Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83

Работа содержит 1 файл

дипломная учет расч Z.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов

 

Перед составлением годовой бухгалтерской  отчётности организациям необходимо документально  подтвердить фактическое состояние  и наличие дебиторской задолженности и обязательств, проконтролировать сроки их возникновения и погашения, уточнить реальную оценку. Порядок проведения инвентаризации расчётов определяется в п.п. 3.44 – 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых Министерством финансов Республики Беларусь 05 декабря 1995г. №54.

Инвентаризация расчётов заключается  в проверке обоснованности учтённых на бухгалтерских счетах сумм дебиторской  и кредиторской задолженности, их реальности и возможности погашения. Инвентаризация расчётов включает проверку состояния задолженности банкам; бюджету и внебюджетным фондам; покупателям и заказчикам; поставщикам; подотчётных сумм; расчётов с работниками и депонентами; с прочими дебиторами и кредиторами, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс. Проверку расчётов начинают с подтверждения равенства дебетовых и кредитовых остатков по счетам учёта расчётов и остаткам в карточках аналитического учёта расчётов. При этом обращают внимание на законность и хозяйственную целесообразность совершённых операций, на сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности, и устанавливают суммы платежей, по которым имеется просроченная задолженность или истекли сроки исковой давности. Отдельно изучают правильность и обоснованность отражённой в бухгалтерском учёте задолженности по недостачам и хищениям. В ходе проведения инвентаризации расчётов уточняется оценка дебиторской и кредиторской задолженности. При принятии к бухгалтерскому учёту дебиторская задолженность и обязательства оцениваются в суммах, установленных договором по соглашению сторон, участвующих в сделке.

Задолженность, выраженная в иностранной  валюте, при принятии к учёту пересчитывается  в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату возникновения обязательств. Впоследствии оценка задолженности может изменяться на сумму процентов, предусмотренных к уплате по договору; на сумму признанных штрафов, пени и неустоек; на величину курсовых разниц и по другим причинам, предусмотренным действующим законодательством либо договором.

Сведения о реальности учтённых финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации. Результаты инвентаризации расчётов оформляются Актом инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту инвентаризации должна быть составлена справка, в которой обосновываются причины образования просроченной задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, указываются лица, виновные в образовании задолженности.

Для проведения инвентаризации расчётов с бюджетом организация получает в ИМНС по месту поставки на налоговый  учёт акт сверки. В акте указываются:

  • виды налогов
  • суммы начислений по каждому виду налогов
  • суммы фактически поступивших в бюджет налогов
  • суммы недоимки или переплаты по различным налогам
  • суммы начисленных пени и штрафов

Задача работников бухгалтерии  заключается в том, чтобы проверить  соответствие данных бухгалтерского учёта  и информации, содержащейся в акте сверки. В результате проверки могут быть установлены неправильно начисленные или неотражённые суммы налогов по какому-либо расчёту, не полностью зачисленные суммы налогов, уплаченные организацией, либо выявлены другие несоответствия. О результатах проверки бухгалтер должен сообщить налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую и налоговую отчётность. Результатом проведения инвентаризации расчётов с бюджетом является составление уточняющих расчётов и налоговых деклараций к годовому бухгалтерскому отчёту.

При инвентаризации подотчётных сумм проверяются отчёты подотчётных  лиц по выданным авансам с учётом их целевого использования, а также  суммы выданных авансов по каждому  подотчётному лицу.

Инвентаризация расчётов с поставщиками и покупателями проводится путём тщательной проверки сумм, числящихся на счетах. При инвентаризации расчётов проводится сверка расчётов и обмен выписками из счетов. Выписки обычно посылаются организациями – кредиторами организациям – дебиторам для подтверждения правильности остатков задолженности, правильности и реальности всех операций. Дебиторы подтверждают правильность остатков задолженности или сообщают свои возражения. Результаты оформляются актом сверки расчётов. Акты сверки расчётов подписываются как поставщиком, так и покупателем.

При инвентаризации расчётов с поставщиками проверке подвергаются записи по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и  подрядчиками". Результаты инвентаризации оформляются актами, в которых  отражаются данные о фактических  поставках товаров, сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей и о сумме перечисленных в оплату денежных средств. По товарам оплаченным, но находящимся в пути, и расчётам с поставщиками неотфактурованным поставщикам составляются отдельные инвентаризационные описи. Заполнение этих описей производится на основании документов, подтверждающих факт совершения данных хозяйственных операций. При этом проверке подлежат документы, подтверждающие наличие принятых к учёту товаров в пути: договоры купли – продажи, расчётные документы поставщика. Из содержания указанных документов должен чётко вытекать момент перехода права собственности на товарно-материальные ценности фактически не полученные, но принятые к бухгалтерскому учёту. Фактически поступившие товарно-материальные ценности, по которым не получены расчётно-платёжные документы, рассматриваются как неотфактурованная поставка и принимаются на ответственное хранение по приёмному акту, который составляется на складе в момент поступления ценностей по цене, указанной в договоре. Если до конца месяца расчётные документы не будут получены, то такие ценности отражаются за балансом организации в приёмной оценке. В следующем месяце после поступления расчётных документов стоимость неотфактурованных поставок списывается с забалансового учёта, и ценности передаются под отчёт материально ответственному лицу по стоимости, указанной в документах поставщика. При составлении инвентаризационной описи по неотфактурованным поставкам обращается внимание на оформление документов, в соответствии с которыми приняты и оприходованы ценности, и обоснованность цены. При инвентаризации расчётов с поставщиками следует обратить внимание на наличие сумм кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. Данные суммы списываются на финансовые результаты организации. Следует обратить внимание, что списание должно производиться по каждому обязательству на основании данных проведённой инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Сроки исковой давности и правила их исчисления устанавливаются законодательством. Общий срок исковой давности составляет три года. Специальные сроки устанавливаются законодательством применительно к отдельным видам обязательств.

Инвентаризация расчётов с  покупателями и заказчиками заключается в проверке сроков возникновения дебиторской задолженности, правильности и обоснованности, учтённых на счетах бухгалтерского учёта сумм дебиторской задолженности. При проведении инвентаризации выявляют две группы обязательств – реальная задолженность и долги, нереальные для взыскания. Реальной считается задолженность в пределах срока исковой давности, которую признаёт должник. Нереальной для взыскания или сомнительным долгом признаётся дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и которая необеспечена соответствующими гарантиями. Она может быть списана за счёт резерва по сомнительным долгам, но если он не создаются, то по решению руководителя организации задолженность подлежит отнесению непосредственно на финансовый результат. При инвентаризации необходимо также определить просроченную задолженность, информация о которой используется при формировании показателей приложений к бухгалтерскому балансу.

На местах представители контролирующих органов нередко руководствуются тем, что списание на убытки дебиторской задолженности с истёкшим сроком исковой давности (с уменьшением налогооблагаемой прибыли) допустимо в случае, если организация предпринимала активные действия по взысканию долга, в том числе путём предъявления иска в суд. Перечень мер по взысканию дебиторской задолженности, применение которых не дало положительного результата, даёт основание организации списать сумму задолженности на финансовые результаты. Документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией может служить:

  • выписка из государственного реестра налогоплательщиков;
  • справка налогового органа о ликвидации должника;
  • уведомление ликвидационной комиссии;
  • решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации – должника;
  • акт судебного исполнителя о невозможности взыскания задолженности с должника.

При наличии таких документов дебиторская задолженность нереальная для взыскания может быть списана на финансовый результат. Списание кредиторской задолженности производится в дебет 60 счёта и кредит 92 счёт. Списание дебиторской задолженности производится в дебет 92 счёта и кредит 62 счёта. Если списание дебиторской задолженности производится вследствие неплатежеспособности должника, то эта задолженность должна отражаться за балансом в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью её взыскания в случаи изменения имущественного положения должника. Указанные суммы подлежат отражению на счёте 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

При инвентаризации расчётов проводится взаимная выверка записей в регистрах  бухгалтерского учёта по расчётам с  организациями и отдельными лицами. При этом могут использоваться следующие способы:

  • рассылка писем с просьбой письменно подтвердить числящиеся на счетах расчётов суммы;
  • командирование работников бухгалтерии в организации;
  • сверку сумм по телефону, с помощью факсимильных сообщений и т.д.

