Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии
Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83
Построение собственной
Для увеличения объемов продаж менеджеры ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ» будут выезжать в регионы, и проводить активные переговоры о налаживание торговых связей с фирмами, расположенными на территории Республики Беларусь, проводить отбор возможных дилеров, дистрибьюторов и принимать участие в проходящих на территории РБ и СНГ выставках и ярмарках.
Любая компания, активно работающая с клиентами и заинтересованная в росте своего бизнеса, всегда стремится поддерживать высокий уровень обслуживания, а продавать как можно более успешно.
Рано или поздно объем информации по клиентам и взаимодействию с ними достигает такого уровня, что не может быть обработан при помощи стандартных офисных приложений, а потребности развития бизнеса требуют от руководителей получение достоверных данных об уровне продаж, лояльности клиентов и ситуации на рынке.
Продукты класса CRM (Customer Relationship Management- управление отношениями с клиентами) дают возможность не просто автоматизировать взаимодействие с клиентами и процесс продаж, а выстроить их работу таким образом, чтобы получать максимальный результат. Добиться этого можно, используя возможности CRM-систем, которые имеют следующие характеристики [12, 66]:
Главной целью проекта новой информационной системы является детальная проработка подсистем управления стратегическим маркетингом ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ», с точки зрения портфельного анализа и инноваций.
Соответственно, в рамках проекта развертывание новой системы предполагает осуществить только в следующих подразделениях компании: порфолио-менеджмента, маркетинга и инноваций
Для успешной деятельности, данные подразделения имеют доступ к информации из подсистем «прямые продажи» и «стимулирование сбыта».
В границы проекта не входят финансовый отдел, бухгалтерия, отдел кадров.
В информационной системе предполагается хранить набор справочников. Список справочников приведен в таблице 3.6 с описанием хранимой в них информации. Автоматизация документооборота является необходимым требованием в настоящее время. Создание электронных справочников позволит структурировать информацию, сортировать и отбирать в соответствии с запросом.
Таблица 3.6 – Предлагаемая классификация справочников ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»
Наименование справочника |
Описание |
Клиенты |
Список клиентов с полной информацией о каждом из них. Является основой CRM составляющей деятельности маркетингового отдела. |
Конкуренты |
Список основных конкурентов и их деятельности, рассмотренных в срезах различных параметров. |
Бизнес-портфели конкурентов |
Список бизнес-портфелей |
Наш бизнес-портфель |
Список продуктов, выпущенных, выпускаемых, находящихся на стадии разработки нашей фирмы. Используется непосредственно для анализа эффективности и предоставления отчетов по различным спецификациям. |
Данные для анализа окружающей среды |
Информация, собранная исследователем специально для мониторинга текущего и предполагаемого окружения. |
Данные для анализа рынка |
Информация, собранная по рынку для текущего и потенциального бизнес-портфеля. Основа проводимых маркетинговых исследований. |
Данные для анализа предприятия |
Информация о текущем |
Идеи для инноваций |
Список идей для инноваций и результаты их внедрения (проблемы, с которыми сталкивались при их осуществлении) |
*Составлено автором
Ниже приведены наиболее
очевидные и общие источники
экономического эффекта от
Руководство принимает решения, связанные с серьезными изменениями в деятельности фирмы. Отделы второго уровня подотчетны руководителю, а также обмениваются данными между собой. Отдел Portfolio менеджмента на основе данных, полученных из отделов по работе с клиентами и маркетинга, составляет сводные отчеты для планирования бизнес-портфеля компании.
Отделу Portfolio менеджмента подотчетны отдел аналитики и отдел конкурентной разведки. В том числе, к сотрудникам отдела Portfolio менеджмента поступает информация от производственного отдела. Также отдел Portfolio менеджмента тесно сотрудничает с отделом инноваций. Таким образом, отдел Portfolio менеджмента собирает данные определенного формата (удобного для последующего анализа) практически со всех отделов предприятия и проводит комплексный анализ бизнес-портфеля по внешним и внутренним показателям. После чего происходит отчет перед руководством о состоянии бизнес-портфеля и рекомендации по изменению политики предприятия по продуктам бизнес-портфеля, предложения о диверсификации. При принятии решений о диверсификации начинается взаимодействие отдела Portfolio менеджмента с отделом инноваций, посредством различных отчетов о проведенном анализе. В течение данного сотрудничества происходит отбор идей, отчеты руководству, обсуждения с производственным отделом, составление смет и контроль за выполнением одобренных руководством идей.
Все вышеописанные процессы на предприятии
не носят систематического и четко
формализованного характера. Поэтому,
руководство фирмы видит
На основе данного анализа взаимодействия различных отделов, можем сформулировать бизнес-процессы, которые необходимо автоматизировать (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Автоматизируемые бизнес-процессы ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»
Наименование |
Исполнитель |
Описание |
Мониторинг текущего и предполагаемого окружения |
Отдел аналитики, отдел конкурентной разведки, отдел Portfolio менеджмента |
Основными направлениями анализа на данном этапе являются:
Для решения этой задачи используются имеющиеся у фирмы данные для анализа окружающей среды и рынка. |
Ситуационный анализ |
Отдел Portfolio менеджмента, отдел аналитики |
На основании анализа информации о состоянии текущего бизнес-портфеля, мониторинга текущего и предполагаемого окружения, корпоративных целей, данных для анализа рынка, статистики продаж, данных для анализа предприятия, корпоративных ресурсов проводится ситуационный анализ. В ходе которого, проводится анализ матрицы Ансоффа, позиционирование и сегментирование, анализ уязвимости продукта и рынка, анализ ресурсов фирмы и отрасли. |
Планирование изменений бизнес-портфеля |
Отдел Portfolio менеджмента |
На основании информации о состоянии текущего бизнес-портфеля, проведенного мониторинга текущего и предполагаемого окружения, проведенного ситуационного анализа, корпоративных ресурсов, статистики продаж проводится планирование изменений бизнес-портфеля. В ходе которого, проводится анализ матрицы BCG, анализ возможностей или необходимостей введения новых продуктов, принятие решений по изменению бизнес-портфеля и примерное определение бюджета и сроков этих изменений. |
Проведение инноваций и модификаций продуктов |
Отдел Portfolio менеджмента и отдел инноваций |
На основании принятого решения по введению новых продуктов, включающим требования, предъявляемые к ним, ограничений по корпоративным ресурсам осуществляется процесс разработки и проведения инноваций и модификаций продуктов. |
Контроль формирования бизнес-портфеля |
Отдел Portfolio менеджмента |
На основе всех принятых
ранее решений и составленных
смет проводится контроль за проведением
изменений и формированием |
Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.
Эффективным является сочетание текущего контроля с предварительным, так как оно способствует предупреждению непроизводительных потерь и своевременному устранению тех или иных недостатков и нарушений, установленных в ходе контроля.
Должная организация текущего контроля
создает наиболее благоприятные
предпосылки для повышения
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов, Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц.
Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.
Последующим контролем по действующему законодательству охватывается в обязательном порядке деятельность всех субъектов хозяйствования, что позволяет в сочетании с предварительным и текущим контролем создать целостную систему контрольного наблюдения за процессами воспроизводства. Отличительной особенностью последующего контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность дать всестороннюю оценку эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности собственности предприятия.
Сочетание предварительного, текущего и последующего контроля позволяет обеспечить их наиболее высокую действенность и эффективность. Поэтому в практике контрольно-ревизионной работы следует широко использовать все формы контроля, не противопоставляя их друг другу.
Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных Документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистический. бухгалтерской, оперативной отчетности и Других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.
Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных.
Объектами фактического контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.
Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его необходимо применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.
Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Цель ревизии — получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.
Основными задачами ревизии являются:
выявление хозяйственных и
Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Цель аудита проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудит проводится аудиторскими организациями или аудиторами-предпринимателями имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.
Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Цель тематической проверки — получение исчерпывающих данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление неиспользуемых на предприятии резервов.
Тематическая проверка — один из самых распространенных способов экономического контроля, который заключается в установлении достоверности фактов совершения тех или-иных хозяйственных операций. Наиболее часто данный способ контроля используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и отдельных должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности. Например, проверка сохранности средств предприятия, обеспечения сохранности и использования оборудования, проверка использования прибыли и фондов предприятия и т.д.