Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83

Работа содержит 1 файл

дипломная учет расч Z.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

Списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторской задолженности, нереальной для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам -

Д-т сч.63 "Резервы по сомнительным долгам"

К-т сч.62 "Рачеты с покупателями и заказчиками".

1.3 Порядок списания дебиторской задолженности в результате исполнения срока исковой давности

При ведении хозяйственной деятельности в учете организаций образуются суммы текущей дебиторской и кредиторской задолженности.

Соответственно кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, возникшее вследствие прошлых событий ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку ресурсов организации, которые могли бы принести ей экономические выгоды. [24, с.216]

Ежегодной инвентаризации подлежат, в частности, расчеты с поставщиками, дебиторами и кредиторами. Надо обратить внимание, что одной из задач инвентаризационной комиссии является документальная проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При этом инвентаризационная комиссия должна определить суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. [27, с.122]

Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие не реальные для взыскания долги списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов (если он создавался) либо на финансовые результаты коммерческой организации.

При отражении в учете этой задолженности большое значение имеет понятие истечения срока исковой давности. Однако законодательством предусмотрены и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком.

Необходимо отметить, что начало срока исковой давности начинается не с момента возникновения дебиторской задолженности, а только с момента, когда задолженность перейдет в разряд просроченной исходя из условий договора.

При заключении договора следует изначально оговаривать сроки расчета или встречной поставки, так как именно с этого момента начинается отсчет срока исковой давности. Если же в договоре отсутствуют условия по срокам оплаты, фиксация производится через предъявление претензии должнику, начало срока исковой давности начинается через семь дней.

В настоящее время у хозяйствующих субъектов дебиторская и кредиторская задолженности являются важными и значительными статьями баланса. В связи с тем, что не получая своевременно денежные средства от получателей за реализованную продукцию организации не могут рассчитаться с поставщиками.

Само наличие дебиторской задолженности, а тем более ее рост ведут к  возникновению потребности и  в дополнительных источниках средств, ухудшают финансовое состояние предприятия. Поэтому необходимо особое внимание уделять изучению дебиторской задолженности с длительными сроками и прежде всего просроченной.

Следует признать, что главной причиной неплатежеспособности хозяйствующего субъекта, по мнению Е.С. Беляцкой, остаются внутренние факторы – неустойчивость финансового положения, бесхозяйственность и неэффективность использования ресурсов, отсутствие анализа и контроля за дебиторской задолженностью и другие последствия неумелого управления хозяйственной деятельностью.

Для снижения дебиторской задолженности  Е.С. Беляцкая предлагает обратить внимание на меры, среди которых можно отметить следующие:

  • пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства тех товаров, которые не пользуются спросом;
  • развитие маркетингового анализа спроса и предложения, рынков сбыта производимой продукции; применение рекламы;
  • продвижение производимой продукции на новые рынки путем развития сервисного, послепродажного обслуживания;
  • проведение постоянной работы по повышению конкурентоспособности производимой продукции;
  • увеличение оборачиваемости текущих активов, запасов, денежных средств, а также дебиторской задолженности;
  • повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием контроля за ней, пересмотр условий и сроков расчетов по отношению к неплательщикам, а также применение договоров уступки-требования, продажа долгов третьим лицам и т.д. [2]

Практическое применение данных мер  позволит снизить уровень дебиторской  задолженности, что окажет положительное  воздействие на финансовое состояние  предприятия.

И. Савенок считает, что между дебиторской и кредиторской задолженностями должно существовать определенное равновесие, так как при превышении дебиторской задолженности над кредиторской отвлекаются средства из оборота, а в противном случае привлекаются средства своих партнеров с целью получения прибыли.

Необходимость наиболее эффективного использования активов, собственного капитала, постоянного вовлечения в  оборот дополнительных денежных ресурсов требует совершенствования и  развития новых форм взаимоотношений  субъектов хозяйствования. [26]

Дебиторская задолженность является одной из важнейших составных  частей оборотных активов. Возникает  она в результате Реализация товаров и услуг, оплата которых осуществляется по истечении определенного времени. Объем дебиторской задолженности и её структура в существенной степени зависят от объема реализации продукции, применяемых форм расчетов, кредитной политики предприятия и организации взимания задолженности за проданные товары и услуги.

Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота.

О. Пузанкевич считает главной целью  управления дебиторской задолженностью оптимизацию её величины и ускорение  цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Достижение данной цели предполагает:

  1. выбор рациональной стратегии предоставления коммерческих кредитов;
  2. обоснование экономической целесообразности используемых форм расчетов за реализованную продукцию с учетом предполагаемых затрат, связанных с финансированием задолженности и получением прибыли;
  3. постоянный контроль и действенные меры по взиманию платежей.

Одной из главных проблем учета  расчетов с разными дебиторами и  кредиторами является присутствие риска, связанного с возможной неплатежеспособностью покупателя.

О. Пузанкевич советует при предоставлении коммерческого кредита исходить из обоснованных решений, которые касаются:

  1. оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;
  2. обоснования целесообразности реализации продукции, предоставленной в кредит;
  3. определения условий выдачи кредита (величина, сроки погашения, льготы и т.д.);
  4. установления эффективных методов взимания дебиторской задолженности.

Кредитоспособность предприятия определяется на основе баланса активов и пассивов, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и других данных бухгалтерского учета и отчетности.

При определении кредитоспособности оцениваются:

  1. финансовые результаты предприятия за ряд лет (прибыль, убытки, рентабельность, ликвидность);
  2. структура имущества и капитала;
  3. степень задолженности и показатели финансовой независимости;
  4. эффективность использования всех элементов производства.

Кроме перечисленных позиций, учитываются  перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей.

Оценивая кредитоспособность акционерных  обществ следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату  дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. [23]

В современном мире широкое распространение  находит практика Реализация просроченной дебиторской задолженности, которая позволяет отказаться от трудоемкого и дорогого взимания соответствующего долга. В этих случаях риск получения задолженности принимает на себя тот, кто приобрел ее и сразу погасил соответствующую сумму.

Во всех случаях она бывает ниже купленного долга. Это дает возможность  кредитодателю снизить уровень  задолженности, улучшить свою ликвидность и финансовое состояние.

По общему признанию руководителей  и специалистов белорусских фирм, проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется  еще и несовершенством нормативной  и законодательной базы в части  оценки задолженности.

В результате исследования законодательства, регламентирующего бухгалтерский  учет дебиторской и кредиторской задолженности, Н.В. Кожарская выявила  проблемы их оценки, не позволяющие  руководству белорусских организаций  представлять прозрачную отчетность контрагентам, с одной стороны, и иметь реальную информационную базу для управления задолженностью, с другой стороны. [16]

По мнению Щербатюк С.Ю., одним из важнейших вопросов учетной практики является правильная классификация  дебиторской задолженности. Так, в балансе организаций Республики Беларусь эта задолженность отображается по двум группам:

  1. платежи по ней ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты;
  2. платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты.

С.Ю. Щербатюк отмечает, что основанием для списания дебиторской задолженности в Республике Беларусь является акт государственного органа или ликвидация организации-должника. [29]

При списании дебиторской и кредиторской задолженности, по мнению А. Крупновой, важную роль играют сроки исковой давности, однако в гражданском законодательстве нет единых сроков исковой давности, из-за чего имеются данные сроки, по истечении которых необходимо списывать дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Согласно ст.197 Гражданского кодекса РБ, отмечает А. Крупнова, общий срок исковой давности устанавливается в 3 года. Но не всегда по истечении указанного срока должна списываться дебиторская и кредиторская задолженность по сделкам, совершаемым резидентами Республики Беларусь, так как на основании п.1 ст.198 Гражданского Кодекса РБ для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.[18]

В практике финансовой деятельности субъектов хозяйствования нередки случаи, когда организация не исполняет взятые на себя обязательства по отношению к другому лицу, вследствие чего становится должником, то есть имеет кредиторскую задолженность.

Т.Рыбакова отмечает, что ненадлежащее исполнение обязательств может быть вызвано различными причинами. Например, у организации отсутствуют свободные денежные средства, для того чтобы расплатиться с поставщиками за приобретенные товары (работы, услуги). Или торговая компания не смогла отгрузить товар покупателю, перечислившему аванс. Кредиторская задолженность будет числиться в учете либо до даты ее погашения организацией (взыскания контрагентом), либо до даты ее списания с учета. [25]

В. Волчков считает, что главное - определить уровень дебиторской  задолженности, при котором она не будет угрожать финансовой устойчивости предприятия, и максимально допустимые объемы просроченной кредиторской задолженности. [3]

Предоставление отсрочек платежа  требует выстраивания продуманной  системы, иначе дебиторская задолженность может превратиться в большую проблему.

Н.Ф. Корсун считает, что дебиторская  и кредиторская задолженности являются важными звеньями бухгалтерского учета  любого предприятия, поэтому необходимы меры по их управлению.

Управление кредиторской задолженностью, по мнению Н.Ф. Корсун, заключается в следующем:

  • отсрочка и рассрочка платежей по погашению кредиторской задолженности;
  • перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
  • переоформление кредиторской задолженности в виде займа;
  • зачет взаимных платежных требований (взаимозачет) – для расчетов за товарно-материальные ценности для собственного производства и потребления и за услуги производственного характера;
  • проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет, по банковским кредитам и займам, перед поставщиками и подрядчиками.

В целях формирования источников покрытия убытков от списания просроченной дебиторской  задолженности организациям разрешено  создавать резервы по сомнительным долгам.

В Республике Беларусь отсутствует  конкретная методика определения величины резерва по сомнительным долгам. При определении суммы таких резервов Русина Е.В. рекомендует несколько подходов.

Один из подходов заключается в  определении величины возможных  потерь вследствие неоплаты дебиторской  задолженности на отчетную дату (сумма резерва будет равна сумме непогашенной к концу отчетного периода дебиторской задолженности).

Другой подход основан на накапливании информации по неоплаченной дебиторской  задолженности за каждый год существования  организации и расчете среднего процента потерь (убытков) вследствие непогашения дебиторской задолженности. А также подход к созданию резерва по сомнительным долгам, основанный на ведении аналитического учета дебиторской задолженности в зависимости от времени просрочки платежа и применения определенного среднего процента к каждой группе задолженности. [17]

Создав резерв по сомнительным или  просроченным долгам, организация может  увеличить расходы, принимаемые  для целей налогообложения, соответственно уменьшив просроченную дебиторскую  задолженность еще до того, как истечет срок исковой давности.

На основании приведенных выше статей можно сделать вывод, что  правильное управление дебиторской  и кредиторской задолженностями, их оценка, отражение в бухгалтерском  учете, а также списание являются значимыми звеньями в системе учета любого предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования