Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:45, лекция
Производство материальных благ является непременным условием существования и развития общества. Создание в процессе производства материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за хозяйственными процессами, связанными с производством, распределением и потреблением материальных благ, требуется систематическое наблюдение, измерение их в количественных показателях.
расходы на подготовку и освоение производства;
общепроизводственные расходы;
общехозяйственные расходы;
потери от брака;
прочие производственные расходы;
расходы на продажу (коммерческие расходы).
2. Учет процесса заготовления
Объектом бухгалтерского учета являются процессы хозяйственной деятельности организации: процесс снабжения, процесс производства, процесс продажи.
Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются:
контроль за движением материалов;
правильный и своевременный расчет;
фактической себестоимости приобретенных материалов.
В процессе снабжения приобретаются материалы за плату от: поставщиков, прочих кредитов, подотчетных лиц.
Понятие «материалы» является собирательным, обозначающим разные элементы производства (как правило, материалы используются в качестве предметов труда).
При осуществлении учета процесса снабжения поступление материалов оформляется унифицированными документами: доверенность, приходный ордер, акт о приеме материалов, требование-накладная.
В расчетах за приобретенные организацией материалов применяются: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, банковские расчетно-платежные документы и др.
Согласно действующему Плану счетов для учета процесса снабжения используются бухгалтерские счета:
10 счет «Материалы»;
15 счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
16 счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
14 счет «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Не принадлежащие организации материалы, а принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (002).
Счета 15, 16 используются в организации согласно учетной политике.
Фактические затраты по приобретению материалов учитываются по дебету счета «Материалы» (10).
Рассмотрим хозяйственные операции:
1. По приходному ордеру поступили на склад от поставщика на сумму 50000 руб.:
Д-т счета «Материалы» К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2. Акцептован счет-фактура за оказанные услуги за доставку материалов 13 560 руб.:
Д-т счета «Материалы» К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
3. На основании акта о приеме материалов оприходованы запасные части на сумму 5000 руб.:
Д-т счета «Материалы» К-т счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Фактические затраты по приобретению материалы составили:
68560 руб. (50000+13560+5000)
Материалы используются в качестве сырья при производстве продукции (выполнении работ, услуг); применяются для управленческих нужд организации, предназначены для продажи.
Отпуск материалов со склада организации оформляются документами:
лимитно-заборная карта;
требование;
требование-накладная;
накладная на отпуск материалов на сторону.
Отпуск материалов в производство в течение месяца отражается по учетной цене. Для расчета фактической себестоимости определяется средний процент отклонений в стоимости материальных ценностей. Расчет осуществляется по формуле:
где Он – отклонение в стоимости материалов на начало месяца; Ом – отклонение в стоимости материалов за месяц; Ом – остаток материалов на начало месяца по учетной цене; Пм – поступление материалов за месяц.
Рассмотрим на примере:
1. Остаток материалов на начало месяца:
1.1. По учетной цене 5000 руб.
1.2. Отклонение 1440 руб.
1.3. Фактическая себестоимость 16440 руб.
2. Поступило материалов:
2.1. По учетной цене 55000 руб.
2.2. Отклонение 13560 руб.
2.3. Фактическая себестоимость 68560 руб.
3. Отпущены материалы в производство:
3.1. По учетной цене 60000 руб.
3.2. Отклонение ?
3.3. Фактическая себестоимость ?
Для расчета отклонения в стоимости материалов (пункт 3.2) необходимо определить процент:
Отклонение в стоимости материальных ценностей составит в сумме 1500 руб. (60000*25%).
Фактическая себестоимость расходы материала (пункт 3.3) составит 7500 руб. (60000+15000).
3. Учет процесса производства
Основными задачами учета процесса производства являются:
контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
правильно и своевременно определить фактическую себестоимость произведенной продукции (оказанных услуг и работ).
Процесс производства связан с определенными затратами. Состав затрат регламентирован Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов» (ПБУ 10/99):
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
Согласно действующему Плану счетов бухгалтерского учета (раздел 3) для учета процесса производства используется активные счета:
Основное производство (20);
Вспомогательные производства (23);
Общепроизводственные расходы (25);
Общехозяйственные расходы (26);
Брак в производстве (28).
По дебету счета «Основное производство» (20) собираются все затраты отчетного периода. Счета «Общепроизводственные расходы» (25), Общехозяйственные расходы (26) сальдо не имеют и списываются в дебет счета «Основное производство» (20). Так же на счет «Основное производство» (20) списываются услуги вспомогательных производств и расходы будущих периодов (97).
Рассмотрим хозяйственные операции:
1. По требованию списываются материалы на изготовление продукции:
1.1. По учетной цене 60000 руб.
1.2. Отклонения 15000 руб.
Бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 10 «Материалы».
2. Начислена заработная плата рабочим основного производства 100000 руб.
Бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
3. Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение (26%) в сумме 26000 руб.
Бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
4. Списываются услуги вспомогательных производств 600 руб.
Бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 23 «Вспомогательные производства».
5. Списываются на изготовление продукции:
5.1. Общепроизводственные расходы 7100 руб.
5.2. Общехозяйственные расходы 4000 руб.
Бухгалтерская запись:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 25 «Общепроизводственные расходы»;
Д-т 20 «Основное производство» К-т 26 «Общехозяйственные расходы».
Затраты по дебету счета 20 «Основное производство» составили: 212700 руб. (75000+100000+26000+600+7100+
Согласно учетной политике организации могут быть списаны общехозяйственные расходы на счет 90 «Продажи».
В процессе производства получают готовую продукцию, предназначенную для продажи. Она представляет собой конечный результат произведенного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которые соответствуют условиям договора. Сдача на склад готовой продукции оформляется накладной. Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Для синтетического учета готовой продукции используется активный счет «Готовая продукция» (43). Счет «Выпуск продукции (работ, услуг)» (40) применяется по усмотрению организации.
Хозяйственная операция на выпуск продукции, например, в сумме 200000 руб. оформляется бухгалтерской записью:
Д-т 43 «Готовая продукция» К-т 20 «Основное производство».
4. Учет процесса продажи
Основными задачами процесса продажи являются:
контроль за движением готовой продукции;
правильно и своевременно определить фактическую себестоимость проданной (реализованной) продукции;
правильно и своевременно определить финансовый результат.
Проданной считается продукция, право собственности на которую, перешло к покупателю.
Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится на основании заключенных с ними договоров. На складе готовой продукции выписывают накладные. На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывают счета-фактуры по установленной форме. В них указывается себестоимость продукции, налог на добавленную стоимость (НДС) и общая сумма по счету.
В Плане счетов по учету процесса продажи предусмотрены счета:
43 счет «Готовая продукция»;
44 счет «Расходы на продажу»;
45 счет «Товары отгруженные» – по усмотрению организации;
90 счет «Продажи».
На 44 счете «Расходы на продажу», как правило, учитываются расходы: на перевозку продукции, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, на аренду, на рекламу, на хранение и подработке товаров и другие аналогичные по назначению расходы.
Например, отпущены материалы на упаковку продукции в сумме 10000 руб. Бухгалтерская запись: Д-т 44 «Расходы на продажу» К-т 10 «Материалы».
Счет 90 «Продажи» – активно-пассивный, к нему открываются субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль (убыток) от продажи».
На основании ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи продукции относится к доходам от обычных видов деятельности.
При продаже готовой продукции в бухгалтерском учете должны быть произведены записи:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» на сумму проданной продукции 236000 руб.
Одновременно на величину себестоимости проданной продукции:
Д-т 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» К-т 43 «Готовая продукция» – 170000 руб.
Выручка от продажи продукции является объектом налогообложения. Начисление налога на добавленную стоимость (НДС) отражается записью:
Д-т 90 «Продажи» субсчет 3 «НДС» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 36000 руб.
Списание расходов на продажу отражается бухгалтерской записью:
Д-т 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» К-т 44 «расходы на продажу» – 10000 руб.
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 производятся накопительно в течение отчетного года.
Финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и кредитового оборота по субсчету 90-1.
Полученная сумма финансового результата относится на 99 счет «Прибыли и убытки».
Прибыль отражается записью: Д-т 90-9 К-т 99.
Убыток от продажи отражается записью: Д-т 99 К-т90-9.
В приведенном примере:
оборот по дебету счета 90 «Продажи» составил 216000 руб. (170000+10000+36000)
Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение