Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:10, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение теории и практики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками;
проанализировать нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками и рассмотреть различные аспекты, касающиеся данного раздела учета;
рассмотреть порядок ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………….6
1.1 Сущность безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов….……..6
1.2 Задачи учета с покупателями и заказчиками. Нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………...…….12
1.3 Порядок и принципы учета расчетов с покупателями и заказчиками. Обзор литературы………………………………………………………………..17
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………….…….29
2.1Экономико-финансовая характеристика ОДО «ЭлитПрофиль»………….29
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии…………..41
2.3 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов…………………………..48
2.4 Автоматизация учёта расчётных операций в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………….….54
Глава 3. Предложения по снижению дебиторской задолженности. Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭЛИТПРОФИЛЬ»………………………………………………….…………..57
3.1Совершенствование хозяйственных связей с покупателями и заказчиками………………………………………………………………..……..57
3.2Мероприятия по улучшению системы внутреннего контроля по обеспечению выполнения договорных обязательств на предприятии……....72
Заключение…………………………………………………………….…….80
Список использованных источников……………………..……..83

Работа содержит 1 файл

дипломная учет расч Z.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

Экономический анализ важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние  факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование — ознакомление с  состоянием контролируемого объекта  на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д. При проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями и тд.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба.

Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. В ходе расследования широко используются как обычные, так и специфические формы контроля, допускаемые действующим законодательством и направленные на выявление истинности обвинения. По обнаруженным фактам нарушения законодательства должно проводиться беспристрастное и всестороннее расследование, результаты которого оформляются протоколами и постановлениями.

На предприятии может проводиться служебное расследование, представляющее собой проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Оно проводится в случаях установления недостач, хищений, порчи материальных ценностей.

Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения законности и  обеспечения законных прав предприятий  в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Правильное разрешение хозяйственных споров субъектов хозяйствования играет важную роль в обеспечении дисциплины расчетов, выполнении плановых заданий и договорных обязательств во всех звеньях экономики. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.

Технология контроля имеет три  самостоятельных этапа: (прил 1)

  1. установление критериев и стандартов
  2. сопоставление с ними реальных результатов
  3. осуществление корректирующих действий

Все этапы чётко различимы. Они свойственны контролю в любой системе управления.

Весь смысл контроля в том, чтобы  своевременно установить отклонения. Корректирующее решение принимается  на основе выяснения причин отклонений. Его смысл — возвращение организации  к установленным стандартам.

Характеристики успешного контроля. Люди являются неотъемлемыми участниками  любой стадии управления, поэтому  их поведение должно приниматься  во внимание на каждом этапе контроля. Следует учитывать и то, что  контроль сам оказывает непосредственное воздействие на поведение людей.

Контроль наиболее действенен тогда, когда фиксируются ошибки, а когда  они предотвращаются. Он должен быть направлен не столько на наказание  и изобличение, сколько на помощь и эффективную организацию дела. Сотрудники, убежденные в том, что существует надежный контроль, будут избегать ошибок, сомнительных сделок и т.д. поэтому ряд характеристик эффективного контроля определяется его поведенческими аспектами. Наука о поведении дает следующие рекомендации менеджерам по проведению эффективного контроля:

1. Устанавливайте осмысленные стандарты,  воспринимаемые сотрудниками. Нереальные  стандарты игнорируются, нарушаются, от них у сотрудников усталость  и разочарование и наоборот, когда  работники сами непосредственно  участвуют в разработке целей организации, то установленные в процессе разработки стандарты воспринимаются одобрительно.

2. Устанавливайте симметричные  отношения. Сотрудник должен иметь  возможность открыто обсудить  свои проблемы с руководителем  и наоборот. подобная симметрия  повышает вероятность успеха контроля. Двустороннее общение выявляет скрытые дефекты системы контроля.

3. Берегите сотрудников от чрезмерного  контроля. Излишние проверки просто  раздражают. Руководитель не должен  сводить свою работу только  к контролю, иначе это приведет к беспорядку и краху, потому что многочисленные формы контроля сдерживают инициативу и наказывают предприимчивость.

4. Устанавливайте жесткие, но  достижимые стандарты. Если стандарт  занижен и достигается без  труда, то он демотивирует людей  с высоким уровнем потребностей в серьезных результатах. Если стандарт высок и недостижим, то работа либо не будет выполняться, либо будет выполняться формально, либо сотрудник, исчерпал свой потенциал, просто уволится.

5. Вознаграждайте за достижение  стандарта.

Перечисленные условия позволяют избежать негативных воздействий контроля на поведение сотрудников.

Эффективность контроля определяется не только особенностями поведения  людей, но и такими условиями (характеристиками), как:

- стратегическая направленность;

- ориентация на конечные результаты работы организации;

- соответствие делу (контроль должен  соответствовать контролируемому  виду деятельности, неподходящие  методы контроля скорее маскируют,  чем дают критически важную  информацию);

- своевременность (не быстрота  его проведения, а время между  проведением измерений

и происхождением измеряемого события. Необходима нужная информация нужным людям в нужное время);

- гибкость (в систему контроля  необходимо встраивать новые  факторы, чтобы приспособить ее к происходящим изменениям.

- простота (разрабатываемые методики  хорошо проверять на детях  разработчиков: если они понимают  инструкцию, то специалист поймет  наверняка);

экономичность (соизмерение результатов  с затратами).

Итак, контроль является успешным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен, учитывает поведенческие аспекты деятельности сотрудников.

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

В настоящее время у хозяйствующих  субъектов дебиторская и кредиторская задолженности являются важными  и значительными статьями баланса. Таким образом, можно выделить следующие  проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками:

  • присутствие риска, связанного с возможной неплатежеспособностью покупателя;
  • взыскание задолженностей в больших размерах требует привлечения специализированных в этой области работников (юристов, специальных менеджеров), что связано с существенными затратами;
  • отражение в учёте убытков или возможности переоценки дебиторской задолженности в связи с наступлением неблагоприятных событий (возникновение безнадёжных долгов) специальным нормативным актом не предусмотрено;
  • допущение просроченных платежей и тем самым увеличение риска, финансовых затрат, связанных с наличием задолженности.

В связи с этим ОДО «ЭлитПрофиль» необходимо совершенствовать учет.

Предложения по совершенствованию  учета дебиторской задолженности:

  • пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства тех товаров, которые не пользуются спросом;
  • развитие маркетингового анализа спроса и предложения, рынков сбыта производимой продукции; применение рекламы;
  • продвижение производимой продукции на новые рынки путем развития сервисного, послепродажного обслуживания;
  • проведение постоянной работы по повышению конкурентоспособности производимой продукции;
  • увеличение оборачиваемости текущих активов, запасов, денежных средств, а также дебиторской задолженности;
  • повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием контроля за ней, пересмотр условий и сроков расчетов по отношению к неплательщикам, а также применение договоров уступки-требования, продажа долгов третьим лицам и т.д.
  • выбор рациональной стратегии предоставления коммерческих кредитов;
  • обоснование экономической целесообразности используемых форм расчетов за реализованную продукцию с учетом предполагаемых затрат, связанных с финансированием задолженности и получением прибыли;
  • постоянный контроль и действенные меры по взиманию платежей;
  • правильная классификация задолженности;
  • определить уровень дебиторской задолженности, при котором она не будет угрожать финансовой устойчивости предприятия, и максимально допустимые объемы просроченной кредиторской задолженности;
  • создание резерва по сомнительным долгам;
  • продажа просроченной дебиторской задолженности, которая позволяет отказаться от трудоемкого и дорогого взимания соответствующего долга;
  • недопущение просроченных платежей и тем самым уменьшение риска, финансовых затрат, связанных с наличием задолженности;

Предложения по совершенствованию  учета кредиторской задолженности:

  • отсрочка и рассрочка платежей по погашению кредиторской задолженности;
  • перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
  • переоформление кредиторской задолженности в виде займа;
  • зачет взаимных платежных требований (взаимозачет) – для расчетов за товарно-материальные ценности для собственного производства и потребления и за услуги производственного характера;
  • проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет, по банковским кредитам и займам, перед поставщиками и подрядчиками.

Помимо изложенных выше мер можно  также предложить использование  программы автоматизации бухгалтерского учета «1С: Предприятие», так как  используемая предприятием программа  «Ветразь» является устаревшей.

Таким образом, подводя итог данной работы, можно отметить, что для  успешной работы предприятия ему  необходимо совершенствовать ведение  бухгалтерского учета дебиторской  и кредиторской задолженности по различным направлениям, а также совершенствовать ведение автоматизированного бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованных источников

 

  1. Беляцкая, Е.С., Пути снижения дебиторской задолженности [Текст] / Е.С. Беляцкая // Учет, анализ и финансы в организациях АПК: состояние и пути совершенствования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры статистики и экономического анализа и 20-летию кафедры финансов и контроля ФБУ БГСХА (г. Горки, 27-28- октября 2006 г.) / Учреждение образования "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". - Горки: УО "БГСХА", 2007. - С. 200-202.
  2. Волчков В., В поисках золотой середины / В. Волчков // Финансы. Учет. Аудит: Научно-практич. журн. - 2008. - N 3. - С. 36-37.
  3. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994г. N 3321-XII (в ред. 26.12.2007 N 302-З).
  4. 5.Закон Республики Беларусь «Об обращении переводных и простых векселей» от 13 декабря 1999г. №341-З (в редакции от 22.12.2005 №76-З).
  5. Инструкция о банковском переводе от 29 марта 2001 г. N 66 (в ред. от 30.07.2009 N 127).
  6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций от 30 апреля 2004 г. N 75 (в ред. от 30.09.2009 N 123.
  7. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь от 17.01.2008 №4 (в редакции от 23.02.2010 №23).
  8. Инструкция о порядке оформления и согласования правил страхования и страховых тарифов по добровольным видам страхования от 22 октября 2003г. N 145 (в ред. от 11.05.2009 N 61).
  9. Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чеков из чековых книжек и расчетных чеков от 30 марта 2005 г. N 43 (в ред. от 29.10.2008 N 156).
  10. Инструкция о порядке продажи товаров в кредит, принятая Приказом Министерства торговли РБ от 29 апреля 1996г. №36 (в редакции от 08.11.2007 №61).
  11. Инструкция по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 №181.
  12. Инструкция по бухгалтерскому учету операций с банковскими пластиковыми карточками и электронными деньгами в банках Республики Беларусь от 14 июля 2004г. N 222 (в ред. от 27.03.2006 N 72).
  13. Инструкция по отражению в бухгалтерском учете межбанковских расчетов от 30 сентября 2009г. N 325.
  14. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, принятая Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 06.04.2004 N 28.
  15. Кожарская Н.В., О сближении белорусских правил оценки дебиторской и кредиторской задолженности с требованиями МСФО / Н.В. Кожарская // Бухгалтерский учет и анализ: Научно-практич. журнал. - 2010. - N 4. - С. 31-1
  16. Крупнова А., Списание дебиторской и кредиторской задолженности / А.Крупнова // Финансы. Учет. Аудит: Научно-практич. журн. – 2006. - №11. – С.55-57.
  17. План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, принятые Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 6 апреля 2004г. №28.
  18. Перечень регистров журнально-ордерной формы учета в организациях АПК и Инструкция по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях АПК.
  19. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь от 29.06.2000 №359 (в редакции от 05.11.2010 №571).
  20. Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь от 24.08.2007 №166 (в редакции от 12.10.2009 №155).
  21. Пузанкевич О., Дебиторская задолженность и методы управления ею / О. Пузанкевич // Финансы. Учет. Аудит: Научно-практич. журн. - 2005. - N7. - С. 10-13.
  22. Рыбакова Т., Списание кредиторской задолженности / Т. Рыбакова // Финансы. Учет. Аудит: Научно-практич. журн. - 2005. - N11. - С. 39-40.
  23. Савенок И., Совершенствуем учет вексельных операций / И. Савенок // Реформирование сельского хозяйства Республики Беларусь: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры экономики и МЭО Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г. Горки, 10-11июня 2004 г.) / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия). - Горки : БГСХА, 2005. - Часть 2. - С. 242-244.
  24. Сплетухов Ю.А., Страхование: учеб. пособие/ Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков, Е.Ф. Дюжиков. – М.: Инфра – М, 2004. – 312с.
  25. Шевцов А., Особенности списания дебиторской и кредиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности / А. Шевцов // Налоговый вестник: Республиканский журнал о налогах, сборах и отчислениях. - 2008. - N 13. - Ст. 16-23.
  26. Щербатюк С.Ю., Направления совершенствования отражения в бухгалтерской отчетности дебиторской задолженности / С.Ю. Щербатюк // Сельское хозяйство - проблемы и перспективы: сборник научных трудов в двух томах / Гродненский государственный аграрный университет. - Гродно: ГГАУ , 2009. - Т. 1: Агрономия. Экономика. - С. 364-375.
  27. Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 110 «О страховой деятельности».
  28. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева, Ю.И. Акулич; Под общ. ред. О.А. Левковича. ─ Мн.: Амалфея, 2003. – 640с.
  29. Бухгалтерский учет / Под. общей ред. Е.И. Тишкова. ─ Мн.: Выш. шк., 2001. ─ 684с.
  30. Бухгалтерский учет: Учебно-методическое пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. ─ 10-е изд., перараб. и доп. ─ Мн.: Книжный Дом, 2004. – 432с.

31.Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. – 176с.

32.Гончарук О.В. , Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятия: Учебное пособие. − СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. − 264с.

33.Гражданский кодекс Республики Беларусь.− Мн.: Школа предпринимателя “Амалфея”, 1994. − 645с.

34.Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов/ Под общей ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576с.

35.Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Деловая информация. –2001. – №3. – С.111-123.

36.Кейлер В.А. Экономика предприятия:  курс лекций – М: Инфра-М,2000 – 132с.

37.Кравченко Л.И. Анализ финансового положения предприятия – Мн.: ПКФ «Экаунт», 1994. – 53с.

38.Коваленко Е.М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление. − 2004. − № 2.− С.10-15

39.Коваленко Е.М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление. − 2004. − № 3.− С.7-16 (окончание)

40.Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –Мн.: Высшая школа. 1995 г. – 294с.

41.Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. − 400с.

42Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400с. – (Серия «Высшее образование)

43.Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 303с. – (Серия «Высшее образование»)

44.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для студентов экон. спец вузов. / Под общ. ред. Л.И. Кравченко.– 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Новые знания, 2003. – 383с.

45.Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2002

46.Организация производства и управление предприятием. Учебник. Второе издание. Под ред. О.Г.Туровца. М.: ИНФРА-М, 2005.

47.Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. Учебное пособие. М.: РИОР, 2005.

48.Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организация производства на предприятии. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.

49.Фатхутдинов Р.А. Организация производства. Учебник М.: ИНФРА-М, 2005.

50.Шепеленко Г.И. Экономика ,организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону, изд.центр 'Март', 2000.

 

 

 


Информация о работе Бухгалтерский учёт расчетов с покупателями и заказчиками в ОДО «ЭлитПрофиль» операций, пути его совершенствования