Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии
Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83
Проведем анализ динамики изменения объема реализованной продукции на основании таблицы 3.1.
Таблица 3.1 Анализ выполнения плана объема реализованной продукции ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» в 2009 - 2010 г.
№ п/п |
Показатели |
2009 |
2010 |
Отклонение |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарная продукция: |
|||||
1 |
в действующих ценах |
14325 |
17009 |
2684 |
118,74 |
2 |
в сопоставимых ценах |
15190 |
16745 |
1555 |
110,24 |
3 |
Объем реализации |
13681 |
18124 |
4443 |
132,48 |
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что товарная продукция в 2010 г. выросла и в действующих, и в сопоставимых ценах. В то же время наблюдается прирост объема реализованной продукции на 32,48 %. Опережение составляет 4443 млн. руб. Остатки готовой продукции снизились на складе с начало года на 225693 тыс. руб. и составили на 01.10.2010 года 130590 тыс. руб. или 16,5 % к среднемесячному объему производства.
Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась согласно требованиям соответствующих ГОСТов, ТУ и другой нормативно – технической документации.
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (см. рис.2.3). Рис. 3.1 Факторы, влияющие на объем реализованной продукции
При анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (3.1)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк + ГПк (3.2)
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [22].
Расчет влияния данных факторов
на объем реализации продукции производится
сравнением фактических уровней
факторных показателей с
Таблица 3.2 Анализ факторов изменения объемов реализации на ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» в 2010 г. (млн. руб.)
№ п/п |
Показатели |
План |
Факт |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Остаток продукции на начало года ОГПн |
2500 |
3562 |
+ 1062 |
2 |
Выпуск товарной продукции ВП |
16500 |
17009 |
+ 509 |
3 |
Остаток продукции на конец года ОГПк |
1100 |
1309 |
– 209 |
4 |
Отгрузка продукции ОТГ |
17900 |
19262 |
+ 1362 |
5 |
Остаток отгруженных товаров на начало года ОТн |
1004 |
1304 |
+ 300 |
6 |
Остаток отгруженных товаров на конец года ОТк |
1104 |
2442 |
+ 1338 |
7 |
Реализация продукции РП |
17800 |
18124 |
+ 324 |
Факторный анализ отгрузки продукции проведем на основании следующей факторной модели аддитивного типа при помощи способа абсолютных разниц:
ОТГ = ОГПн + ВП – ОГПк
ΔОТГогпн = ΔОГПн = + 1062 (млн. руб.)
ΔОТГВП = ΔВП = + 509 (млн. руб.)
ΔОТГогпк = – ΔОГПк = – 209 (млн. руб.)
ΔОТГ = ΔОТГогпн + ΔОТГВП + ΔОТГогпк = 1062 + 509 – 209 = + 1362 (млн. руб.)
ΔРПОТн = ΔОТн = + 300 (млн. руб.)
ΔРПОТ = ΔОТГ = + 1362 (млн. руб.)
ΔРПОТк = – ΔОТк = – 1338 (млн. руб.)
ΔРП = 300 + 1362 – 1338 = + 324 (млн. руб.).
Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 509 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 1062 млн. руб. В то же время отрицательное влияние на увеличение отгрузки оказало увеличение остатков готовой продукции на конец года на 209 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 1362 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало увеличение остатков отгруженной продукции на начало года на 300 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 1362 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 324 млн. руб.
Таблица 3.3 Анализ факторов изменения объёмов реализации в 2009 - 2010гг. (тыс. руб.)
№ п/п |
Показатели |
2009г. |
2010г. |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Остаток продукции на начало года ОГПн |
3015 |
3562 |
+ 547 |
2 |
Выпуск товарной продукции ВП |
15190 |
17009 |
+ 1819 |
3 |
Остаток продукции на конец года ОГПк |
2415 |
1309 |
– 1106 |
4 |
Отгрузка продукции ОТГ |
15790 |
19262 |
+ 3472 |
5 |
Остаток отгруженных товаров на начало года ОТн |
2565 |
1304 |
– 1261 |
6 |
Остаток отгруженных товаров на конец года ОТк |
4674 |
2442 |
– 2232 |
7 |
Реализация продукции РП |
13681 |
18124 |
+ 4443 |
ΔОТГогпн = ΔОГПн = +547 (млн. руб.)
ΔОТГВП = ΔВП = + 1819 (млн. руб.)
ΔОТГогпк = – ΔОГПк = + 1106 (млн. руб.)
ΔОТГ = ΔОТГогпн + ΔОТГВП + ΔОТГогпк = 547 + 1819 + 1106 = + 3472 (млн. руб.)
ΔРПОТн = ΔОТн = – 1261 (млн. руб.)
ΔРПОТ = ΔОТ = + 3472 (млн. руб.)
ΔРПОТк = – ОТк = + 2232 (млн. руб.)
ΔРП = 3472 + 2232 – 1261 = + 4443 (млн. руб.)
Таким образом, в результате проведенного факторного анализа можно отметить следующее: наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 1819 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 547 млн. руб. и на конец года на 1106 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 3472 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало уменьшение остатков отгруженной продукции на конец года на 2232 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 3472 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 4443 млн. руб.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Таблица 3.4 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции на ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» за январь 2010 г., млн. руб.
№ п/п |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
ОАО «Стройтерст 15» |
416 |
416 |
– |
416 |
2 |
ООО «Полесье» |
8,496 |
8,463 |
– 0,033 |
8,463 |
3 |
КПУП «Роика» |
3,362 |
3,362 |
– |
3,362 |
4 |
ООО «Алексстройсервис» |
8,088 |
7,495 |
– 0,593 |
7,495 |
5 |
ИП Каянович С.С. |
4,366 |
4,012 |
– 0,354 |
4,012 |
6 |
Итого |
440,312 |
439,332 |
– 0,98 |
439,332 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем:
Кд.п. = (440,312 – 0,98) / 440,312 = 0,9978, или 99,78 %.
Из таблицы 3.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции на сумму 980 тыс. руб., или на 0,22 %.
Таким образом, анализ выполнения договорных обязательств по покупателям дает возможность установить, перед каким именно покупателем систематически не выполнялись обязательства. Эта информация может быть использована для принятия соответствующих управленческих решений.
Таблица 3.5 Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции на ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» в январе – сентябре 2010 г., тыс. руб.
№ п/п |
Отчетные периоды |
Производство продукции для заключения договоров по плану |
Недопоставлено продукции по договорным обязательствам |
Выполнение договор обязательств по поставкам продукции, % | |||
за отчет. месяц |
за период с нач. года |
за отчет. месяц |
за период с нач. года |
за отчет. месяц |
за период с нач. года | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Январь |
770200 |
770200 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
2 |
Февраль |
778310 |
1548510 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
3 |
Март |
786500 |
2335010 |
112,34 |
112,34 |
99,986 |
99,986 |
4 |
Апрель |
792100 |
3127110 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
5 |
Май |
797410 |
3924520 |
98,54 |
210,88 |
99,988 |
99,995 |
6 |
Июнь |
799530 |
4724050 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
7 |
Июль |
801700 |
5525750 |
0 |
0 |
100,00 |
99,996 |
8 |
Август |
803210 |
6328960 |
58,62 |
269,5 |
99,993 |
99,996 |
9 |
Сентябрь |
808232 |
7137192 |
42,678 |
312,178 |
99,995 |
99,996 |
Данные таблицы 3.5 показывают, что предприятие в течение пяти месяцев выполняло договорные обязательства и не допускало недопоставки продукции. Однако в марте, мае, августе и сентябре из-за нарушений смежниками договорных условий по поставке комплектующих предприятие недовыполнило обязательства на 312,178 тыс. р., что составило 0,004 % от суммы заключенных договоров.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Аналогично, по такой же методике, осуществляется анализ выполнения договорных обязательств по наименования продукции и срокам поставок.
Анализ выполнения договорных обязательств по наименованиям продукции дает информацию о том, по каким именно видам продукции, как правило, срывались поставки. Недопоставка могла быть связана с отсутствием необходимого сырья, с недостатком оборудования нужного профиля либо с отсутствием квалифицированных рабочих.
Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
Применение компьютерных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
ВП=ЧР ∙ ГВ. (3.3)
В отчетном периоде на анализируемом
предприятии численность
∆ВП = ∆ГВ ∙ ЧРф = 892,55 ∙ 160 = 142808 (тыс. руб.).
ВП=ОПФ ∙ ФО. (3.4)
ВП=МЗ ∙ МО. (3.5)
На анализируемом предприятии материальные затраты составили 5214000 тыс. руб., при этом материалоотдача равна 1,37. Путем внедрения мероприятий по экономии сырья и более эффективном их использовании предприятию удастся повысить материалоотдачу до 1,5. Тогда резерв выпуска продукции составит:
∆ВП = ∆МО ∙ МЗ = 0,13 ∙ 5214000 = 677820 (тыс. руб.).
Таким образом, за счет более эффективного
использования имеющихся в
На базе сложившихся партнерских отношений со сторонними организациями ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» создает дилерскую сеть по продвижению наших товаров во все регионы бывшего Союза и некоторые страны дальнего зарубежья. Создание дилерской сети, которая значительно гибче, прогрессивнее сети филиалов, позволит еще более широко представить ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» на всех региональных рынках, ограничить верхний предел цены на товары ПО, тем самым получить возможность регулирования ценовой политики на местах продажи с головного объединения и в свою очередь обеспечить еще больший рост объемов продаж.