Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 20:11, дипломная работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что одной из сложных проблем в современных условиях для организаций является проблема неплатежей. Трудно найти предприятие, которому бы не были должны за продукцию, товары, работы, услуги. Плохо поставленный учет дебиторской и кредиторской задолженности затрудняет своевременность и полноту исполнения обязательств. Предприятие должно иметь отлаженную систему аналитического учета дебиторов и кредиторов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования расчетов с контрагентами ………………………………………………………………….6
1.1. Сущность учета расчетов с контрагентами ………………………………6
1.2. Понятие бюджетной организации и отраслевые особенности учета расчетов с контрагентами в образовательном учреждении…………………..26
1.3. Особенности отражения дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности (в т.ч. с использованием ППП)……………………...35
Глава 2. Методы и приемы экспертного исследования учета расчетов с контрагентами……………………………………………………………………44
2.1. Судебно-бухгалтерская экспертиза: основные особенности, принципы и методы проведения……………………………………………………………...44
2.2. Возможности использования несудебных экспертиз: приёмы и методы проведения……………………………………………………………………….53
Глава 3. Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами на примере ГОУ ВПО АГТУ………………………………………………………57
3.1. Краткая характеристика ГОУ ВПО АГТУ………………………………57
3.2. Производство судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами в ГОУ ВПО АГТУ……………………………………………...63
3.3. Результаты судебно – бухгалтерской экспертизы и рекомендации по устранению нарушений…………………………………………………………75
Заключение …………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ………………………………………...86
Приложения…………………………………………………………………….88
– конкретизировать круг лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в ходе производства экспертизы;
– выявить нарушения в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению;
– установить условия, способствовавшие совершению злоупотреблений, и разработать предложения, направленные на борьбу с ними.
При расследовании преступлений в сфере экономики для производства судебно-бухгалтерской экспертизы могут привлекаться не только штатные работники учреждений судебно-бухгалтерской экспертизы, но и внештатные высококвалифицированные специалисты по бухгалтерскому учету (аудиторы, ревизоры), которые могли бы своевременно и правильно разрешать вопросы, поставленные перед ними органами суда и следствия.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается прокурором, следователем, органами дознания или арбитражным судом, как правило, после проведения ревизии, в результате которой выявились конфликтные ситуации.
Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы оформляется постановлением, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта-бухгалтера, которому поручается ее производство, перечень вопросов, которые призвана разрешить судебно-бухгалтерская экспертиза, и перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта-бухгалтера для экспертного исследования (акты ревизий, первичные учетные документы, инвентаризационные ведомости, учетные регистры и др. В постановлении фиксируется срок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
Объем материалов, представляемых эксперту-бухгалтеру, определяет следователь. Если эксперт-бухгалтер считает, что предоставленные следователем материалы недостаточны для подготовки заключения, то он может получить интересующий его материал для исследования только через следователя. Если же в процессе исследования эксперту-бухгалтеру станут известны новые факты и обстоятельства, то он должен сообщить их органу, назначившему экспертизу. Это позволит следователю при необходимости поставить новые или дополнительные вопросы и тем самым более точно квалифицировать состав преступления. Следователь может отказать эксперту-бухгалтеру в предоставлении требуемых материалов, но при этом он должен указать причину отказа. В таких случаях необходимый объем документов, предоставленных эксперту-бухгалтеру, определит прокурор, наблюдающий за производством дела.
Обвиняемый, ознакомившись с постановлением о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, может ходатайствовать о внесении в перечень дополнительных вопросов, которые призвана решить экспертиза. Рассмотреть это ходатайство целесообразно с участием бухгалтера, так как следователь не всегда владеет достаточными профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета.
На
основании результатов
Эксперт-бухгалтер не может основывать свое заключение на показаниях обвиняемых (подсудимых) и свидетелей, однако должен учитывать их в процессе исследования представленных ему на экспертизу материалов. В соответствии с поставленными вопросами эксперт-бухгалтер может основывать свое заключение на приобщенных к делу заключениях других экспертиз (технической экспертизы документов, почерковедческой, товароведческой, технологической и др.).
Установив
нарушения в ведении
Рекомендованная структура заключения эксперта-бухгалтера должна отвечать требованиям инструкции о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз и содержать три части: вводную, исследовательскую и выводы.8
Во вводной части заключения наряду с данными об экспертизе и бухгалтере-эксперте указываются наименование поступивших на экспертизу материалов, краткое изложение обстоятельств дела, послуживших основанием для назначения экспертизы.
В
исследовательской части
В заключении вопросы, поставленные перед экспертом-бухгалтером, приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается.
В третьей части заключения содержатся выводы эксперта-бухгалтера о материальном ущербе, его размере и времени образования, лицах, ответственных за нанесение материального ущерба, и др.
Если
орган, назначивший экспертизу, после
получения заключения эксперта-бухгалтера
находит необходимость в ходе предварительного
следствия уточнить выводы эксперта в
связи с новыми обстоятельствами по делу
или имеются веские основания сомневаться
в правильности заключения эксперта, то
он вправе вынести постановление о назначении
повторной (дополнительной) судебно-бухгалтерской
экспертизы.
2.2.
Возможности использования
методы
проведения
Несудебная экспертиза – особая форма использования специальных знаний, применяемая за рамками процесса. Отличие подобной экспертизы от судебной заключается в том, что для ее производства не предусмотрена процессуальная форма. Несудебная экспертиза может иметь место и не в связи с уголовным делом.
Несудебная (непроцессуальная) экспертиза делится на два вида: государственная (ведомственная) и частная. Частную иногда именуют договорной или альтернативной.
Результатом несудебной экспертизы является заключение эксперта, содержащее новую информацию, фактические данные, носящие характер выводного знания.
Существование несудебных экспертиз обусловлено тем обстоятельством, что сфера применения экспертных исследований постоянно расширяется. Несудебная экспертиза не имеет доказательственного статуса и значения, поэтому и порядок ее назначения и проведения значительно проще.
Процесс производства несудебной экспертизы должен базироваться также на соответствующей нормативной базе и технических нормах (стандартах, методических рекомендациях, приказах, нормативах).
Зачастую в качестве несудебных проводятся редкие нетрадиционные виды экспертиз, основанные на апробированных методиках, но не имеющие широкого применения на практике.9
Соблюдение правовых предписаний и прикладных требований является гарантией эффективности несудебной экспертизы в установлении обстоятельств, интересующих лицо, являющееся инициатором этой экспертизы.
В Российской Федерации на современном этапе созрела необходимость в создании основ для функционирования альтернативных экспертных учреждений и частнопрактикующих экспертов.
Принцип состязательности в уголовном судопроизводстве предполагает наличие возможности применения независимых экспертных исследований в целях установления истины. Независимость эксперта определяется не только его процессуальной самостоятельностью, но и свободой от тотального ведомственного контроля.
Несудебная экономическая экспертиза осуществляется в непроцессуальной форме. Она может проводиться по запросу адвоката (защитника), заявлению физических и юридических лиц. Итоговый документ оформляется как акт несудебной экспертизы (акт экспертного исследования). Дальнейшее использование ее результатов может быть в разных формах: экспертиза предъявляется второй стороне для возможного заключения мирового соглашения – тогда до суда дело не доходит, а может по ходатайству стороны и решению суда приобщаться в качестве иных документов. Кроме того, может составляться письменная консультация по так называемым справочным вопросам, для ответа на которые не требуется проведение экспертного исследования, но которые относятся к области специальных знаний бухгалтера или экономиста.
Важным
аспектом при определении судебно-
Также серьезные трудности вызывает на практике вопрос о том, в каких случаях работники правоохранительных органов должны требовать производства аудиторской проверки или ревизии, а в каких – назначать экономическую или иную экспертизу. При его решении следует учитывать особенности ревизии и судебной экспертизы, а также различия между ними, которые вытекают из сущности и правовой природы указанных понятий.
Аудит – это независимая экспертная оценка финансовой отчетности организации в соответствии с действующими правовыми нормами путем проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия исследуемых хозяйственных операций законодательству.
Основные законодательные и нормативные акты, которыми следует руководствоваться при проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, следующие:
– Бюджетный кодекс РФ;
– Гражданский кодекс РФ;
– Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
– Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, в ред. от 03.07.2009;
– Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, и другие.
Задачи проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами заключаются в необходимости удостоверения в:
– наличии договоров купли-продажи товаров, подряда, оказания услуг, соответствии их содержания и оформления требованиям Гражданского кодекса;
– своевременности списания дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию; дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности; задолженностей при совпадении дебитора и кредитора в одном лице;
– своевременности и полноте проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (сверка расчетов);
– ведении аналитического учета по каждому дебитору и кредитору;
– правильности отражения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчетности;
– реальности задолженности.
Предлагаемые источники информации для проведения проверки:
– Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
– Журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами;
– анализ счетов аналитического учета счетов 206 00 000 "Расчеты по авансам выданным", 302 00 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
– договоры купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ;
– счета, счета-фактуры;
– акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные;
– акты инвентаризации (сверок) расчетов.
Ревизия – это важнейшее средство документального последующего контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций или отдельных должностных лиц за определенный период, производимой на основании приказа или распоряжения правомочного должностного лица подчиненными ему работниками-специалистами в соответствующих областях знания. Она входит в первоочередные функции органов государственного и вневедомственного контроля.
Информация о работе Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)