Исследование учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить состояние учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках, указать пути и резервы их совершенствования.
Метод исследования. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.
Полученные результаты, их новизна. Разработанные в дипломной работе мероприятия по совершенствованию учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках отличаются некоторой новизной в области применения ЭВМ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………...4
ГЛАВА 1 ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ В БАНКАХ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА И ФИНАНСОВО -ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ…………………………….………………………….10
1.1 Денежные средства: экономическое содержание, задачи их учета и контроля……………………….………………………10
1.2 Нормативное правовое регулирование учета и контроля операций с денежными средствами на расчетных счетах в банках…………….……………………………………….…….17
1.3 Особенности учета денежных средств в международной учетной практике……….………………………………….……29
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТАДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕ- ТАХ В БАНКАХ………….………………………………….…….36
2.1 Порядок открытия, переоформления и закрытия текущих и других счетов………….………………….…………………….36
2.2 Документальное оформление движения средств на счетах в банке………………….……………………………………….....42
2.3 Документальное оформление движения денежных средств на специальных счетах в банке..…………………………….....51
2.4 Синтетический и аналитический учет денежных средств на счетах в банке………………….……………………..…………57
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ………………………….……………………..……… …77
3.1 Планирование и организация проведения ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках..……..………....77
3.2 Ревизия операций по учету денежных средств на расчетном и валютном счетах……………………………...……..………...82
3.3 Ревизия операций по учету денежных средств на специаль- ных счетах в банках…………………………...……..……….…91
3.4 Документальное оформление результатов ревизии опера- ций по учету денежных средств на счетах в банках…………104
3.5 Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и контроля денежных средств на счетах в банках…………...…..111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………..…114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….…………………119
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………125

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

      - Указ Президента Республики Беларусь  «О некоторых мерах по совершенствованию  координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» № 673 от 15.11.1999г. в редакции Указа Президента Республики Беларусь     № 151 от 15.03.2006 г. Указ утверждает Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной    деятельности   и применения экономических санкций. Данный порядок обязателен для всех государственных органов и иных организаций, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Указе Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь 15 ноября 1999 г. № 673» Совет определяет перечень государственных органов и иных организаций, контрольная деятельность которых   координируется Советом [33];

      - Указ Президента Республики Беларусь  «О мерах по усилению ведомственного  контроля в Республике Беларусь»  № 293 от 25.05.2000г. в редакции Указа  Президента Республики Беларусь  № 68 от 12.02.2004г. Этим указом установлено, что в осуществлении   функций   ведомственного  контроля  принимают участие  все  подразделения  и   службы   органов   государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных  органам  государственного  управления или входящих в их  состав,  по  постановлениям  (письменным  обращениям) правоохранительных органов  проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов. Юридические лица  с  долей  государственной  собственности,   в которых  в  отчетном  периоде  ведомственной  контрольно-ревизионной службой  проведены  ревизии  финансово-хозяйственной   деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок. Руководители контрольно-ревизионных служб в составе структурных подразделений  облисполкомов  и  Минского  горисполкома, а также в составе организаций, подчиненных    республиканским органам государственного управления,   государственным    организациям, подчиненным  Правительству  Республики  Беларусь,   назначаются   на должность   и   освобождаются   от   должности   по согласованию  с соответствующими    республиканскими    органами государственного управления, государственными организациями [32].

      Второй  уровень включает в себя:

      - Правила открытия банками счетов  клиентам в Республике Беларусь  утверждены постановлением Правления  Национального банка Республики  Беларусь от 28.09.2000г. № 24.12 в  редакции Постановления Правления  Национального банка Республики Беларусь № 72 от 30.04.2004г. Эти Правила разработаны на основании статьи 216 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливают единый порядок открытия банками в Республике Беларусь текущих (расчетных) счетов, счетов-контокоррентов, субсчетов, специальных счетов в иностранной валюте, благотворительных, временных, корреспондентских, вкладных (депозитных) счетов, карт-счетов, специальных счетов для аккумулирования денежных средств граждан и обязательны для исполнения всеми банками, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами [39];

      - Инструкция о банковском переводе. Утверждена постановлением Правления  Национального банка Республики  Беларусь № 66 от 29.03.2001г. в редакции  постановления Правления Национального  банка Республики Беларусь № 133 от 28.09.2005г.  Она разработана в соответствии со статьями 26, 237, 238, 259, 260, 280, 283 Банковского кодекса Республики Беларусь. Инструкция  определяет  порядок  осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях  и  иностранной  валюте  в форме банковского перевода и обязательна для исполнения Национальным банком  Республики  Беларусь,  его   структурными   подразделениями, банками,  их  филиалами (отделениями),  структурными подразделениями банков,  их  филиалов  (отделений),  осуществляющими   операции   по банковскому    переводу,    и   небанковскими кредитно-финансовыми организациями, другими юридическими   лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. При осуществлении безналичных расчетов филиал РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети руководствуются данной Инструкцией [17];

      - Типовой план счетов бухгалтерского учета. Утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», с изменениями и дополнениями от 13.11.2003г. № 153. Постановление вступило в силу 1 января 2004 года. В филиале РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети бухгалтерский учет ведется в соответствии с Типовым планом счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению [44];

      - Основные положения по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг) утверждены  Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 года № 03-02-07/300, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998 года № 01-21/8, Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.1998 года № 3, Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.1998 года № 119-12/397 в редакции Постановления Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства труда и социальной защиты от 07.06.2005года № 104/72/43/65. Настоящие основные положения разработаны в соответствии с действующим законодательством и имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в объединениях, организациях и учреждениях республики независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности [36].    

      К третьему уровню относятся:

      - Во исполнение постановления  Совета Министров Республики  Беларусь от 01.07.2005г. № 734 «О  проведении эксперимента по осуществлению  расчетов населения за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам» Министерство экономики Республики Беларусь и Министерство энергетики Республики Беларусь утвердили Инструкцию «О порядке расчетов населения за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по временным периодам тарифам» от 19.05.2006г. № 87/33. Действие Инструкции распространяется на потребителей, изъявивших в добровольном порядке желание осуществлять оплату за потребленную электрическую энергию по двухзонным тарифам,  жилые дома (квартиры) которых оснащены многотарифными электронными приборами учета электрической энергии или автоматизированными системами контроля и учета электрической энергии, соответствующими установленным техническим требованиям. Потребители при переходе на расчеты по двухзонным тарифам заключают новые договоры с энергоснабжающей организацией на снабжение электрической энергией [19];

      - Положение о государственном  регулировании тарифов на электрическую  и тепловую энергию, отпускаемую  потребителям от электрических и тепловых сетей концерна «Белэнерго» Республики Беларусь утверждено директором Депортамента цен при Госэкономплане Республики Беларусь от 05.03.1993г. № 81-3/6-185, Министром энергетики Республики Беларусь от 26.02.1993г. № 06/240 (изменения и дополнения утверждены Министерством экономики от 02.02.1998г. № 28-03-10/143, Белорусским государственным энергетическим концерном от 27.01.1998г. № 04/8). Государственное  регулирование  тарифов  на  электрическую и тепловую энергию  объективно  вытекает   из   условия   формирования общереспубликанского рынка  товаров и услуг,  введения свободных цен на большую    часть    продукции,    потребляемой    энергетическими организациями, повышения экономической самостоятельности Республики Беларусь и  предназначено  наряду  с   перераспределением   денежных средств между  областными  производственными  энергообъединениями  в условиях действия  с  1.01.1993г. единых  по  республике  и дифференцированных по группам потребителей тарифов на электроэнергию обеспечить их самофинансирование,  функционирование и развитие,  как единого технологического комплекса. Электрическая  энергия  в  соответствии  с п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.11.1992г.  № 709  «О единых тарифах   на  электрическую  энергию»  с 1.01.1993г. отпускается в республике  по  государственно  регулируемым  единым тарифам и дифференцированным по группам потребителей [38].

      Четвертый уровень в себя включает:

      - Учетная политика РУП «Брестэнерго»  на 2006 год утверждена генеральным  директором РУП «Брестэнерго»  В. М. Шишко приказом № 12 от 11.01.2006г. Главным элементом  учетной политики являются способы  ведения бухгалтерского учета,  к которым согласно Положению  по учетной политике относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности; методы погашения стоимости активов; система организации документооборота;  способы проведения инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета; используемые системы регистров бухгалтерского учета; методы обработки информации и иные способы и приемы. При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ее деятельности и ведению бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет в филиале РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети ведется в соответствии с утвержденной учетной политикой (Приложение А);

      - Рабочий план счетов. Организация  самостоятельно разрабатывает и  утверждает рабочий план счетов, взяв за основу Типовой план  счетов бухгалтерского учета  и Инструкцию по применению  Типового плана счетов бухгалтерского  учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 с изменениями и дополнениями от 13.11.2003 года. Рабочий план счетов утвержден генеральным директором РУП «Брестэнерго» В. М. Шишко. На практике формирование Рабочего плана счетов производится путем отбора синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов, которые используются при ведении учета в организации фактически. Введение синтетических счетов, не предусмотренных Типовым планом счетов, может осуществляться с выполнением требований Инструкции по применению Типового плана счетов, согласно которым такое введение возможно только по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. В противном случае подобные действия классифицируются как уклонение от выполнения правил бухгалтерского учета и признаются нарушением законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете со всеми вытекающими из этого последствиями. Рабочий план счетов определяется организацией с учетом субсчетов, определенных Типовым планом счетов, и положений действующего законодательства (Приложение Б).

      - Положение о филиале Брестского унитарного предприятия электроэнергетики «Брестэнерго» Барановичских электрических сетях, которое утверждается Генеральным директором РУП «Брестэнерго» В.М. Шишко. Филиал РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети действует на основании данного Положения. В данном документе указываются общие положения организации, цели деятельности филиала, его основные задачи, материально-техническая база, планирование, оплата труда, управление и структура филиала, учет, отчетность и контроль, условия реорганизации и ликвидации филиала (Приложение В).

      Таким образом, нормативная правовая база Республики Беларусь обеспечивает полный, точный, достоверный учет денежных средств.

      Всеми вышеперечисленными нормативными документами  руководствуется филиал РУП «Брестэнерго»  Барановичские электрические сети, что позволяет организовать эффективное  управление производственно-хозяйственной  деятельностью, повышает его финансовую устойчивость, соблюдение в течение отчетного периода единой учетной политики, позволяет отразить в бухгалтерском учете и отчетности все хозяйственные операции, а также правильно оценить имущество и его обязательства.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Особенности учета  денежных средств в международной учетной практике

 

    

      В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы  учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики  и международных стандартов. Поэтому изучение накопленного в этой сфере опыта в зарубежных странах, а также положений и требований международных стандартов имеет особое значение.

      Главной целью регулирования системы  бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами отчетности [51, с. 3].

      В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 мая 1998 года № 694 «О государственной  программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь  от 09.07.2003г. № 922) утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран.

Информация о работе Исследование учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках