Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии
Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83
Учет и отчетность на предприятия ведется в бухгалтерии во главе главного бухгалтера.
Организация учета в основном производстве построена на предприятии по следующее схеме:
-сбор и оформление первичных документов;
-составление материальных
-обработка первичной
-составление бухгалтерской и статистической отчетности.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Предприятие в соответствие с Законом
«О бухгалтерском учете и
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме счетоводства с применением автоматизированной системы учета.
Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета. Они в сплошном порядке фиксируются в бухгалтерском учете на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчетности в тех периодах, к которым они относятся, независимо от времени проведения денежных или не денежных расчетов, связанных с этими операциями.
Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется в установленном порядке в соответствии с актами законодательства ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Регистры бухгалтерского учета
предназначены для
Основными регистрами бухгалтерского учета являются:
Движение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, налоговых деклараций и сведений, статистической, бухгалтерской и другой отчетности регламентируется графиком документооборота.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации, количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, в каждом конкретном случае определяется приказом генерального директора (руководителями обособленных подразделений) в соответствии с законодательством.
Для проведения инвентаризации на Унитарном предприятии (обособленных подразделениях) создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а также рабочие инвентаризационные комиссии.
Результаты инвентаризации рассматривает
постоянно действующая
В конце каждого месяца и года предприятие составляет бухгалтерский баланс. Он является способом группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам образования на определенную дату.
Баланс используется для анализа хозяйственной деятельности, т.е. для анализа обеспеченности основными и оборотными средствами, наличия средств по источникам образования, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, конечного результата хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии
В ОДО «ЭлитПрофиль» по учёту расчётов с покупателями и заказчиками отражается корреспонденция счетов, приведённая в таблице 2.7
Таблица 2.7 Корреспонденция счетов бухгалтерского учёта расчётов с покупателями и заказчиками
Содержание операции |
дебит |
кредит |
1. Реализованы товары Предъявлен счёт покупателю Поступила оплата от покупателя 2. Получен аванс под поставку товаров Отгружены товары в счёт полученного ранее аванса 3. Поступил плановый платеж 4. Отражён обоснованный
отказ покупателя от оплаты
счёта, учтены товары на 5. Отражён необоснованный отказ покупателя от оплаты счёта |
90/2 62 51 51 62 51 |
41/2 90/2 62 62 90/2 62 |
62 |
90/2 | |
45 76/3 |
41/2 62 |
Из оборотной ведомости по синтетическому учёту по счёту 62 следует, что в ОДО «ЭлитПрофиль» производился перевод долга в пользу Инспекции Министерства по налогам и сборам: дебет 68 счёта и кредит 62 счёта. А также дебет 60 счёта и кредит 62 счёта (и наоборот), что также говорит об использовании перевода долга. С августа 2005г. данный метод погашения задолженности запрещён Указам Президента Республики Беларусь №373 от 15 августа 2005г.
В учёте имело место
погашение дебиторской
Все введённые в компьютер операции по расчёту с покупателями и заказчиками по счёту 62 автоматически разносятся в регистры сводного учёта:
Следует также отметить, что сальдо по счёту 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками" в отчётности отражается в свёрнутом виде. Это ведёт к искажению информации. Внешние пользователи получают ложную информацию, что может вызывать недовольство.
С целью учёта и контроля налога на добавленную стоимость по приобретённым ценностям (работам, услугам) покупатели объектов обязаны вести книгу покупок, в которой регистрируются расчётные документы, подтверждающие оплату налога при приобретении объектов, а также получаемые от поставщиков первичные учётные документы, применяемые при отгрузке объектов. Кроме того, в книге покупок необходимо также указать номер и дату счёт-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы № СФ-1. На основании данной книги покупок определяется сумма налоговых вычетов, подлежащих зачёту в законодательном порядке. Следует также учитывать особенности внесения данных в книгу покупок при приобретении основных средств и нематериальных активов. Так, при приобретении основных средств на территории Республики Беларусь налог на добавленную стоимость принимается к вычету и заносится в книгу покупок в размере 1/12 ежемесячно при условии, что произведена оплата и поставка их на учёт.
Таким образом, учёт расчётов с поставщиками и покупателями в ОДО «ЭлитПрофиль» в целом соответствует законодательству Республики Беларусь. Бухгалтерам ОДО «ЭлитПрофиль» следует больше внимания уделять дебиторской задолженности, своевременно принимать меры по её взысканию, а также более тщательно выбирать партнёров.
На счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обобщается информация о расчетах с покупателями и заказчиками.
К счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты следующие субсчета: [4, с.263]
62-1 "Расчеты в порядке инкассо";
62-2 "Расчеты плановыми платежами";
62-3 "Векселя полученные";
62-4 "Авансы полученные" и другие.
На субсчете 62-1 "Расчеты в порядке инкассо" учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62-2 "Расчеты плановыми платежами" учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, осуществляемые не по каждой сделке (отгрузке (отпуску) товаров), а путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных плательщиком и получателем средств в договоре.
На субсчете 62-3 "Векселя полученные" учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными от них векселями.
На субсчете 62-4 "Авансы полученные" учитываются расчеты по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, оказание услуг, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" дебетуется в корреспонденции
с кредитом счетов 90 "Реализация",
91 "Операционные доходы и расходы"
на суммы, на которые предъявлены
расчетные документы и в
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" кредитуется в
корреспонденции с дебетом
При реализации имущества за иностранную валюту на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отражаются возникшие при переоценке задолженности курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Операционные доходы и расходы" (на величину процента).
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется: при расчетах в порядке инкассо - по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету; при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику; по полученным авансам - по каждому кредитору.
При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками: обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.
За ноябрь месяц 2010 года отражены следующие
финансово-хозяйственные
Д 51 – 273000 тыс. руб.
К 50.1.-273000 тыс. руб.
2. Зачислены на расчетный счет денежные средства, ранее числящиеся как «переводы в пути» (вечерняя касса)
Д 51 – 50000 тыс. руб.
К 57 – 50000 тыс. руб.
3. Поступили на расчетный счет денежные средства от поставщика (ошибочно перечисленные)
Д 51- 1100000 тыс. руб.
К 60 -1100000 тыс. руб.
4. Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей за проданную продукцию
Д 51 – 15975943 тыс. руб.
К62 – 15975943 тыс. руб.
Д 51 – 5722714 тыс. руб.
К 66 - 5722714 тыс. руб.
6. Поступили на расчетный счет денежные средства за оказанные услуги (ошибочно перечисленные)
Д 51 – 8100 тыс. руб.
К 76.5 - 8100 тыс. руб.
7. Перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности перед поставщиками.
Д 60 – 16213754 тыс. руб.
К 51 - 16213754 тыс. руб.
8. Перечислены с расчетного счета денежные средства покупателям (возврат ошибочно перечисленных сумм)
Д 62 - 13080 тыс. руб.
К 51 - 13080 тыс. руб.
9. Перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности по краткосрочным кредитам банка.
Д 66.6 – 6075458 тыс. руб.
К 51 - 6075458 тыс. руб.
10. Перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности по налогам и сборам.
Д 68. – 233991 тыс. руб.
К 51 - 233991 тыс. руб
11. Перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию.
Д 69 – 43582 тыс. руб.
К 51 - 43582 тыс. руб.
12. Оплачены с расчетного сета оказанные услуги.
Д 76 – 541361 тыс. руб.
К 51 - 541361 тыс. руб.
13. Оплачены с расчетного счета пени, штрафы
Д 91 – 43 тыс. руб.
К 51 - 43 тыс. руб.
Операции на валютных счетах оформляются первичными документами:
1. Письмо-извещение - высылает банк и информирует о поступлении валютной выручки.
2. Уведомление - высылает организация банку, что указанные суммы не подлежат обязательной продаже.
3. Заявка-документ, в котором юридическое лицо заявляет о том, что указанные суммы иностранной валюты будут использованы на определенные цели в течение указанного срока.
4. Реестр распределения поступившей иностранной валюты.
5. Поручение - выписывается на
продажу средств в иностранной
валюте на бирже, а также
на зачисление оставшейся
6. Платежное поручение - выписывается на перевод иностранной валюты с транзитного счета на текущий.
Ежедневно банк высылает организации выписку с валютного счета, в которой ведется аналитический учет. Регистром синтетического учета при журнально-ордерной форме учета являются журнал-ордер № 2/1 и Главная книга.