Контроль за состоянием дебиторской  задолженности в организации  рекомендуется осуществлять посредством  ежемесячного составления акта сверок. Акт сверки расчётов является эффективным  инструментом контроля за дебиторской  задолженностью, так как с одной стороны напоминает дебитору о числящейся за ним задолженности, а с другой стороны позволяет вовремя выявить расхождения в учёте кредитора и должника и тем самым избежать возникновения конфликтов, нередко заставляющих стороны договора идти в суд.

 

2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования

 

Современные информационные системы  предназначены для повышения  эффективности управления с помощью  информационных технологий подготовки и принятия решений.

Бухгалтерский учет является самым сложным и трудоемким процессом учета, поэтому использование компьютерных технологий при обработке информации просто необходимо. Во-первых, автоматизированный учет облегчает работу при обработке документов. Во-вторых, использование информационных систем повышает эффективность и достоверность учета, что играет важную роль в современном мире.

Компьютерный учет должен соответствовать  единой методологической основе бухгалтерского учета, обеспечивать:

  • ведение бухгалтерского учета на основе принципов двойной записи;
  • взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошное отражение хозяйственных операций автоматизированным способом на основе первичных учетных документов;
  • сокращение трудозатрат на ведение учета;
  • контроль достоверности вводимых данных, целостности учетной информации;
  • формирование произвольных сводов, бухгалтерских отчетов автоматизированным способом.

На ОДО «ЭлитПрофиль» для ведения бухгалтерского учета применятся комплекс программ «Ветразь – сводный бухгалтерский учет». Данный комплекс программ предназначен для ведения синтетического и аналитического учета на предприятиях различных форм собственности и видов деятельности. Комплекс используется на крупных предприятиях (свыше 30 рабочих мест).

В данном комплексе программ бухгалтерский учет ведется в следующих подсистемах:

  • АРМ главного бухгалтера;
  • касса;
  • банк;
  • расчеты с контрагентами;
  • учет ТМЦ, ОС, МБП;
  • другие подсистемы.

Отличительные характеристики комплекса  программ «Ветразь»:

  • Организация удобного доступа к информации. Выделение подмножеств записей, изменение данных, получение справок и отчетов, технологические операции – все это выполняется непосредственно из таблицы, что сводит к минимуму трудоемкость пути от «живой» информации к отчету и наоборот;
  • Табличные формы отображения данных настраиваются под конкретного пользователя.
  • Обработка достаточно больших объемов информации при невысоких требованиях к вычислительной технике.
  • Перемещение из базы данных в архив и обратно потерявшей свою актуальность информации.
  • Гибкие средства регламентирования доступа пользователей к информации и функциям пакета.
  • Возможность работы с базой данных в разных режимах.
  • Контроль корректности базы данных в части полноты справочников целостности, связей и т.д.
  • Обмен данными с другими пакетами, включая MS Office (Excel, Word), 1С: Предприятие 7.7».
  • Возможность сопряжения с программным обеспечением, функционирующим на предприятиях.

Однако, несмотря на широкие возможности  данной программы, она является устаревшей, поэтому в целях совершенствования автоматизации учета предприятию рекомендуется использовать программу «1С: Бухгалтерия».

Таким образом, можно отметить, что  ведение автоматизированного учета  существенно облегчает работу бухгалтерской  службы предприятия, уменьшает трудовые затраты, затраты времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предложения  по снижению дебиторской задолженности Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»

3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками

 

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. В современных условиях план уже не носит силу закона, но его рассчитывают для оперативного руководства, поиска внутрихозяйственных резервов и координирования всей работы [13].

Информация о работе Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования