятиям рекомендовано применять в учете  типовые формы бухгалтерских регистров. Например, кассовую книгу (ф. № КО-4), журналы-ордера, ведомости учета имущества и обязательств при упрощенной системе ведения учета субъектами малого предпринимательства и т. п. При отсутствии типовых форм учетных регистров предприятие самостоятельно разрабатывает удобные в использовании формы.

      Правила исправления записей  в учетных регистрах

      Существует  три метода исправления записей  в учетных регистрах:

    • корректурный;
    • сторнировочная проводка;
    • дополнительная проводка.

      Корректурный  метод применяют для исправления записей в первичных документах (кроме кассовых и банковских), если они еще не записаны в учетные регистры. Также корректурный метод применяется для исправления неправильно записанных сумм в учетных регистрах, в которых не подведены итоги. Корректурный метод заключается в зачеркивании неправильной записи и написании правильной.

      Сторнировочные  проводки (метод «красное сторно») применяются в учетных регистрах для исправления как корреспонденции счетов, так и неправильно записанных сумм по хозяйственной операции. Сторнировочные проводки используют в регистрах до и после подведения итогов. Сторнировочные проводки записываются красными (отрицательными) чернилами. Порядок исправления следующий:

а) неправильную запись повторяют в той же корреспонденции и сумме красными чернилами. Это говорит о том, что сумма стала отрицательной и при подсчете оборотов она должна вычитаться.

б) делают правильную положительную запись проводки и суммы синими или черными  чернилами.

      Пример 1. При отражении операции «Получено в кассу с расчетного счета             50 000 руб.» бухгалтер сделал запись:

  Дт 51 «   Расчетный счет»                         50 000 руб.

  Кт 50 «Касса»

      Ошибка  заключается в неправильной корреспонденции  счетов. Сначала повторим неправильную проводку красными чернилами:

  Дт 51 «Расчетный  счет»                      

  Кт  50 «Касса»

      Затем, сделаем правильную проводку:

  Дт 50 «Касса»                                          50 000 руб. 

  Кт 51 «Расчетный счет»  

 Пример 2. При отражении операции «В цех основного производства отпущено материалов на сумму 36 000 руб.» бухгалтер сделал запись:

  Дт 20 «Основное производство»               63 000 руб.

  Кт 10 «Материалы»

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"