Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:45, лекция
Производство материальных благ является непременным условием существования и развития общества. Создание в процессе производства материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Для обеспечения контроля за хозяйственными процессами, связанными с производством, распределением и потреблением материальных благ, требуется систематическое наблюдение, измерение их в количественных показателях.
Наряду с книгой для учета кассовых операций должны вести кассовую книгу, а для учета расчетов по оплате труда должны вести лицевые счета по каждому работнику.
Книга учета хозяйственных операций является регистром аналитического и синтетического учета (комбинированным), на основании которого можно определить наличие средств и их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга учета хозяйственных операций может быть открыта на месяц, а может быть открыта на год, но тогда обязательно пронумеровать и прошнуровать, подпись главного бухгалтера и руководителя должны присутствовать и оттиск печати малого предприятия на последней странице.
Книга учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода по каждому виду средств и источников, по которым они имеются.
Затем в графу 3 записываются за месяц в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого документа все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции отражаются методом двойной записи – одновременно в дебет одного счета и кредит другого соответствующих видов средств и их источников.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу средств, показанному в графе 4. Затем по каждому счету выводится сальдо, на основании которого составляется баланс.
Достоинства:
совмещение хронологической записи с систематической;
книга наглядна, легко обозрима;
техника ведения учетной регистрации не требует большой квалификации.
Недостатки: при большом количестве счетов становится громоздкой и неудобной в работе, применение вкладышей затрудняет запись и приводит к увеличению числа ошибок. Следовательно, число счетов не должно быть больше 20.
Малые предприятия, имеющие имущество, простой процесс производства продукции, рабочий план счетов применяют следующие учетные регистры:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (В-1);
Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции (В-2);
Ведомость учета затрат на производство (В-3);
Ведомость учета денежных средств и фондов (В-4);
Ведомость учета расчетов и прочих операций (В-5);
Ведомость учета реализации (В-6);
Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7);
Ведомость учета заработной платы (В-8);
Ведомость «шахматная» (В-9).
Каждая ведомость применяется для учета по одному из используемых счетов (но Министерство финансов РФ разрешило и утвердило учетные регистры, в которых отражаются операции по нескольким счетам). На основании первичного документа хозяйственная операция записывается в 2-х регистрах одновременно: в одном по дебету счета с указанием кредитуемого счета (в графе корреспондирующий счет), в другом регистре – по кредиту счета с указанием дебетуемого счета. Обобщение итогов за отчетный период (месяц) малого предприятия производится в шахматной ведомости форма В-9.
При заполнении шахматной ведомости из каждого регистра переносят кредитовые обороты в дебет счетов (и подводятся общие дебетовые и кредитовые обороты). На основании шахматной ведомости составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, а на ее основе – баланс. На практике на основании регистров составляется главная книга, применяющаяся при журнально-ордерной форме и затем баланс.
Таблица 14
Ведомость (шахматная) В-9
Дебет счетов | Сальдо кредита счетов | Итого по дебету счетов | ||||
В-1 | В-2 К-10 | В-3 | В-4 | и пр. | ||
20, 50 | Х | Х |
|
|
| Х Х |
Итого по кредиту счетов |
|
|
|
|
|
|
В условиях применения различных видов электронно-вычислительной техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершенствование управления и развитие рыночной экономики все шире начинает внедряться автоматизированная форма бухгалтерского учета, которая основана на следующих методологических принципах:
сохранения метода двойной записи при отражении хозяйственных операций. Одновременная запись производимой хозяйственной операции по дебету и кредиту корреспондирующих счетов способствует систематизации хозяйственных операций и обеспечивает действенный контроль за правильностью отражения их на счетах бухгалтерского учета;
организации программной индексно-последовательной взаимосвязи бухгалтерских счетов в соответствии с кодами стандартных, ежемесячно повторяющихся хозяйственных операций. Это означает, что массивы информации, типичных хозяйственных операций, таких, как поступление материалов от поставщиков, передача материалов в производство для выработки продукции, начисление заработной платы работникам предприятия, выдача заработной платы из кассы предприятия и т. п., предварительно кодируются (например, начисление заработной платы рабочим производственных цехов - код 0301, работникам аппарата управления - 0302, работникам отдела маркетинга - 0303, удержание НДФЛ с работников предприятия - 0401 и т. д.). Корреспонденция счетов обеспечивается путем непосредственной взаимной адресации совокупности одинаковых хозяйственных операций.
Тема 7. Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета. Существует несколько уровней регулирования.
Первый уровень включает законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Основные элементы системы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Второй уровень – Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета. Так, приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Настоящее Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Третий уровень составляют методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы в развитие актов первого и второго уровня. Документы этого уровня подготавливаются и утверждаются федеральными и другими органами исполнительной власти, общественным профессиональным объединением бухгалтеров. К третьему уровню относится План счетов бухгалтерского учета.
Четвертый уровень – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней. К четвертому уровню относится Приказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации.
2. Учетная политика организации
Учетная политика представляет собой выбор организацией конкретных методик, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) устанавливает правила ведения бухгалтерского учета. Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер, а утверждает руководитель организации своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, у организации есть основные средства, необходимо определить на основе какого метода будет начисляться на них амортизация. Торговые организации и организации общественного питания должны указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Учетная политика организации должна обеспечить:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и актов;
отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания;
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.
Изменение учетной политики организации может производится в случаях:
изменения законодательства РФ и(или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация).
Изменение учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
Должна раскрываться следующая информация:
причина изменения учетной политики;
содержание изменения учетной политики;
порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики.
Организационно-технические аспекты учетной политики охватывают:
1) форму бухгалтерского учета;
2) организацию ведения бухгалтерского учета;
3) рабочий план счетов;
4) формы первичных учетных документов, разработанные в организации;
5) систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности;
6) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
7) правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
8) объем, сроки и адреса представления отчетности;
9) систему взаимоотношений с аудиторскими фирмами;
10) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Тема 8. Международная система финансовой (бухгалтерской) отчетности
1. Сущность, принципы
Международная стандартизация отражает правила подготовки и представления финансовой отчетности.
Под стандартом понимают нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека. Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать основные свойства финансово-хозяйственной информации.
Идея стандартизации учетных процессов реализуется в рамках унификации учета, которую приводит комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).
Международные стандарты учета разрабатываются и публикуются КМСФО. Они носят рекомендательный характер и касаются отдельных вопросов учета активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и различных хозяйственных операций.
Информация о работе Хозяйственный учет, его сущность и значение