Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 20:11, дипломная работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что одной из сложных проблем в современных условиях для организаций является проблема неплатежей. Трудно найти предприятие, которому бы не были должны за продукцию, товары, работы, услуги. Плохо поставленный учет дебиторской и кредиторской задолженности затрудняет своевременность и полноту исполнения обязательств. Предприятие должно иметь отлаженную систему аналитического учета дебиторов и кредиторов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования расчетов с контрагентами ………………………………………………………………….6
1.1. Сущность учета расчетов с контрагентами ………………………………6
1.2. Понятие бюджетной организации и отраслевые особенности учета расчетов с контрагентами в образовательном учреждении…………………..26
1.3. Особенности отражения дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности (в т.ч. с использованием ППП)……………………...35
Глава 2. Методы и приемы экспертного исследования учета расчетов с контрагентами……………………………………………………………………44
2.1. Судебно-бухгалтерская экспертиза: основные особенности, принципы и методы проведения……………………………………………………………...44
2.2. Возможности использования несудебных экспертиз: приёмы и методы проведения……………………………………………………………………….53
Глава 3. Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами на примере ГОУ ВПО АГТУ………………………………………………………57
3.1. Краткая характеристика ГОУ ВПО АГТУ………………………………57
3.2. Производство судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами в ГОУ ВПО АГТУ……………………………………………...63
3.3. Результаты судебно – бухгалтерской экспертизы и рекомендации по устранению нарушений…………………………………………………………75
Заключение …………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ………………………………………...86
Приложения…………………………………………………………………….88
Основной целью проведения бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами является получение объективной оценки законности деятельности образовательного учреждения.
Судебно – бухгалтерской экспертиза проходила в три этапа:
При проведении судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами эксперт - бухгалтер руководствовался законодательными и нормативными документами РФ.
Таблица 3.1
Источники информации для проведения проверки учета расчетов с контрагентами
Наименование документа | Наличие
Да/Нет |
Ответственный
за
ведение Ф.И.О. |
Примечание |
Учетная политика | Да | ||
Регистры синтетического учета (журналы-ордера по сч. 020500000, 020600000, 020800000, 020900000, 02100000030200000, 030300000, 030400000и ведомости к ним) | Да | ||
Регистры аналитического учета (карточки учета дебиторов и кредиторов, анализ счетов) | Да | ||
Устав, учредительный договор | Да | ||
Выписки из протоколов собраний акционеров | Да | ||
Инвентаризационные описи дебиторской и кредиторской задолженности | Нет | ||
Приказ
о создании комиссии по инвентаризации
и ведомость результатов |
Да | ||
Главная книга | Да | ||
Платежные документы | Да | ||
Бухгалтерский баланс | Да | ||
Отчет о финансовых результатах | Да |
На этапе планирования экспертом - бухгалтером разработаны план (табл.3.2) и программа судебно – бухгалтерской экспертизы. Общий план судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами состоит из следующих этапов (см. табл. 3.2)
Таблица 3.2
Общий план судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами
Проверяемая организация ГОУ ВПО АГТУ
Период проверки 2008 год
Количество человеко-часов 80 чел-час.
Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнители |
Анализ структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности | 12.01.09 – 15.01.09 | Ожерельев Е.А. |
Проверка расчетов с покупателями | 12.01.09 – 15.01.09 | Ожерельев Е.А. |
Проверка расчетов с поставщиками | 16.01.09 – 19.01.09 | Ожерельев Е.А. |
Проверка финансовой отчетности | 22.01.09 – 23.01.09 | Ожерельев Е.А. |
1.
Экспертиза структуры и
На первом этапе экспертом - бухгалтером проведен анализ состава, структуры, динамики дебиторской и кредиторской задолженности за 2008 год.
В обобщенном виде изменения сумм дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год характеризуются данными баланса (табл. 3.3).
Как показывают данные таблицы 3.3 дебиторская и кредиторская задолженность имеют незначительный вес в составе имущества и обязательств предприятия, соответственно 3,1% (17578 тыс. руб.) и 4,2% (23529 тыс. руб.). За отчетный год их вес в балансе незначительно изменился: уменьшилась на 0,1% дебиторская задолженность и увеличилась на 0,2% кредиторская.
Таблица 3.3
Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности ГОУ ВПО АГТУ за 2008 год
Наименование показателя | Качественные сдвиги | Структурные сдвиги | |||||
На начало года, тыс. руб. | На конец года, тыс. руб. | Абсолютное
изменение, (+,– ),
гр.3–гр.2 |
Относите– льное
изменение,
(+,– ), гр.3:гр.2– 100% |
В % к итогу на начало года | В % к итогу на конец года | Абслю– тное
отклон– ение
(+,– ), гр.7– гр.6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более через 12 месяцев после отчетной даты), всего | 17578 | 15933 | – 1645 | – 9,36 | 3,1 | 3,0 | – 0,1 |
В том числе: | |||||||
–покупатели и заказчики | 17248 | 15692 | – 1556 | – 9,02 | 98,1 | 98,5 | 0,4 |
–прочие | 330 | 241 | – 89 | – 27,0 | 1,9 | 1,5 | – 0,4 |
2. Кредиторская задолженность, всего | 23529 | 23912 | +383 | +1,63 | 4,2 | 4,4 | 0,2 |
В том числе: | |||||||
–поставщики и подрядчики | 678 | 1890 | +1212 | +178,8 | 2,9 | 7,9 | 5,0 |
–задолженность перед персоналом по оплате труда | 926 | 489 | – 437 | – 47,2 | 3,9 | 2,0 | – 1,9 |
–задолженность перед государствен– ными внебюд– жетными фондами | 13485 | 13828 | +343 | +2,5 | 57,3 | 57,9 | 0,6 |
–задолженность перед бюджетом | 8010 | 4848 | – 3612 | – 39,5 | 34,0 | 20,3 | – 13,7 |
Прочие кредиторы | 430 | 2857 | +2427 | +564,4 | 1,9 | 11,9 | 10,0 |
Итог баланса | 560946 | 538972 | – 21974 | – 3,9 | 100 | 100 | – |
Рис. 3.2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в 2008 г.
В отчетном году университету удалось добиться очень незначительного погашения части задолженности дебиторами, но значительное отрицательное влияние на платежеспособность предприятия оказывает тот факт, что дебиторская задолженность в балансе предприятия представлена только долгосрочной дебиторской задолженностью, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Удельный вес дебиторской задолженности покупателей и заказчиков составлял на начало отчетного периода 98,1% от общей суммы задолженности (17248 тыс. руб.), к концу отчетного периода доля вышеуказанной задолженности возросла на 0,4% в общей сумме задолженности и составила 98,5% (15692 тыс. руб.).
Статья
«Прочие дебиторы» в общей
сумме дебиторской
В общей сумме кредиторской задолженности на начало отчетного периода наибольший удельный вес принадлежит статьям «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» и «Задолженность перед бюджетом» соответственно 57,3% и 34,0%. К концу года произошли небольшие структурные изменения кредиторской задолженности, так, уменьшилась на 13,7% доля задолженности перед бюджетом и на 0,6% увеличился удельный вес задолженности перед внебюджетными фондами.
Расчетно-платежная дисциплина организации в отчетном году была направлена на возможное недопущение возникновение новых задолженностей, а также были приложены усилия для погашения имеющейся задолженности перед бюджетом (по сравнению с началом года задолженность перед бюджетом уменьшилась на 3162 тыс. руб., а задолженность перед внебюджетными фондами незначительно возросла на 343 тыс. руб.)
Кредиторская
задолженность поставщикам и
подрядчикам также имела
2.
Экспертиза расчетов с
Основные источники для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей;
- договоры на оказание услуг;
- журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;
- журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;
- счета-фактуры поставщиков ТМЦ.
Исходя из этой цели, вытекает задача судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с поставщиками и подрядчиками является проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.
Все операции, проводимые университетом, оформляются первичными документами согласно унифицированных форм.
Отражение
операций при ведении бюджетного
учета университетом
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.
Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности кроме обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также специализированные счета-фактуры для учета НДС.
Организация одновременно со специализированными счетами-фактурами ведут также журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж по налогу на добавленную стоимость.
Операции по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются следующими бухгалтерскими записями (табл. 3.4):
Таблица 3.4
Бухгалтерские записи по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются следующими
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
0 401 01 211 | 0 302 01 730 | Начислена заработная плата (денежное довольствие) штатным работникам бюджетного учреждения |
0 401 01 212 | 0 302 02 730 | Начислены дополнительные выплаты работникам учреждения |
0 106 04 340 | 0 302 01 730 | Начислена заработная плата работникам бюджетного учреждения, занятым в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг |
0 401 01 225 | 0 302 08 730 | Начислена заработная плата лицам по договорам гражданско– правового характера, при оказании услуг по содержанию имущества |
0 401 01 290 | 0 302 16 730 | Начислены стипендии |
0 401 01 261 | 0 302 15 730 | Начислены пенсии и пособия по социальному страхованию населения |
0 303 02 830 | 0 302 15 730 | Начислены пособия по временно нетрудоспособности работникам учреждения (с третьего дня периода временной нетрудоспособности) |
0 401 01 211 | 0 302 01 730 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности работникам учреждения за первые два дня нетрудоспособности |
0 303 02 830 | 0 302 15 730 | Начислены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет |
0 302 01 830 | 0 303 01 730 | Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения |
0 302 16 830 | 0 303 01 730 | Удержан НДФЛ из заработной платы работников, не состоящих в штате бюджетного учреждения |
0 302 01 830 | 0 201 04 610 | Выдана заработная плата штатным работникам бюджетного учреждения |
0 302 07 830 | 0 201 04 610 | Выдана заработная плата лицам, не состоящим в штате бюджетного учреждения |
0 302 07 830 | 0 201 04 610 | Выдана стипендия |
0 302 15 830 | 0 201 04 610 | Выплачены пенсии и пособия по социальному страхованию населения |
0 302 19 830 | 0 206 19 660 | Получены от поставщиков основные средства в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 20 830 | 0 206 20 660 | Получены от поставщиков нематериальные активы в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 22 830 | 0 206 22 660 | Получены от поставщиков материальные запасы в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 07 830 | 0 206 07 660 | Получены арендные услуги в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 06 830 | 0 206 06 660 | Получены коммунальные услуги в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 106 01 310 | 0 302 19 730 | Приняты к учету поставленные поставщиками основные средства |
0 106 04 340 | 0 302 22 730 | Приняты к учету материальные запасы по договору поставки |
0 401 01 221 | 0 302 04 730 | Приняты к учету услуги связи |
0 401 01 225 | 0 302 08 730 | Приняты к учету услуги по содержанию имущества, выполненные сторонними организациями |
0 302 04 830 | 0 201 01 610 | Оплачены ранее полученные услуги связи с банковских счетов учреждения |
0 302 06 830 | 0 201 01 610 | Оплачены коммунальные услуги с банковских счетов бюджетного учреждения |
0 302 18 830 | 0 201 01 610 | Оплачены со счетов в банках работы и услуги, отнесенные к прочим расходам |
0 302 22 830 | 0 201 01 610 | Оплачены материальные запасы со счетов в банках |
0 302 06 830 | 0 304 05 223 | Оплачены коммунальные услуги органами, организующими исполнение бюджетов |
0 302 08 830 | 0 304 05 225 | Оплачены услуги сторонних организаций по содержанию имущества органами, организующими исполнение бюджетов |
0 302 19 830 | 0 304 05 310 | Оплачены органами, организующими исполнение бюджетов, приобретенные основные средства |
0 302 22 830 | 0 304 05 340 | Оплачены материальные запасы органами, организующими исполнение бюджетов |
Информация о работе Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)