Исследование учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить состояние учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках, указать пути и резервы их совершенствования.
Метод исследования. В процессе исследования применялись такие общенаучные методы исследования как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, сопоставление, обследование, обобщение теоретического и практического материала.
Полученные результаты, их новизна. Разработанные в дипломной работе мероприятия по совершенствованию учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках отличаются некоторой новизной в области применения ЭВМ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………...4
ГЛАВА 1 ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ В БАНКАХ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА И ФИНАНСОВО -ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ…………………………….………………………….10
1.1 Денежные средства: экономическое содержание, задачи их учета и контроля……………………….………………………10
1.2 Нормативное правовое регулирование учета и контроля операций с денежными средствами на расчетных счетах в банках…………….……………………………………….…….17
1.3 Особенности учета денежных средств в международной учетной практике……….………………………………….……29
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТАДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕ- ТАХ В БАНКАХ………….………………………………….…….36
2.1 Порядок открытия, переоформления и закрытия текущих и других счетов………….………………….…………………….36
2.2 Документальное оформление движения средств на счетах в банке………………….……………………………………….....42
2.3 Документальное оформление движения денежных средств на специальных счетах в банке..…………………………….....51
2.4 Синтетический и аналитический учет денежных средств на счетах в банке………………….……………………..…………57
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ………………………….……………………..……… …77
3.1 Планирование и организация проведения ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках..……..………....77
3.2 Ревизия операций по учету денежных средств на расчетном и валютном счетах……………………………...……..………...82
3.3 Ревизия операций по учету денежных средств на специаль- ных счетах в банках…………………………...……..……….…91
3.4 Документальное оформление результатов ревизии опера- ций по учету денежных средств на счетах в банках…………104
3.5 Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и контроля денежных средств на счетах в банках…………...…..111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………………..…114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….…………………119
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………125

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 736.00 Кб (Скачать)

      Ревизия банковских операций производится в  увязке с кассовыми операциями. Цель – соблюдение законности и целесообразности совершенных банковских операций, предупреждение возможных нарушений.

      В ходе решения этих задач устанавливается  соответствие кассового учета, сохранности  и расходования денежных средств, на основании чего определяются степень  соблюдения кассовой дисциплины, установленного порядка налично-денежных и безналичных расчетов и связанных с ними операций [5, с. 286].

      Таким образом, можно сделать вывод, что  денежные средства – это аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, организаций, населения  и другие средства, легко обращаемые в деньги.

      Денежные  средства организаций представляют собой совокупность денег, находящихся  в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых  книжках, переводах в пути и денежных документах [14, с. 413].

      Денежные  средства характеризуют начальную  и конечную стадии кругооборота хозяйственных  средств, и от скорости их движения во многом определяется эффективность  производственной деятельности организации. Объемом имеющихся у организации денег как важнейшего платежного средства по обязательствам определяется его платежеспособность. Она является одной из важнейших характеристик устойчивого финансового положения. Организации для оплаты возможных непредвиденных обязательств должны иметь определенные запасы резервных денежных средств. Однако наличие излишних запасов денежных средств приводят к замедлению их оборачиваемости, т. е. к снижению их использования, а в условиях инфляции – и к прямым потерям за счет их обесценивания. В этой связи возникает необходимость правильно планировать поступление денежных потоков и обеспечивать возможность сохранения повседневной платежеспособности организации, выявления свободных денежных средств и их вложения (в депозиты банков, акции, облигации и уставные капиталы других организаций) с целью получения прибыли. 
 
 
 

       1.2  Нормативное  правовое регулирование учета  и контроля операций с денежными  средствами на расчетных счетах  в банках

 

   

      За  последние годы в бухгалтерском  учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартом бухгалтерского учета и отчетности осуществляется система государственного нормативного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

      Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету  и отчетности - это нормативные  правовые акты, определяющие порядок  ведения бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности [30].

      Основные  положения и принципы организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь по операциям с денежными средствами на счетах в банках регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». В данный Закон Законом Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» внесены существенные изменения и дополнения. Однако концептуально нормы Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» не  претерпели изменения.

      Внесение  изменений и дополнений обусловлены  необходимостью приведения Закона в  соответствие с другими актами законодательства Республики Беларусь, а также необходимостью дальнейшего реформирования национальной системы бухгалтерского учета и  отчетности в целях обеспечения ее соответствия международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

      На  основании и во исполнение этого  закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

      Правовое  регулирование бухгалтерского учета  можно представить в следующем иерархическом порядке:

      Первый  уровень. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

      К данному уровню относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения; Банковский кодекс Республики Беларусь; Налоговый кодекс Республики Беларусь;

      Второй  уровень. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.

      Нормативные документы этого уровня устанавливают  принципы, базовые правила ведения  бухгалтерского учета отдельных  объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма  применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

      При разработке национальных бухгалтерских  стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета;

      Третий  уровень. Методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов (например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств). Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня;

      Четвертый уровень. Рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

      Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задаче реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. В первую очередь, необходима разработка отраслевых методических рекомендаций по учету и контролю движения денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке.

      К первому уровню относятся:

      - Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» №  3321-XII от 18.10.1994г. с изменениями и дополнениями  от  29.12.2006г. № 188-3. Закон принят Палатой представителей 16.05.2001 г., одобрен Советом Республики 08.06.2001 г. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Настоящий Закон состоит из 18 статей, в которые были внесены некоторые изменения. Действие Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами, с учетом особенностей. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и иных актов законодательства Республики Беларусь. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собрание Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Закон вступил в силу с 1 января 2007 года. Учетная политика филиала РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети разработана и соответствует Закону. Организация и ведение бухгалтерского учета филиалом РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети осуществляется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности»  [30];

      - Закон Республики Беларусь «О  валютном регулировании и валютном  контроле» № 226-3 от 22.07.2003г. в редакции Закона Республики Беларусь № 137-3 от 29.06.2006г. принят Палатой представителей, одобрен Советом Республики. Закон устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля  в целях обеспечения стабильности  платежного баланса и белорусского рубля, экономической   безопасности, поддержания    устойчивого    экономического    роста   и развития международного сотрудничества Республики Беларусь. Валютное   законодательство  Республики  Беларусь  состоит   из Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь,  законов  Республики  Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования  и  органов  валютного   контроля Республики  Беларусь,  издаваемых  в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и  обязанности  резидентов  и  нерезидентов  при проведении валютных операций,    система  органов  валютного  регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия [31];

      - Банковский кодекс Республики  Беларусь № 441-3 от 25.10.2000г. введен  в действие 01.01.2001г. в редакции  Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 г. № 145-З принят Палатой  представителей, одобрен Советом Республики. Банковский кодекс состоит из общей и особенной части.  Отношения,  регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правонарушений между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [4];

      - Указ Президента Республики Беларусь  «Об утверждении порядка расчетов   между юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями» от  29.06.2000г.  № 359 в редакции Указа Президента  Республики Беларусь       № 518 от 24.08.2006г. Указ устанавливает порядок расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также очередность осуществления платежей с текущих (расчетных счетов) в белорусских рублях. На субсчет филиала РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети платежи за электрическую энергию производятся во вторую очередь [35];

      - Указ Президента Республики Беларусь  «О некоторых мерах по упорядочению   расчетов в Республике Беларусь»  № 82 от 22.02.2000г. в редакции Указа  Президента Республики Беларусь  № 376 от 15.07.2002г. Данный Указ устанавливает, что индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета, если:

      ежемесячный  размер  выручки  от  реализации  товаров   (работ, услуг), кроме  выручки, полученной от осуществления   видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог в    соответствии   с  законодательными  актами,  превышает   сумму, эквивалентную  1000  базовых  величин,  на  первое  число  месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);

      прием    наличных    денежных  средств  осуществляется  ими   с использованием   кассовых  суммирующих  аппаратов  или   специальных компьютерных систем [34]

Информация о работе Исследование учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках